iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Белгород-Днестровский торговый порт под угрозой остановки

Михаил Левкин, экс-председатель профсоюза работников Ренийского порта, известен в Бессарабии своей смелой позицией, когда он с небольшим коллективом единомышленников противостоял рейдерам, которые банкротили предприятие. 

Сейчас, Михаил Левкин – депутат Ренийского городского совета, общественный деятель, анализирует недавние события по пере делу собственности в портах:

Белгород-Днестровский торговый порт под угрозой остановки. Недавние противоречивые действия администрации морских портов и принятие закона о запрете на экспорт древесины практически не оставляют ни одного шанса предприятию на выживание. А вместе с ним и древнему городу Аккерману, который строился и развивался как портовый, сегодня более половины поступлений в бюджет – благодаря работе порта. 

Даже противники экспорта древесины считают мораторий мерой слишком жёсткой, и не вполне рыночной. Зато она позволит, заинтересованным лицам, по новому переделить рынок объёмом миллиард долларов.

По инициативе бывшего директора ООО “Интервудкоммерц” (специализация – экспорт пиломатериалов), а ныне народного депутата Остапа Еднака, десять народных избранников, все члены профильного комитета по вопросам экологической политики, внесли на рассмотрение парламента проект закона о внесении изменений в закон Украины о моратории на экспорт лесо- и пиломатериалов в необработанном виде. 

Документ разработали депутаты VIII созыва: Дмитрий Добродомов, Николай Томенко, Богдан Матковский, Олег Мусий, Виталий Куприй, Виталий Чепинога, Андрей Антонищак, Александр Дубинин из БПП; Остап Еднак из “Самопомічі”, Анатолий Дырив из “Народного фронта” и глава фракции Радикальной партии Олег Ляшко.
А 5 февраля 2015 года Народные депутаты 277 голосами поддержали в первом чтении законопроект № 1362 о внесении изменений в Закон Украины “Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов” (относительно моратория на экспорт лесо и пиломатериалов в необработанном виде).

Суть документа – запрет сроком на десять лет вывоза за пределы таможенной территории Украины лесоматериалов и пиломатериалов.

При этом запрещается вывозить пиломатериалы и заготовки толщиной свыше 70 миллиметров с транспортной влажностью более 22%.

Авторы проекта считают, что “главной целью принятия этого закона является переориентация экспорта из древесного сырья на продукцию более высокого уровня обработки, стимулирование развития деревообрабатывающих и деревоперерабатывающих предприятий”. 
Но реальность немного другая. После принятия данного законопроекта, в Украине массово обанкротятся как производители, так и лесхозы.
Результат принятия закона – массовое закрытие деревообрабатывающих предприятий. В Украине основная масса деревообработчиков отправляют на экспорт пиломатериалы естественной влажности (от 25 до 45%), и переориентироваться на поставки данной продукции на внутренний рынок, не смогут, из-за отсутствия потребителей. Результат принятия закона – производители будут вынуждены закрывать свой бизнес и увольнять людей. Для установки сушек необходимо время, деньги (150 тысяч евро за сушку) и природный газ. По оптимистическим оценкам, после принятия закона спрос на отечественный лес сократится как минимум на 500 тыс. куб м в год, а лесхозы уменьшат свои доходы на 700 млн грн.

Однако настоящей катастрофой для лесхозов станет запрет на экспорт леса-кругляка.

В результате принятия закона (уменьшение спроса внутри страны и запрет на экспорт), лесхозы могут потерять от 50 до 90% своей выручки, объём производства в отрасли снизится более чем на 40%.
Истинная цель авторов закона – уменьшить конкуренцию на рынке древесины (право на экспорт будут иметь только владельцы сушильных камер), увеличить коррупцию (карантинная служба будет выдавать справки о степени влажности пиломатериалов) и скупать за бесценок отечественное сырьё, с целью получения сверхприбылей.
После запрета экспорта обвалятся цены на внутреннем рынке – ведь существующие перерабатывающие мощности в Украине даже при полной загрузке (когда работают пилорамы без сушильных камер) могут переработать не более 70% от объёма вырубки – в последние годы экспортировалось в среднем 30% от всей заготовленной древесины.

