Сегодня уже ни у кого не осталось иллюзий по поводу лживости многочисленных заявлений руководства Североатлантического альянса о том, что расширение НАТО вплоть до границ России не угрожает её военной безопасности. Подтверждением тому могут стать слова бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт о том, что, по ее мнению, несправедливо, когда такие огромные территории как Сибирь, принадлежат только России. Окончательную точку в этом вопросе поставил министр обороны США Роберт Гейтс, заявив, что НАТО в первую очередь – «военный союз, а не говорильня». На этом фоне утверждения сторонников дальнейшего расширения НАТО о том, что альянс давно уже не тот, а военный элемент в нем давно уступил политическим и гуманитарным задачам развития демократии, гражданского общества и духовности, выглядят просто смешными.
В настоящее время НАТО упорно продолжает наращивать гонку вооружений, продолжает предпринимать попытки дестабилизации ситуации на Кавказе, проводит экспансию на Восток, окружая при этом Россию кольцом своих военных баз, и даже пытается диктовать ей политический курс. Обеспечение этих действий осуществляется различными способами, от открытой материальной и идеологической поддержки «цветных» революций в различных государствах, до информационного обоснования в СМИ стратегических интересов в альянса в Восточной Европе и Центральной Азии.
Основной задачей политтехнологов США и Запада в настоящее время становится вовлечение в альянс Украины. Для этого в стране развернута широкомасштабная информационная кампания по созданию позитивного имиджа альянса и формированию положительного отношения к вступлению в НАТО у украинского населения. Как заявил посол США на Украине В.Тейлор на одном из брифингов для журналистов, «в стране необходима расширенная информационная кампания относительно членства в НАТО». Озабоченность американских политиков и нынешнего украинского руководства вызвана тем, что сегодня рост числа сторонников вступления в НАТО на Украине остается на уровне 2006 года. По данным Киевского международного института социологии, только 18 проц. поддерживают идею интеграции Украины в НАТО, а 62 проц. против. Самая большая поддержка НАТО на Западной Украине – около 39 проц. На востоке – всего 6 проц. Исключение составляет лишь украинский политический истеблишмент, большинство представителей которого уже давно «интегрировались» в НАТО в том смысле, что будущее их детей и капиталов связано именно со странами-членами альянса.
В этой связи руководство Украины запустило информационную кампанию по популяризации идеи вступления в НАТО. Отказ НАТО предоставить Украине на саммите в Бухаресте Программу действий по членству в НАТО негативно сказался на имидже президента Украины, так как он давал твердые гарантии успеха. Сейчас для В.Ющенко вопросом чести становится получение согласия руководства НАТО на участие Украины в этой Программе в декабре. Поэтому информационная кампания, которую начинают власти, несмотря на тяжелейший экономический и политический кризис в стране, обещает быть серьезной. На нее из госбюджета выдено более 3 млн долларов, а для более эффективной реализации этих средств в стране уже создана специальная государственная структура, отвечающая за пропаганду членства в НАТО – «государственный Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции Украины». Кроме этого, подключились Польша и Литва, которые финансируют некоторые общественные фонды.
Акцент в тексте программы сделан на то, что в соответствии законом Украины «Об основах национальной безопасности Украины», курс на вступление в НАТО является одним из основных направлений государственной политики по вопросам национальной безопасности. Авторы утверждают, что членство в НАТО поднимет «жизненный уровень людей» и даст Украине «внешние гарантии национальной безопасности, независимости и территориальной целостности».
В рамках данной программы в областных центрах Украины специально подготовленные лекторы проводят семинары и лекции на тему преимуществ евроатлантической интеграции, устанавливаются специальные рекламные стенды о пользе вступления страны в НАТО,распространяются «пособия» с пропагандистскими материалами о преимуществах евроатлантической интеграции Украины. Глава комитета верховной рады по евроинтеграции Борис Тарасюк провел в нескольких регионах Украины круглые столы с госслужащими и студентами, рассказывая им о перспективах интеграции Украины в НАТО. А уже в ближайшее время в эфире украинских гостелерадиокомпаний появятся «позитивные программы» о НАТО.
