Как сообщает ИА “ТИРАС” со ссылкой на пресс-службу ВС ПМР, в Приднестровье стартовала заключительная неделя перед днем Х – “Единый день голосования”. В следующее воскресенье избиратели официально заявят о своих предпочтениях, определив состав органов представительной власти. Кандидаты на обладание депутатскими мандатами активно привлекают внимание к собственным персонам. Избиратели пытаются вникнуть в суть предлагаемых программ. ЦИК занимается организационными вопросами и правовым сопровождением всех процессов, происходящих в рамках избирательной кампании.
Регистрация – по сути, пройденный этап. Соответствующие удостоверения получили практически все заявители, подтвердившие свое право именоваться кандидатом в депутаты. Исключение составляют единичные случаи. Два последних рассмотрели 20 ноября. Кардинальных изменений в ситуации ждать уже не стоит. Понедельник – последний день, когда могут быть начаты какие-либо судебные разбирательства, связанные с отменой регистрации. Стоит отметить, что по сравнению с кампанией 2010 года этих отмен зафиксировано меньше, что говорит о высоком качестве работы избирательных комиссий.
Среди обсуждаемых на уходящей неделе вопросов – уровень соответствия агитационной продукции требованиям законодательства. В ЦИК поступила информационная записка от прокуратуры, которая обратила внимание членов комиссии на наличие фактов использования в агитматериалах изображения несовершеннолетних.
Еще одно направление работы ЦИКа связано с предстоящей работой наблюдателей. Новшеством этой кампании является предоставление им права вести фото- и видеосъемку. Эти полномочия предстоит законным образом оформить. «Наблюдатель должен как четко знать свои права, так и соблюдать свои обязанности. Избирательная комиссия за несоблюдение обязанностей имеет право удалить наблюдателя», – отмечает Председатель Центризбиркома Елена Городецкая. Направить своего наблюдателя на участок могут кандидаты, общественные объединения, политические партии и сами избиратели. Для этого необходимо направить в избирательный участок уведомление с приложенным к нему подписным листом с не менее чем двумя десятками подписей.
Объектом пристального внимания были в последние дни и бюллетени. Их тексты согласованы и утверждены. Сами бланки строгой отчетности отпечатаны. Первые из них будут опущены в урны уже 24 ноября: в этот день стартует досрочное голосование. Отдать свой голос заблаговременно смогут только граждане, которые в единый день голосования будут находиться за пределами республики.
В участковых комиссиях уточняются списки. Центризбирком призывает избирателей прийти на участки по месту прописки в преддверие единого дня голосования, с тем чтобы проверить наличие и достоверность данных в базе. «Имеет место и человеческий фактор. Может быть наслоение информации. Нам хотелось, чтобы каждый избиратель до дня голосования проверил свои данные. Если они не будут совпадать с паспортными, необходимо обратиться в комиссию для их уточнения. Комиссия должна рассмотреть вопрос в трехдневный срок, а в день голосования – не позднее, чем за два часа», – пояснила Елена Городецкая.
Открытым остается вопрос планового финансирования расходов по подготовке и проведению выборов. Ежемесячно выделяются лишь средства на оплату труда членов избирательных комиссий. Выплаты из бюджета по остальным статьям не производятся. Направленные в этой связи письма Центральной избирательной комиссии в адрес Правительства и Министерства финансов пока безответны. А запас времени, оставшегося до 29 ноября, иссякает.
Еще один, повисший в воздухе вопрос, который, беспокоит представителей ЦИК и будоражит общественность, – голосование призывников. Проблема родилась неожиданно, но последствия ее неразрешенности могут быть серьезными. Воинские части входят в состав 22 избирательных участков, а на некоторых округах расположено по несколько частей. То есть, в случае срыва голосования на них, проблема будет носить массовый характер.
В Избирательном кодексе четко прописано, что военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву и проживающие на территории части, голосуют по месту ее дислокации. Списки этой категории избирателей представляются в Центральную избирательную комиссию. ЦИК напротив фамилии призывника по месту его жительства ставит отметку о том, что он проходит воинскую службу, чтобы, во-первых, избежать вероятности двойного голосования, а во-вторых, подготовить списки, с которыми командир со своими подчиненными придет на избирательные участки. Этот механизм был учтен при формировании схем образования округов и участков. Но привычную систему, основанную на российском опыте, вдруг решено было изменить.
«Сначала было принято решение о лишении Председателя ЦИК допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. На основании этого решения заведенное весной этого года секретное делопроизводство в ЦИКе и полученные сотрудниками допуски были прекращены. Вся документация была изъята из ведения ЦИКа. Секретное делопроизводство ЦИК передано в Администрацию Президента. Предшествовало этому доведение до нас информации о том, что сведения об избирателях-военнослужащих, проходящих службу по призыву, приобрели статус государственной тайны. Однако до настоящего момента конкретного документа, который, согласно закону о государственной тайне, определяет статус сведений, как содержащих государственную тайну, в наш адрес не поступило. Есть решение инспекции по защите сведений, составляющих государственную тайну, есть переписка, но конкретного указа или приказа до нас не доведено», – рассказалаЕлена Городецкая. При этом она обратила внимание на интересную деталь: другим указом президента Председатель Центральной избирательной комиссии включен в перечень должностных лиц, которые имеют право засекречивать сведения. То есть гриф секретности глава Центризбиркома наложить может, а допуска к секретной информации не имеет.
Елена Городецкая отмечает и тот факт, что в мае нынешнего года, когда Центральная избирательная комиссия утверждала инструкцию о порядке ведения и уточнения списков избирателей, направляемые в ее адрес сведения о призванных на военную службу и уволенных с нее, не получили даже грифа «для служебного пользования», не говоря уже о секретности. Кроме того, списки избирателей – это информация, к которой по закону ограничен доступ. Каждый член комиссии дает подписку о неразглашении. Любое нарушение этого положения преследуется по закону и влечет административную ответственность. Присвоение спискам избирателей-призывников статуса государственной тайны и отстранение представителей ЦИКа от работы с ними на практике делает неполноценным соблюдение избирательных процедур, особенно если речь идет о повторном или контрольном подсчете голосов.