Последствия принятия законопроекта для лесной отрасли:

1. Резкое снижение доходности госпредприятий области – лесхозов.

Сейчас экспортная цена на лесопродукцию (кругляк и пиломатериалы) как минимум на 30% превышает внутриукраинские цены. И эта разница только растёт с падением курса гривны.

Запрет экспорта заставит лесхозы продавать продукцию отечественным переработчикам по низким ценам. Более того, даже эта невысокая цена, при избытке лесопродукции начнёт резко снижаться.

В результате: эти нововведения могут привести к полной остановке деревообрабатывающих предприятий, это приведёт к массовым сокращениям – тысячи людей потеряют работу, сокращению транспортных перевозок, государственный бюджет недополучит налоговые платежи и единый социальный взнос, лесхозы становятся убыточными, работники, которые останутся работать, будут получать меньшую зарплату.

2. Ухудшается платёжный баланс государства, возрастёт давление на курс национальной валюты. Лесная отрасль в последние годы даёт как минимум 200 млн долл. экспортной выручки в год.

В результате: уменьшение поступлений валютной выручки от экспорта, в условиях экономического кризиса, в размере как минимум 100 млн. долларов США в год, а также увеличение социального напряжения и массовый выезд местного населения, на заработки в Россию. 

3. Из-за сокращения доходов и спроса на лес, у лесхозов не будет возможности проводить рубки в необходимом, научно обоснованном объёме, что в среднесрочной перспективе негативно скажется на экологической ситуации – качество леса значительно ухудшится, количество пожаров возрастёт.

Комментируя обоснование необходимости принятия законопроекта можно провести параллели с сельскохозяйственной отраслью и запретить, например, экспорт не только зерна, но и низкосортной муки и отрубей, подчёркивая необходимость экспорта хлебобулочных изделий с высокой добавленной стоимостью.

Одним из правильных подходов, которые реально могли бы положительно сказаться на лесной отрасли и отечественных переработчиках, является создание благоприятного инвестиционного климата, что позволило бы закупить дорогостоящее профессиональное оборудование, переучить персонал, освоить новые рынки сбыта.

А запрещать экспорт леса необходимо очень взвешенно, начав, например, с запрета вывоза дуба-кругляка, потому что уже сейчас 90% дуба перерабатывается внутри страны и запрет на его експорт, повлечёт минимальный, негативный эффект для отрасли.

Ляшко и команда, предлагают ввести запрет на проведение рубки главного пользования и вывоза древесины за пределы Украины сроком на 10 лет, при этом, законопроект разрешает проводить выборочные, постепенные и сплошные рубки, но только для поставки дерева потребителям в Украине.

Такое предложение целиком и полностью устраивает украинских деревообработчиков. Попытки лоббировать их интересы ещё в прошлом году предпринимал тогдашний глава Госслужбы по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Михаил Юрьевич Бродский. Он обращался к Яценюку, цитата: “Наша лесная промышленность теряет рабочие места из-за дефицита сырья. А сырьё в это время поступает не на наши заводы и фабрики, отходы – не в наши котельные. Всё экспортируется за границу. Причём мы остаемся последней европейской страной, экспортирующей лес”, - сокрушался Бродский. При этом, правда, он забыл упомянуть, что в его орбиту входит деревообрабатывающий холдинг “БКМ-Вуд”, включающий в себя три деревообрабатывающих предприятия с совокупным оборотом более 100 млн. грн. в год. Все они кровно заинтересованы в снижении цен на древесину в Украине, что может произойти после запрета экспорта.
После увольнения Бродского, нести в массы мысль о необходимости запретить поставки древесины за рубеж, продолжила Всеукраинская ассоциация деревообрабатывающих предприятий. Её президент Дмитрий Артемчук незадолго до того, как Ляшко озаботился проблемами лесного хозяйства, заявил, что главная проблема деревообрабатывающей отрасли – отсутствие закона, который запрещает вывоз необработанной древесины (кругляка) из Украины.

