iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Как погиб Древний Рим и как погибнет Приднестровье

Доктор политических наук, эксперт Радий Конкин о состоявшихся в ПМР выборах местных советов. Сегодня по горячим следам бодрых рапортов председателя ЦИК ПМР  Петра Денисенко  можно почти хладнокровно проанализировать итоги выборов местных советов Приднестровья. Их причины и возможные следствия  должны подтолкнуть народ и элиты к размышлениям о  дальнейшей судьбе республики. Начнем по порядку.

Депутаты победители – групповой портрет неизвестного художника

Какой портрет депутата победителя просматривается по результатам голосования? Это, как правило,  предприниматель с навыками кровельщика, маляра, сантехника  и водопроводчика. В своем большинстве такие кандидаты прошли в депутатский корпус. Почему? Потому что доведенное до тотальной нищеты население Приднестровья голосует  за тех, кто может и не блещет идеями по механизмам вывода республики из тупика, но в состоянии здесь и сегодня дать, что-то малоимущим. Продуктовый паек, дверь в подъезде, скамейку, бутылку водки или десять-пятнадцать долларов.  Не важно, что – главное здесь и сейчас! Кто-то удачно пошутил, что нынешний депутат это смесь из директора ЖЭКа и спонсора своих избирателей. Итоги голосования показали, что каким бы умным  не был кандидат, какие программы, дипломы и профессиональные рекомендации не демонстрировал бы избирателям, он никогда не выиграет выборы у спонсора с  жэковскими способностями. 

Кто выбирает и кого выбирают

На каждом избирательном участке есть достаточно солидная прослойка граждан, которой не нужны пайки, дармовая водка или мелкие подачки кандидатов. Теоретически они тоже могли бы иметь своих представителей во власти. Более того, так должно быть в любом нормальном обществе. Но не в приднестровском. У нас их все равно будет всегда меньше чем нищих стариков, маргиналов, безработных, алкоголиков и прочих страждущих любой помощи людей. Осуждать эту прослойку общества за то, что их выбор определяют продуктовые  пайки и деньги нельзя. Сложно сказать как себя в ситуации полного безденежья и в отсутствии перспектив повели бы те, кто сегодня еще на плаву. Трагизм ситуации определяется даже не тем, что на многих участках победили кандидаты, свозившие к урнам для голосования беднейшие слои общества, а тем, что средний класс, дееспособные и активные люди на таких выборах просто не нужны. Они ничего не решают из-за того, что по статистике в Приднестровье больше всего в СНГ – около 30% пенсионеров и  самая высокая безработица. Это благодатная почва для выборов  с материальной мотивацией электората. Понимая это средний класс, люди с пусть даже скромным, но устойчивым доходом перестают ходить на выборы. Они в этом не видят никакого смысла. Их все равно переголосуют.

Прошедшие выборы и грядущий крах Приднестровья

Любой профессионал социолог, политолог, управленец,  оценивая социальную ситуацию в ПМР,   даст ей четкое определение – системный кризис.  Не может нормально существовать и развиваться страна,  в которой пенсионеров и безработных больше чем молодых и работающих. Нет у нее будущего не в экономике, не в политике.  Точно так же не может долго существовать страна, где итог любых выборов решает голосующий за пайки и скромное денежное вознаграждение электорат.  Во всех нормальных странах имеются и покупаются такие избиратели. Они,  то же часть общества и должны получить свое. Если какой-то кандидат взамен на голоса дал им еду, немного денег и какие-то блага – это конечно нарушение закона, но хотя бы  как-то объяснимое в условиях,  когда многим нечего есть.  Катастрофа не в этом, а в том, что в Приднестровье как раз эти зависимые от подачек люди  решают судьбу выборов.   За последние пять лет их стало значительно больше, а работающих и думающих людей значительно меньше. Это значит, что при существующей избирательной системе уже никто и никогда не выиграет выборов без пайков и мзды. Следовательно,  деградация власти только усилится, что  в итоге приведет к краху государственную систему ПМР.

