iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Что это было?

Мысли о Пятом съезде еврейской общины Украины, на котором побывал наш корреспондент.

Я всегда говорил и говорю – нет ничего, что навыдумывали себе люди: нет политических движений, нет партий, нет лидеров, нет идей, нет организаций, а есть в мире только бедные и есть богатые. Отсюда все. Сюда и зри, в этот корень, как говорил Козьма Прутков. Объединения, фонды и форумы, съезды и союзы – это все лишь хитрые искусственные формы на самом деле очень простых взаимоотношений между богатыми и бедными.

Вот и на этот раз собрались в Киеве полтора десятка еврейских и нееврейских богатеев, решать свои личные дела и назвали это съездом. Для приличия они собрались сделать это на фоне двух с половиной тысяч приглашенных делегатов, из которых приехали приблизительно 2300 за их, богатеев, счет. Это ж представляете, какие были от себя оторваны, выброшены деньги, только лишь для того, чтобы власть переменить красиво (вернее, сохранить ее за собой красиво)! Значит, им это действительно важно. Хотя на самом деле власть никто менять и не собирался. Не будем столь наивны.

Весь съезд – три часа. Вы когда-нибудь видели такие съезды? Из них почти час общественного внимания занял бывший президент Польши Квасневский, не имеющий никакого касательства к еврейскому вопросу. Кроме, разве что того, что взаимоотношения евреев и его страны, как он сказал, “не всегда были простыми”. Так мягко и почти ласково он назвал страшный польский антисемитизм.

Представительница посольства Германии тоже говорила что-то по поводу печали, которая одолевает ее всякий раз, когда она думает о том, что ее страна сделала с евреями. Лучше бы поведали нам о том, что конкретно делается в современной Европе, дабы не было в ней неонацизма.

Квасневский на английском языке пиарил себя целый час из трех куцых часов съезда. Он учился в Советском Союзе и русский знает прекрасно, что и подтвердил во вступительной своей части. Но потом вдруг сказал, что далее будет говорить по-английски с переводчиком. Для чего? Предположения можно построить, исходя из того, о чем он говорил. А говорил он, хоть, в общем, и совершенно ни о чем: дежурные слова об интеграции, о мире и сотрудничестве, но иногда срывался на призывы вступать Украине в НАТО. Наверное, ему было важно, чтобы его речь оценили патроны в Америке.

Ему уже и хлопали и топали, а он все никак не поймет, что надоел и пора сходить с трибуны, таки вытянул свой час. Очень красивый внешне мужик. Но и только. Лучше б шел в киноактеры. Все равно ведь по натуре артист. Впрочем, как и все остальные.

Они там все называли один другого друзьями. То и дело слышалось из президиума: “Это мой большой друг!” Хлопали друг друга по плечу. И обнимались.

Тем временем слышались реплики в зале “Пусть бы этот Квасневский от имени Ющенко, если уж гнет его линию, рассказал людям, почему в этом году мы не наелись ни помидоров, ни огурцов. Почему овощи и фрукты летом на благословенной Украине дорогущие, да к тому же сплошь привозные, в частности, и из той же Польши, невкусные!”
Мэр Киева Черновецкий привнес хоть немного свежего в это прескучное мероприятие, названное громко 5-м съездом Объединенной еврейской общины Украины. Он просто стоял на сцене и просто молча улыбался, светясь и излучая. Такой лучистый человек. На фоне пустых разговоров и суеты его молчание было действительно золотом, и встретили его люди прекрасно. Даже не зная близко этого человека, сразу попадаешь под его обаяние. А и то сказать, человек бывалый: за одного битого двух небитых дают.

Потом мэр нарушил свое молчание и объявил, что будет говорить “на языке оригинала”, то есть на русском языке. И это было действительно оригинально в зале и в стране, где люди в большинстве своем говорят и думают на русском, но многие теперь коверкают язык, наивно полагая, что это у них украинский. Где теперь приличнее изъясняться на английском, чем на русском.

Долго Леонид Михалыч мыслью не растекался и внимание наше не занимал, сказал евреям просто: “Вы лучшие!”, – и это всем, конечно, понравилось. Евреи любят, когда их хвалят и евреи терпеть не могут, когда им указывают на недостатки. Поэтому даже и не знаю, правильно ли делаю, что пишу эту статью… Проводили Черновецкого аплодисментами.

Пользуясь его уходом, едва дождавшись приличного момента, вслед за ним встали со своих мест в первом ряду для почетных гостей и улизнули другие богатые. Чего им тут долго делать среди бедных? Сказали дежурные слова, отметились…

Они имели бешеное внимание прессы. Репортеры столпились и сгрудились вокруг них, защелкали затворами фотоаппаратов, тесня и толкая друг друга. А кого им еще снимать, простых людей, что ли? Кому сейчас интересны простые люди? Давно прошли те времена, когда во главе угла был человек.

Там присутствовал один важный молодой товарищ в черной кипе, он все время молча и тупо жевал жвачку. Его тоже с большим интересом снимали. Там была одна пожилая женщина-ветеран в вылинявшей солдатской форме и с орденами, в ее сторону никто из прессы даже и не глянул.

Помпезно звучал, адресуемый вникуда, вопрос-декларация: “Есть ли будущее у евреев Украины?”

Оно-то, может быть, и есть. Но я задам встречный вопрос: а зачем? Зачем будущее евреям в Украине, если существует Израиль? Это я говорю как израильтянин и от имени израильтян, всегда ожидающих новую алию.