Впрочем, даже в профильной ассоциации 10-летний мораторий считают слишком жёстким, предлагая просто ввести экспортную пошлину в объёме 1200 грн. за кубометр необработанной древесины. Это, якобы, будет стимулировать инвесторов развивать мебельное производство в Украине. Запрет экспорта — это не рыночная мера влияния. Всяческие запреты на экспорт не приветствуются ВТО. 

А глава фискальной службы Игорь Билоус предлагал решить проблему, выдачей квот и лицензий на поставки леса за границу.
10-летний запрет на экспорт древисины вряд ли особо поможет мебельщикам, зато даёт шансы монополизировать рынок приближённым к власти компаниям. Введение моратория, ещё не гарантирует, что экспорт лесоматериалов из страны остановится… Как показывает практика прежних ограничений на различных товарных рынках, запрет для всех – это хороший повод для отдельных компаний, имеющих выход на нужных людей, монополизировать отрасль. Так что не исключено, что в случае принятия моратория вскоре окажется, что права на экспорт или отдельные квоты, получит кто-то, из “своих”, из приближённых… 

Закон – это не то, как правильно, это всего лишь закрепление сложившегося порядка вещей. И так было во все времена. Законы, грубо говоря, диктуются идеалами общества. Каковы идеалы, таковы и Законы! В нашей стране, не так уж и важно каким будет Закон. Они практически все, не соблюдаются. А когда множатся Законы и Указы (приказы), растёт число воров и разбойников… 

Теперь в обеспечении сырьём, им – деревообработчикам, помогает Олег Ляшко и компания, лоббируя запрет экспорта древесины.

Лоббирование означает усилия частных групп, предпринимаемые для оказания влияния на государственную политику в своих интересах. 

 Поскольку различных политических или общественных образований с собственными интересами много, а государство одно, то лоббирование возникает естественно и неизбежно. 

 Иными словами, лоббирование – это сфера политической торговли, а лоббисты служат посредниками между частными интересами неких групп и властью. 

 Предметом лоббирования может стать что угодно – от экономических интересов до аспектов внешней и внутренней политики государства. 

 Процесс лоббирования может происходить на федеральном (национальном), штатном (региональном) и местном уровнях, в зависимости от того, где и кем решается вопрос. 

 Объектом лоббизма, как правило, являются законодательные и исполнительные органы власти. 

 Самая главная мишень лоббистов – принятие новых законов, а наиболее часто применимым механизмом лоббирования является финансирование предвыборных кампаний.

Схема, по которой осуществляется лоббирование, довольна проста: 

 Некто Х (деревообработчики), хочет добиться чего-то от некого Z (законодатели ВРУ), но, не имея к нему прямого доступа, они нанимают проворного N (лоббисты – Ляшко и ко.), и тот берётся протолкнуть интересы Х (деревообработчиков) в сферу влияния Z (законодатели Верховной Рады Украины).

Методы осуществления лоббирования, чего уж греха таить, могут быть как законными, так и незаконными: от политического давления на представителей власти, до их подкупа. 

       Эксперты называют лоббизм одним из плодов демократии. Это возможность для “низших эшелонов” донести свои пожелания и требования до “высших эшелонов” и, что самое главное, добиться при этом положительного результата. 

       Однако есть и отрицательные стороны. Иногда, находясь под давлением, правительство готово удовлетворить частные интересы, в ущерб национальным и общественным. 

Кроме того, существует мнение, что лоббизм плодит коррупцию.
Таятся “змеи” там, где спрятан клад….

Информация взята из переодических изданий СМИ, и Интернет-источников.

                                   Председатель независимого профсоюза работников транспорта, Депутат Ренийского городского Совета                                                

                                                                                     Михаил Лёвкин