iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Встреча Воронина и Смирнова под эгидой Европейского союза.

Комментарий
исследователя Лондонского Европейского совета по внешним отношениям
Нику Попеску. Никто не спорит с тем, что российская дипломатия
способствовала возобновлению переговоров Воронина и Смирнова
посредством дипломатических усилий. В действительности же реальный
импульс этим переговорам был дан Европейским союзом. Именно ЕС изменил
положение дел, вынудив Тирасполь вести переговоры. Впервые с 1992 года
Республика Молдова выступает уже не как сторона, выпрашивающая
воссоединения у Приднестровья, а как партнер, ведущий переговоры в
определенной степени с позиций силы и имеющий, что предложить. И это –
благодаря ЕС, который располагает стратегией содействия реинтеграции
Республики Молдова, которая продвигается на трех уровнях.

План
заключается в оказании давления на Приднестровье. Визовые ограничения
для приднестровских представителей и, в особенности, запуск Пограничной
миссии EUBAM и введение нового таможенного режима в 2006 году – это
результаты участия Европейского союза в процессе урегулирования
приднестровского конфликта. Именно ЕС оказал давление на Украину, чтобы
побудить ее внедрить новый таможенный режим, и именно действия ЕС на
границе косвенно заставили приднестровские компании регистрироваться в
Кишинэу.

Сочетание нового таможенного режима и Миссии EUBAM
создает значительную социальную и политическую напряженность в
Приднестровье. Элиты обладают меньшим доступом к незаконным
преимуществам трафика и контрабанды. Население страдает от инфляции и
экономического кризиса. Только Россия посредством своей помощи могла
смягчить для Тирасполя последствия действий Европейского союза.
Возобновление молдавско-российского диалога способствовало прекращению
поставок российской помощи в Приднестровье. Однако именно Европейский
союз создал эту ситуацию вокруг Приднестровья и заложил основы
реинтеграции единого экономического пространства Республики Молдова.

Второй
элемент стратегии ЕС касается европеизации Молдовы, что должно сделать
ее более привлекательной для жителей Приднестровья. План действий,
соглашение об облегчении визового режима, экономическая помощь, помощь
пограничной и таможенной службам – все это вписывается в
соответствующую стратегию. Однако важнейшим элементом стала
либерализация торговли посредством Обобщенной системы преференций GSP+,
а с марта 2008 года – и с помощью автономных торговых преференций,
режима торговли, который был предоставлен только странам Балкан и
Республике Молдова. Кроме того, Молдова стала одним из лидеров по
объему полученной европейской помощи на душу населения. Сегодня
Европейский союз выделяет Молдове финансовую помощь, объем которой
практически сопоставим с размером помощи балканским странам, у которых
есть перспектива вступления в ЕС. Каковые результаты этих мер? В ноябре
2007 года в ходе встречи с представителем Европейского союза по
Республике Молдова Кальманом Мижеи в Торгово-промышленной палате
Тирасполя приднестровские бизнесмены ходатайствовали о предоставлении и
им облегченного визового режима – как гражданам Республики Молдова. А
еще важнее – рост приднестровского экспорта в Европейский союз. В
2006-2008 годы экспорт региона в ЕС вырос на 59 процентов, это больше
темпов увеличения экспорта в Россию. Сегодня Европейский союз –
основной рынок сбыта продукции приднестровских экономических агентов. И
чем дальше, тем более зависимой будет становиться приднестровская
экономика и от ЕС, и от статуса компаний, зарегистрированных в Кишинэу.
Настолько же важно желание приднестровских университетов получать
аккредитацию в Кишинэу, обеспечивая, таким образом, доступ к проектам
международного сотрудничества и европейским стипендиям для студентов.
Это лишь несколько примеров, с помощью которых Европейский союз делает
Молдову привлекательней и еще более незаменимой для ряда важных
сегментов приднестровского общества.

Третий элемент стратегии
касается обещания определенных еще больших экономических преимуществ в
случае воссоединения страны. В воссоединенной Молдове и жители
Приднестровья будут получать помощь Европейского союза. Еще более важны
переговоры о международном финансировании ряда инфраструктурных
проектов трансъевропейских коридоров, которые могут в будущем пересечь
Молдову, в том числе и Приднестровье. Финансировать соответствующие
проекты будут не Россия и не Молдова, а именно Европейский союз и США.

В
этой связи необходимы разумные дискуссии о преимуществах и цене
воссоединения Молдовы. Существует определенный компромисс в плане
преимуществ: создание единого экономического пространства, контроль на
границе, восстановление территориальной целостности и др. Однако цена
этих достижений обсуждается намного меньше. Важно рассмотреть и это.
Например, какими будут последствия урегулирования приднестровского
конфликта на процесс европейской интеграции Молдовы? Каким будет эффект
воссоединения страны на политическую и партийную систему Молдовы?
Достаточно ли созрела политическая система Кишинэу, чтобы поглотить и
преобразовать систему Приднестровья, не «приднестровизировавшись»?
Готова ли Молдова назначить Валерия Лицкая заместителем министра
иностранных дел, Евгения Шевчука – спикером или премьер-министром, а
Елену Черненко – министром экономики? Что выйдет из слияния министерств
внутренних дел Кишинэу и Тирасполя? А из объединения СИБ и МГБ? Какой
будет судьба 1,8-миллиардного долга Приднестровья перед Россией? Будет
ли он возложен на Молдову? Как в таком случае расплатится Молдова?
Уступив железные дороги, газопроводы и электроцентрали «Газпрому»? Или
Россия простит часть долга, а Республика Молдова, Европейский союз и
США компенсируют остальную часть?

Реальное воссоединение Молдовы
не произойдет на основании подписания документа, который будет назван
конституцией, соглашением или меморандумом. Кипр был воссоединен в 1964
году на основании новой конституции, однако в 1974 году это соглашение
потерпело фиаско, в результате чего вспыхнул еще более серьезный, чем
прежде, конфликт, который не был урегулирован до сих пор. И
воссоединение Молдовы станет провальным, если не впишется в
европеизацию страны. В том числе государственных институтов Кишинэу,
которые остаются нереформированными и глубокого неевропейскими.
Европейский союз может помочь Молдове решить некоторые из перечисленных
выше дилемм, однако все зависит от желания официального Кишинэу
внедрять на практике политические и экономические реформы. До
настоящего времени с помощью давления на Приднестровье, укрепления
Молдовы и обещаний о помощи для реинтегрированной Молдовы ЕС создал
определенную почву, которая делает возможной не только возобновление
переговоров, но и реализацию перспектив воссоединения страны. Это не
сможет произойти в 5-6-месячный срок. Только еще большее сближение
Республики Молдова с Европейским союзом позволит Молдове стать еще
более функциональным и привлекательным государством, приблизив
перспективу реального, а не декларативного урегулирования
приднестровского конфликта.

Источник: Info-prim