Несмотря на это, эффективность новой программы невысоко оценивают даже ее создатели, которые понимают, что сегодня серьезных аргументов в поддержку вступления Украины в НАТО практически нет, а без этого пропаганда зачастую оказывает обратное действие. В этой связи украинское руководство делает ставку на формирование антироссийских настроений путем распространения мифов о голодоморе, возведения в ранг национальных героев предателей-власовцев, пропаганду националистических идей, в том числе, установками памятников идейному лидеру организации украинских националистов Степану Бандере, всяческие попытки вытеснения русского языка в стране. Расчет делается на то, что если подобные мифы породят в украинцах такой же страх перед русскими, как Катынь – в поляках, тогда, может быть, число сторонников вступления страны в НАТО среди украинцев возрастет.
В стране фактически вводится цензура. Так в 2006 году на Украине был создан так называемый «Независимый экспертный совет», который дает «экспертную» оценку различным медиа материалам и рекомендует Национальному совету по телевидению и радиовещанию принимать те или иные решения на основании этой оценки.Если украинскому руководству необходим мотив для запрета какого-то видеоматериала, он обращается в Совет, якобы представляющий общественное мнение. Поскольку большинство участников этого так называемого независимого экспертного совета являются руководителями негосударственных организаций, существующих, в основном, на американские деньги, тенденциозность отбора материалов не вызывает сомнений. При этом основные украинские телепрограммы сегодня курируют Национальный демократический институт США, Республиканский институт, Фонд Сороса, другие аналогичные организации заокеанской окраски.
В рамках программы евроатлантической интеграции и активных попыток всеобщей «европеизации» Украины ужесточается политика, которая несет в себе две определяющие тенденции: дерусификацию украинской нации и культуры на всех уровнях и тенденцию к выстраиванию новой истории украинского государства. В этой связи украинским руководством предпринимаются попытки полного вытеснения русского языка. Прежде всего, это проявляется в сокращении школ с русским языком обучения, которое, по сравнению с 1990 годом составило более 65 проц. В настоящее время русских школ в стране осталось менее 10 проц., а в значительной части школ с украинским языком обучения русский язык, как предмет обучения, полностью отсутствует.
Сегодня на Украине запрещено судопроизводство на русском языке, и большая часть граждан не имеет возможности отстаивать свои интересы в судах. В стране запрещен прокат фильмов на русском языке, что практически означает, что в украинские кинотеатры, а особенно на юго-востоке и в центре страны, просто перестанут ходить зрители. Язык вещания телеканалов и радиостанций также украинский. 1 октября Национальный совет по телевидению и радиовещанию Украины принял решение о приостановке ретрансляции российских телевизионных каналов и телепрограмм. В частности, в перечень Нацсовета попали такие российские каналы, как «Первый канал. Всемирная сеть», «РЕН ТВ», «ТВЦ» и «РТР-Планета». Цинизм этой ситуации состоит в том, что, целенаправленное увеличение доли украинского эфира и перевод на украинский язык всего кинопроката власть аргументирует стремлением защищать Украину от иностранного влияния.
С другой стороны, в стране активизируется деятельность западных пропагандистских структур. Стремясь полностью овладеть сознанием украинских обывателей, с 2006 года НАТО начала финансирование некоторых образовательных и научных программ на Украине. На информатизацию университетов страны и поддержку некоторых программ при участии Министерства образования и науки Украины альянс выделил около 2 млн. евро. Кроме того, на протяжении уже нескольких лет НАТО финансирует языковую переподготовку 200 бывших украинских военнослужащих, на каждого из которых выделяется около одной тысячи евро в год.
При этом главными врагами НАТО на Украине объявлены пророссийские СМИ и общественные организации. По мнению украинских чиновников, именно пророссийские и российские СМИ на Украине подают информацию о НАТО в негативном аспекте, что, по их утверждениям, выходит за рамки журналистской этики и является основной причиной большого количества противников североатлантической интеграции среди населения страны. Это стало предлогом для запрета с 1 ноября вещания на территории Украины большинства русскоязычных телевизионных каналов.