Как  погиб Древний Рим и как погибнет Приднестровье

Многочисленные причины привели Древний Рим к трагическому и кровавому краху. Это и нашествия варваров, и борьба внутренних кланов, и экономические проблемы. Но самая роковая причина гибели уникальной империи,  по мнению специалистов историков,  коренилась как раз в том, что многие свободные граждане Рима постепенно нищая превратились в люмпенов. В толпу,  жаждущую  только бесплатной раздачи хлеба и конечно зрелищ.  За подкуп беспринципные люмпены участвовали во внутриполитических разборках  в Риме – в беспорядках, волнениях и уличных погромах. Так они расшатывали государственные устои страны. К тому же люмпены настолько привыкают к бесплатным подачкам, что как только они прекращаются, толпа тут же поднимает бунт. Таких людей за чуть большую цену может перекупить любая сила, в том числе и внешняя. Так, что рост  политического влияния люмпенизированного населения в современных условиях это прямой путь к пресловутым «цветным» революциям.  Каким бы не был крепким приднестровский бизнес, он все равно не сравнится по финансовым возможностям с крупными международными структурами. И если на внутреннем рынке цена голоса колеблется от 10 до 15 долларов, то кто-то при желании «купить» Приднестровье может заплатить и сто – сто пятьдесят долларов. Вот тогда мы все и в первую очередь приднестровская  элита поймем, куда ведет нас идеология «Хлеба и Зрелищ».  Толпа сметет всех – ведь ей за это заплатили больше!

Спасение в балансе

Только глупые люди могут сегодня серьезно говорить о том, что бизнес надо изолировать и отстранить от власти. Или,  например, что сознательный народ может брать пайки, а голосовать по совести. Или, что  «правильные» не подкупные люди должны неожиданно для всех собраться и переголосовать «не правильных» –  подкупленных.  Это призыв к тому же перекосу, что есть сегодня, когда только бизнес и одна единственная партия по настоящему представлены  в парламенте и местных советах.

Сила и стабильность любой политической системы в балансе интересов всех социальных, экономических и политических групп. Если кто-то хочет править единолично или иметь абсолютное большинство в местных советах и парламенте, то следует  понимать, что в этом случае он берет на себя всю полноту ответственности за судьбу страны и народа. Это кстати не весело, если учесть текущее положение ПМР.  Но не только это является крайне не удобным обстоятельством для абсолютной политической силы. Международное сообщество, то же с подозрением относится к ситуациям, когда в какой-то стране процентов 80-90 избирателей голосуют за одну партию. Так последний раз, кажется, было в Ираке накануне краха режима Саддама Хусейна.  Так пока остается в Северной Корее.  Даже в одиозном Иране оппозиция серьезно представлена в парламенте и местном самоуправлении. Когда в России президент страны говорит о том, что даже маленькие партии должны быть представлены в региональных парламентах и Госдуме, он сохраняет единство российского общества. Мы же пытаемся городить политические огороды, устраивая гонку за депутатскими мандатами. Гонку, в которой как в беспроигрышной лотерее побеждают те, кто может, хоть что-то дать малоимущим, люмпенизированным гражданам. Кто же против,  чтобы такие заботливые кандидаты побеждали на выборах? Пусть и они будут представлены в советах и парламенте – это будет справедливо. А вот по настоящему, можно быть против, нарушения естественного баланса общественных сил, когда демократия подменяется пайками и добрыми услугами. Вот это уже по настоящему опасно. Возможно, из результатов прошедших  выборов будут сделаны правильные выводы. Возможно, хоть кто то и в первую очередь власть предержащие  поймут, что важнейшая функция государства как раз и заключается в том,  чтобы поддерживать баланс и равновесие сил. Альтернатива этому – саморазрушение системы и гибель страны.