Фильм «Аватар» – это не просто красивая фантастика, в которой зритель видит невероятные для нашего сознания природные ландшафты, диковинных аборигенов НA’ВИ, любовь человека и коренной жительницы Пандоры, а также жестокую борьбу за справедливость. «Аватар» – это фильм, в котором показаны реалии наших дней. В сюжете мы угадываем военные кампании последних десятилетий. С разницей в том, что они будто перенесены в будущее – на другую планету. Да, цель наших войн – это не редкие минералы с Пандоры, а обычные, земные: нефть, газ, или алмазы – то, в чем остро нуждается глобальная цивилизация и транснациональные корпорации. Одна из ключевых фраз главного героя Джейка Салли звучит так: «Сначала кого-то надо объявить врагом, а потом ограбить». Это крайне актуально в наши дни. Заметьте, разве не так было в Ираке, Афганистане, других горячих точках на планете, которые географически странным образом совпадают с нефтяными или газовыми месторождениями. И конечно, актуальна тема террора. Руководитель военной миссии на Пандоре, бравый полковник-спецназовец обращаясь к солдатам перед началом наступления на аборигенов произносит фразу: «На террор мы ответим террором». Чем не 11 сентября?
На самом деле нет ничего удивительного в том, что Пандору – планету, на которой происходят события, осваивает частная кампания, нацеленная на одно – извлечение сверхприбыли от добычи особо ценного вещества Анаптаниума. Так происходит и в наши дни – в Африке, на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии. Под военным прикрытием борьбы за демократию и общечеловеческие ценности транснациональные корпорации выкорчевывают местные экономики и выкачивают все полезные ископаемые.
Что такое Пандора в человеческой мифологии? В мифах древних греков – это первая женщина, созданная Афиной и Гефестом по заданию Зевса для мести людям за то, что они украли у богов огонь. Когда Пандора проникла в общество людей, то она открыла сосуд, вручённый ей богами, в который были заключены все людские пороки и несчастья. В итоге по земле расползлись болезни и бедствия. Только надежда осталась на дне сосуда, так как Пандора захлопнула крышку. Так люди лишились даже надежды на лучшую жизнь.
Пандора в «Аватаре» тоже не оставляет надежд для людей. Они пришли как захватчики и находятся в опасном окружении. Воздух планеты не подходит для свободного дыхания, природа враждебна людям, а аборигены не принимают предлагаемые им ценности человеческого общества: наше образование, медицину, дороги, пиво, джинсы и прочие атрибуты человеческой цивилизации. Почему? Это главный вопрос фильма. Чтобы ответить на него, чтобы понять и как следствие поработить народ НА’ВИ, учеными разработана программа «Аватар», в которой сознание людей подключается к Аватару – биологическому телу с дистанционным управлением, помогающему находиться в губительной атмосфере Пандоры. Аватары – созданные при помощи генной инженерии гибриды, полученные комбинированием человеческой ДНК и ДНК коренных жителей планеты Пандоры НА`ВИ. Они полностью копируют аборигенов и внешне. Главный герой фильма, бывший морской пехотинец, инвалид Джейк в теле Аватара фактически получает второе рождение. Его миссия – лишить родины и уничтожить НА`ВИ, которые стали основным препятствием для добычи ценной руды. Но любовь к аборигенке Найтири меняет ход событий – человек становится на сторону коренных жителей Пандоры, принимает их традиции, веру, уклад жизни. В кровопролитной войне они заставляют людей отступить на свою истерзанную планету Земля. Надежда исчезает, и Пандора закрывает свой мистический сосуд. Джейк Салли полностью переселяется в тело НА’ВИ.
За этим простым сюжетом на самом деле скрыт очень серьезный конфликт – конфликт цивилизаций. Люди в «Аватаре» – это типичное порождение эпохи потребления, транснациональных кампаний – без корней, традиций и исторической памяти. Ими движут инстинкты карьеры и личного обогащения. Им наплевать на традиции, культуру и дух аборигенов, которых они считают второсортной расой. Всё развивается строго в рамках теории «Столкновения цивилизаций» С.Хантингтона. Особый цинизм ситуации придает то, что ученых из программы «Аватар» формально нацеливают на изучение аборигенов, но на самом деле с их помощью готовят уничтожение НА’ВИ. «Изучить, чтобы уничтожить» – звучит зловеще. Не зря вся группа проекта «Аватар» переходит на сторону тех, кому была уготована участь быть раздавленными механической цивилизацией людей.
Джеймс Кэмерон снял фильм, о котором будет написано еще много статей, характеризующих «Аватар» с разных сторон. Мы же отметим важные для нас моменты. На’ВИ – народ, живущий в единстве со своими умершими предками, природой и самими собой. У них есть стройная религиозная система и священные реликвии. Чтобы их уничтожить им следует навязать чуждые им ценности иной цивилизации. В понимании современных людей это технический и научный прогресс, а также идеология потребления и ложного успеха. Когда джинсы, пиво, дороги и образование оказываются отвергнутыми НА’ВИ, им на смену приходит военный кулак. И заметьте, бьет этот кулак туда, где хранится историческая память и «душа народа». «Брешь в памяти» – вот что нужно сделать для завоевания НА’ВИ. Для этого следует уничтожить священное дерево обеспечивающее связь с богиней «Эйвой» и умершими предками. Символично, что «дерево души» пытаются взорвать сверхмощным зарядом. Так, чтобы не осталось и следов. Тогда НА’ВИ из народа превратятся в обычную толпу, без памяти, прошлого и будущего.
В фильме «Аватар» цивилизация НА’ВИ, основанная на многолетних традициях, побеждает механическую человеческую цивилизацию. Как и в любой традиционной мифологии появляется герой, который объединяет все разрозненные племена этого народа и при помощи мистических сил природы наносит людям поражение. В реальной жизни так случается не всегда. Но основной посыл Джеймса Камерона понят нами верно. Сохраним традиции, религию, связь поколений, единство с природой и внутреннюю гармонию – будем жить в веках. В случае утраты этого, ветер истории снесет наш прах с лица планеты Земля.
P.S От всей души желаю взрослым сходить с детьми на этот фильм. В «АВАТАРЕ» нет пошлости и грязи – это редкое исключение в наши дни.
Кадры из фильма “Аватар”