В чем оно, и каким должно быть будущее евреев Украины? Что вообще значит, быть евреем на Украине сегодня и далее? Если там еврей когда-никогда и вспомнит о своем еврействе, то он когда-никогда пойдет на праздник в синагогу, вот и все. Спрятав потом кипу в карман, при выходе из синагоги. А если молодежь изучает иврит и традицию в еврейских школах, (которым теперь, кстати, сильно урезано финансирование, потому что они зависят от прихоти практически одного единственного благотворителя) – то, так или иначе, рано или поздно, перспективная молодежь готовится к репатриации в Израиль.
Здесь, в Израиле, мы строим свою страну, а там – вместе с чужим народом евреи терпят беззакония и безвластие, все кризисы Украины, переживают ее бесконечную смуту.
И это, уже не говоря о том, что там вообще никто не уверен в своем будущем: ни власть, ни народ. Да и власти-то нет как таковой. Посмотрите по телевизору, что там сейчас делается. Рада бездействует. Какой колоссальный обвал экономики! В героях ходят убийцы еврейского народа, а вы говорите – будущее. Я в этом году провел в Украине 8 месяцев, и что там творится видел своими глазами.

На съезде присутствовало руководство “Сохнута”, призванное всегда и везде по своей работе профессионально эту мысль необходимости еврейской репатриации популяризировать, тем более, катастрофически сократилась алия в Израиль. Но сохнутовское руководство “из приличия” помалкивало. А я бы назвал это заигрыванием с богатой еврейской верхушкой на местах.

Вообще, в диаспоре я постоянно встречаюсь с… резким дистанцированием тамошних евреев от Израиля, все по этой же причине. Они как бы подчеркивают: у нас тут своя свадьба, а у вас там своя. Мне приходилось слышать даже упреки – вы, мол, израильские евреи, такие сякие, неправильные. И это нам смеют заявлять галутные евреи, не сумевшие решиться на репатриацию!? Которые все время дергаются туда-сюда и все пристают с вопросом: а может, нам все-таки уехать? Мы свой выбор сумели сделать и, как ни трудно теперь бывает, живем в соответствии с ним.

…Еще немного времени заняли на съезде для проформы выступления представителей общин из городов, ветеранских организаций, которых, конечно, никто не слушал. Молодежь Харькова по бумажке заверяла в верности идее, почти как в былые времена. Ее, впрочем, тоже не слушал никто. Потому что не для этого тут люди собрались. Богатые за 10 минут поставили своего нового ставленника, возглавлять еврейскую общину Украины, в этом была их главная цель, и они ее легко достигли. А те простые делегаты, на фоне присутствия которых для приличия и “демократичности” это свершилось, ждали сладостного момента, когда начнут выдавать командировочные.

Деньги чуть позже почти без обмана и почти без скандала, хоть и в позорной и унизительной давке, правда, действительно выдали – это один из положительных моментов той большой никчемной еврейской тусовки. Но прежде, повторимся, случилось то главное, ради чего всех и собрали: украинская еврейская община получила нового руководителя, Вадим Рабинович поставил своего ставленника. Подчеркиваю: его не избрали, его Рабинович поставил.

Далеко не все знали, кто такой Игорь Коломойский, поэтому стали кричать с мест: “Пусть он выступит, пусть хотя бы расскажет о себе!” На что Рабинович на правах хозяина всего этого лицедейства (он же за все заплатил!) спокойно ответил: “Выступит он потом, вы сначала проголосуйте”.

Все, конечно, дружно проголосовали, потому что по большому счету всем было все равно, да и по маленькому тоже. В вестибюле Дворца “Украина” неподалеку от издевательски дорогущего буфета с некошерным коньяком и бутербродами со свининой уже давно давали командировочные.

После голосования Коломойский для виду скомканно сказал пару фраз. Для кого тут горло напрягать?

Рабинович на всякий случай успокоил евреев. Пусть не волнуются. Ведь он лично далеко от своей привычной должности лидера общины не уходит.
Это понятно. Кто ж от власти уйдет? Путин от своего президентства тоже далеко не ушел и к нему еще вернется. Путин тоже поставил вместо себя ставленника. На время. И ставленник теперь предлагает увеличить срок президентского правления. Так Путин и останется президентом навсегда. И все демократично. Тот же нехитрый трюк проделывает и наш Рабинович.

“Этот человек будет вашим лидером на ближайшие 10 лет” – сказал Рабинович о Коломойском. То есть, он его уже определил сразу на два срока. Он за евреев наперед уже все решил.

В общем-то, никто ж не против, и я тоже за. Коломойский – человек достойный. Ходит в кипе, меценат, благотворитель, делает много полезного. Вадим Рабинович просил поверить на слово, что перебрали всех и лучшей кандидатуры не нашли. Охотно верим. Но все же хочется, чтобы съезд еврейской общины Украины с главным вопросом в повестке дня – “выборы нового лидера” был бы действительно съездом, а не междусобойчиком богатых.

То, что говорилось официально с трибуны съезда, все это, понятное дело, нужно было делить на десять. А если хочешь услышать истину, великую сермяжную правду, что глаголет своими устами народ, то стоит прислушаться к тому, о чем говорят простые люди вне зала съезда, не будем называть это высокопарно – в кулуарах. А сказали люди, я слышал, такую фразу. “Как погрязли евреи в своей мелкотравчатости. Колготятся, колготятся…”

Михаэль КАГАНОВИЧ
Иерусалим-Киев-Иерусалим.