Притихший было скандал с поставками грузинской армии снарядов для обстрела Цхинвала не только не стихает, но, напротив, набирает обороты. Следом за генералом Коропчану к процессу отмывания пострадавшей репутации Молдовы приступила Генеральная прокуратура.
Напомню, что кишиневская газета газете «Коммерсант плюс» опубликовала информацию о поставках в Грузию из Молдовы примерно сорока железнодорожных вагонов снарядов калибра 122 и 152 мм. Вагоны были отправлены в Констанцу и далее по морю в Поти, а снаряды для избежания огласки упаковали в ящики без маркировки, поступившие из Румынии. Перед отгрузкой в Поти на одном из румынских полигонов были проведены пробные стрельбы. На средства, полученные от продажи снарядов предполагалось построить четыре многоквартирных дома для военнослужащих. Однако правительство выделило средства на постройку только одного дома, а оставшаяся сумма была направлена на избирательную кампанию ПКРМ на выборах 2009 года.
Эта информация могла быть и правдивой, и ложной. Собственно говоря, существует только один единственный стопроцентно надежный способ ее проверки: если среди боеприпасов, захваченных российской армией, окажутся снаряды из Молдовы, это можно установить по заводской маркировке – известно ведь, куда и когда поставлялись снаряды различных серий. Но сообщений о таких находках пока не поступало.
Казалось бы, в чем проблема? Если Молдова действительно не поставляла снаряды грузинам – чего беспокоится? Мало ли кто и что напишет? Но нет, после некоторой паузы опровержениями разразились сначала Министерство обороны, в лице начальника генерального штаба Национальной армии Молдовы, дивизионного генерала Иона Коропчан, а затем, в сегодняшнем номере официозной «Независимой Молдовы», под броским заголовком «Не надо грязи!» отметилась и молдавская Генеральная прокуратура.
Прокуроры установили, что, оказывается, на протяжении 2007-2008 годов Межведомственная комиссия по контролю за экспортом, реэкспортом, импортом и транзитом стратегических товаров не разрешала экспорт оружия и боеприпасов, железная дорога Молдовы не получала заявки на транспортировку снарядов, таможенная служба не регистрировала договор об их экспорте, Министерство обороны не получало за них никаких денег, а на склады где они хранятся вообще никто не заходил, и по описи все сходится, снаряд в снаряд. А раз так, рассудили прокуроры, то не было никаких поставок снарядов, и дела о поставках открывать не надо. Зато Генеральная прокуратура заявила, что уже расследует «цели и причины», заставившие авторов статьи в «Коммерсанте плюс» «распространять искаженную информацию, которая наносит урон имиджу Республики Молдова».
Даже беглый анализ прокурорского сообщения приводит к очевидному выводу: перед нами типичная отписка. Ее сочинили, не вставая со стула. Ничего прокуратура не расследовала – работала исключительно с бумагами, демонстрируя эдакую «чисто молдавскую» хитроватую наивность – мол, раз по бумагам ничего нет – значит, ничего и не было. И это еще вопрос, работала ли прокуратура вообще, хотя бы с бумагами, или просто озвучила то, что ей спустили «сверху», из окружения президента. Юстиция в Молдове, она ведь хорошо вышколена. И суд, и прокуратура и даже адвокатура дисциплинированы, как рота почетного караула: как построит начальство, так и встанут, что велит озвучить – то и озвучат. И озвучивают. Виноватой, как обычно, оказалась газета, рискнувшая опубликовать неудобную информацию. В ее сторону прокуроры и направили свою пушку.
Напомню, что «Коммерсант плюс» – это бывший «Коммерсант Молдовы», некогда закрытый за «протираспольскую» позицию, воскресший под новым именем и выигравший затем дело против молдавских властей в Европейском суде. Но Воронину неймется. Воронин решил еще раз «наехать» на неудобную газету – в конце концов, очередное дело в международном суде когда еще будет Молдовой проиграно, да и дел таких сотни, а тут перед выборами можно заткнуть рот одному из последних оппозиционных изданий на русском языке, все еще существующему на фоне всеобщего «одобрям-с» (критиковать Воронина и его партию по-румынски в Молдове более-менее дозволяется – в качестве витрины для визитеров из ЕС).
И прокурорам, и их начальнику в президентском дворце, нет дела до того, что сам «Коммерсант» ничего не выдумал. Газета просто перепечатала новость, которая до того примерно неделю ходила по разным украинским агентствам. И, судя по тому, как занервничала Молдова, снаряды все-таки были поставлены, и часть их даже попала в руки российских военных. Которые, завершив более срочные дела, вот-вот займутся менее срочными. Сверкой маркировки заводских серий, к примеру. Что остается Молдове? Только отрицать все, даже перед лицом очевидных фактов. Саакашвили тоже все отрицает – и то, что именно Грузия начала войну, и залпы «Градов» по жилым кварталам и расстрелы пленных и гражданского населения. Они, кстати, чем-то очень похожи, эти два режима: тбилисский и кишиневский. Одинаково отрицают все, даже припертые к стене неопровержимыми уликами. Одинаково давят оппозицию внутри страны. Почему-то думается, что и судить их вождей будет один и тот же суд: одного за геноцид, другого…Впрочем – посмотрим. Не будем забегать вперед.
А пока – не надо пафосных басен, господа прокуроры и официальные журналисты! Признаюсь: впервые прочтя информацию о молдавских снарядах, я несколько усомнился в ее подлинности. А сейчас, видя нервную реакцию кишиневских властей, вижу: все правда. Поставляли снаряды. Было такое дело. Теперь вот закрутились как на сковородке – видать, не рассчитывали, что грузины так быстро побегут, бросая все, что могло замедлить бегство. В том числе и снаряды из Молдовы – к орудиям, стрелявшим по Цхинвалу.
Сергей Ильченко