Официальной версией втягивания Украины в североатлантический альянс является миротворческая деятельность и национальная безопасность страны. Однако за этим скрываются более глубокие геополитические причины. В первую очередь, заинтересованность НАТО в подчинении своим интересам таких государств как Румыния, Молдова и Украина, обусловлена стремлением альянса расширить зону своего абсолютного влияния вглубь материковой Евразии, на регионы Черного и Каспийского морей и Центральную Азию. В этой связи членство Украины в НАТО может рассматриваться как важный элемент в этой новой доктрине «азиатизации» альянса.
Украина важна для НАТО и с точки зрения упрочения позиций альянса в Европейском регионе. Сегодня заинтересованность альянса в Польше и Украине обусловлена его стремлением оказывать давление на ведущие европейские страны, прежде всего, Францию и Германию, а также контролироватьстраны новой Восточной Европы. Кроме того, вступление Украины в НАТО создаст условия для более тесных связей Украины со странами Балтии и Польшей, что будет способствовать усилению влияния альянса в странах Балтии, Черноморском и Каспийском регионах. Членство Украины в североатлантическом альянсе значительно облегчит формирование полноценного контроля над Восточной Европой и может служить альянсу в качестве своеобразной гарантии ослабления, мягкого сдерживания повышающейся военной и военно-морской мощи России в регионе Черного моря и Восточной Европе.
В этой связи, важнейшим геостратегическим объектом для США и НАТО сегодня становится Крым, географическое положение которого является очень выгодным для контроля над всей акваторией Черного моря, части территории России и сопредельных государств. Учитывая, что НАТО уже имеет свои базы в Румынии и Болгарии, присоединение альянсу Грузии и Украины позволит альянсу существенно расширить свои возможности по контролю не только над южной и юго-западной, но и над центральной частью территории России.
Ключевую роль в противостоянии натовской экспансии играет российский фактор. Дело в том, что действия украинских властей идут вразрез, а зачастую напрямую противоречат Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, так называемому Большому договору, подписанному еще президентами Ельциным и Кучмой. В соответствии с этим договором, Россия признала государственные границы России и Украины в соответствии с административными границами между РСФСР и УССР. Таким образом, с подписанием договора Россия фактически отказалась от исторических прав на Крым и Севастополь. Украина же, впервые в своей истории став по-настоящему независимой, унаследовала в пять раз больше территорий, чем ее земли времен Переяславской рады.
В то же время, согласно этому договору, «Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон воздерживается от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Стороны».
Очевидно, что вступление Украины в НАТО станет грубым нарушением Договора, так как представляет прямую угрозу национальной безопасности России. Американские политтехнологи считают, что это может спровоцировать Россию отказаться от соблюдения условий Договора и, как одного из его условий – признания территориальной целостности Украины, и заявить свои права на Крым и Севастополь. Отказ от Договора, несомненно, будет способствовать охлаждению российско-украинских отношений, что очень хорошо вписывается в американскую стратегию поддержания напряженности на постсоветском пространстве и недопущения становления России как государства, способного составить конкуренцию США на мировой арене. В этой ситуации все будет зависеть от того, насколько деликатно будет вести себя Россия по отношению к Украине.
Таким образом, сегодня североатлантический альянс становится своеобразным проводником американской политики в мире, которая заключается в глобальном лидерстве США и непримиримой позиции по отношению к потенциальным конкурентам России и Китаю, способным воспрепятствовать формированию однополярного мира. Стремясь укрепить свои доминирующие позиции, Вашингтон, используя возможности североатлантического альянса, пытается создать вокруг России «санитарный» кордон, обеспечивающий контроль над ее территорией, и привлечь к этому Украину. Для достижения своих целей и оказания давления на конкурентов США вполне успешно используют экономические и информационно-психологические рычаги воздействия, постоянно наращивая истерию массовой проатлантической пропаганды в СМИ. При этом остается очевидной антиевразийская и антироссийская направленность действий североатлантического альянса.
Александр Сорокин