iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Если хорошо выглядишь – можно даже не быть! Кризис постмодерна и политкорректности

То, что Барак Обама окажется одним из «людей года» – напомню, он избран «человеком года» по версии журнала Time – позиция солидная, но не единственная – было легко предсказуемо. Интереснее попробовать понять, что означает это избрание.

Начну с того, что Обама еще не вступил в должность. Независимо от того, каким президентом он окажется, Обама еще никак не проявил себя в этой ипостаси. Что касается прогнозов, то «либерализм» нового американского президента представляется сильно преувеличенным. В разные периоды американской истории неоконсерваторы, типичными представителями которых были отец и сын Буши, могут быть более популярны, а могут быть и непопулярны, но они неизменно сильны. В любой капиталистической стране де-факто голосуют не столько избиратели, сколько деньги, в самом лучшем случае – и избиратели, и деньги в равной мере – но этот вариант почти идеален и почти не встречается. А неоконсерваторы выражают мнения и взгляды американских денег. Они – полномочные представители тех триллионов долларов, которые работают на США по всему миру. И если в какой-то момент общественное мнение оказывается не на их стороне, если они начинают раздражать – практичные неоконы просто уходят в тень, выставляя вперед либеральные декорации, но не выпуская из рук рычагов власти. Барак Обама в своей допрезидентской жизни был весьма близок к сенатору Ричарду Лугару – так что с либеральными надеждами на Обаму надо бы, право, быть поосторожнее.

Интересны и ближайшие соперники Обамы. Это, напомню, министр финансов США Генри Полсон, президент Франции Николя Саркози, губернатор Аляски Сара Пэйлин и китайский кинорежиссер Чжан Имоу.

С Полсоном все понятно – финансовый кризис сделал его фигурой, появляющейся перед зрителями едва ли не чаще любой кинозвезды и вызывающей гораздо больший интерес. Полсон пытается сложным языком объяснить гражданам США очень простые вещи, точнее – пытается эти простые вещи от них, по возможности, скрыть. Но это не суть важно, что он там скрывает и что нет, а важно, что он на слуху и на виду, что ему – по необходимости – придают подходящий для широкого восприятия внешний имидж. И этого достаточно.

Губернатор Аляски Сара Пэйлин уникальна в своем роде. Она – «губернатор от американских домохозяек» – но отнюдь не типичная домохозяйка.Парадокс Пэйлин в том, что ее уровень заметно ниже уровня средней американской домохозяйки! За это она – глуповатая и необразованная, но ухватистаяи энергичная баба и любима народом. По известному принципу: «знай наших: от коровьих сисек – сразу в космос», эдакий американский вариант Валентины Терешковой, сильно дегероизированный, но по сути – тот же. Пейлин вывело на орбиту участие в выборах в команде Маккейна, она была кандидатом в вице-президенты и несколько месяцев демонстрировала по американскому телевидению свое простое, без затей – и без сюрпризов, видение мира.

Творчество Чжана Имоу…Ну, дело вкуса, конечно… «Дом летающих кинжалов» смотрели? Это он, Чжан Имоу. Хотя, конечно, он снял не только «Дом летающих кинжалов», он еще много чего снимал в разных жанрах. Мне лично – не очень, но тут дело спорное, кому нравится кому нет. Однако едва ли западная публика так уж сильно знакома с его творчеством. В чем же секрет? Да все просто: Чжан Имоу был режиссером постановщиком прошедших Олимпийских игр в Пекине.
Кто там еще? Ах, да – Николя Саркози. Ну, с ним все довольно ясно: во первых его супруга, фотомодель Карла Бруни,очень любит сниматься обнаженной и снимки ее ходят по всему миру – что для Первой леди Франции не совсем обычно, но очень демократично и близко к народу. Во-вторых, Саркози – спаситель Мишико Саакашвили, приехавший к Владимиру Путину (человеку 2007 года по версии Time – и тоже понятно почему: все ждали, что Путин коронуется в Кремле как Russkii Tsar, а он ушел в простые премьеры) и спасший бедного Мишико от повешения за яйца. Тоже демократично, народно и понятно публике – ну, в самом деле – куда уж понятнее.

Я не знаю, каким президентом будет Барак Обама. Я не знаю, каким будет его президентство. Некоторые прогнозы на сей счет сделать – да, могу. Ничего особо катастрофичного, как и особо утешительного, не вижу. Обычный ситуативный президент, главной мотивацией которого будут выборы 2012 года и перспективы второго срока, далее – партийные интересы (читай – спонсоров партии), далее – мировой финансовый кризис… Впрочем, это уже отдельный разговор. А в целом – президент как президент, я не расист, мне действительно глубоко безразличен цвет его кожи.И мазохистского восторга американских расистов: «смотрите, как мы уязвили себя, до чего мы дошли в своей терпимости – у нас черный президент!» -я не разделяю. Черный так черный. По мне – так хоть в полоску.А вот публика, которая выбирает – простите за невольный каламбур – «темную лошадку», еще ни шагу не сделавшую по президентской беговой дорожке человеком года, выбирает только за внешность – за цвет кожи – вот это уже гораздо интереснее. И прогнозы о том, как она себя поведет в будущем году – непростом году, чреватом общемировыми потрясениями – выглядят намного интереснее. А Обама…Ну что Обама – ну человек года. Что дальше?

Действительно – что дальше?

Сергей Ильченко