Я принимала участие в работе Миссии ENEMO по мониторингу досрочных Парламентских выборов в Республике Молдова 29 июля 2009 года.
ENEMO это Европейская сеть организаций по наблюдению за выборами, которая состоит из 18-ти неправительственных организаций из 16 стран Восточной Европы и Азии. Данная структура не поддерживает никого из конкурентов на выборах и не представляет интересы ни одной из политических партий, организовывая наблюдения за выборами в Восточной Европе и на постсоветском пространстве на протяжении восьми лет.
В каждой стране присутствие нашей миссии по наблюдению за выборами воспринимается по-разному. Одни видят в такой миссии позитивный шаг к развитию демократии, свободным демократическим выборам и гражданскому обществу, другие оценивают присутствие в стране иностранных независимых наблюдателей с враждой и подозрением.
Выборы в любой стране по своей сути являются зоной конфликтов и споров, следовательно, для наблюдателей всегда существует возможность различных рисков и угроз. И я, как наблюдатель, с десятилетним опытом наблюдения за украинскими выборами, знала об этом, но не предполагала, что моя первая в жизни миссия международного наблюдения закончится, едва начавшись…
Центральная избирательная комиссия республики Молдова пригласила наблюдать за выборами 140 наблюдателей от миссии ENEMO из разных стран: это были представители общественных организаций из Украины,Белоруссии, России, Казахстана, Киргизстана, Грузии, Армении, Азербайджана. Однако тот же ЦИК республики Молдова из 140-а приглашенных наблюдателей выдал аккредитацию (а значит, законное право наблюдать за выборами) только 53-м представителям Миссии. Например, из 14 украинских граждан было разрешено наблюдать только двум… И я была одной из них. Логика ЦИК непонятна, а в ответе на запрос руководителя нашей миссии Сергея Ткаченко было дано парадоксальное «объяснение» типа «53 международных наблюдателя аккредитовано, потому что согласно решению ЦИК их – 53» (!?)
Статус наблюдателей и процедура их аккредитации определяется в республике Молдова Кодексом о выборах, и надо отметить, что такой Кодекс, который бы регламентировал проведение всех уровней выборов, был принят в Молдове впервые на территории республик бывшего Советского Союза. Нигде на постсоветском пространстве подобного избирательного Кодекса на тот момент еще не было, а в Украине, кстати, его нет и до сих пор, несмотря на все старания представителей общественных организаций.
В рамках нашей Миссии мы планировали изучить подготовку избирательных участков ко дню голосования, наблюдать за ходом голосования и подсчетом голосов.
К сожалению, официальные власти Молдовы и неизвестные лица создали совершенно невозможные условия для организации независимого международного наблюдения представителей нашей миссии.
Во-первых, тем, что наблюдателей сначала пригласили в страну, а потом, когда те прибыли в Кишинев, выдали аккредитацию только трети из прибывших. Всем остальным были предъявлены обвинения в нарушении правил въезда в страну и от них потребовали покинуть Молдову в течение 24 часов. А группу наблюдателей из Грузии вообще не выпустили из аэропорта, хотя на тот момент ЦИК Молдовы еще не приняло окончательного решения об отказе части наблюдателям вправе наблюдения. Грузинские представители ENEMO были вынуждены пробыть на нейтральной территории в аэропорту в течение суток, а потом вернуться на родину.
Во-вторых, в средствах массовой информации развернулась кампания дискредитации международной миссии ENEMO. Официальные лица Молдовы обвиняли наших наблюдателей в том, что мы «уголовники», «экстремисты», «специализируемся» на организации «цветных» революций, что общественные организации в составе ENEMO являются «фантомами». Смешно было слышать, что, например, всеукраинская общественная организации Комитет избирателей Украины, которая активно работает в Украине на протяжении пятнадцати лет, является «фантомом».
В-третьих, аккредитованным наблюдателям миссии ENEMO неизвестные лица угрожали неприятностями в день голосования, если те останутся на выборы. А полиция блокировала базу отдыха, в которой разместились наблюдатели нашей миссии, затруднив перемещение даже аккредитованным международным наблюдателям.
В-четвертых, пять представителей миссии ENEMO, которые находились на законных основаниях в городе Сороки, что на севере Молдовы, были задержаны полицией и удерживались в комиссариате в течение десяти часов и по решению суда, несмотря на разъяснения представителя украинского консульства в городе Бельцы, были обвинены в нарушении правил въезда в страну и выдворены за ее пределы самым грубым способом(как преступников, их немедленно отправили через паром на другую сторону Днестра, не дав даже некоторым из них забрать свои личные вещи). Кстати, среди тех, кто был выдворен за пределы Молдовы был известный херсонский общественный деятель, руководитель отделения Комитета избирателей Украины, преподаватель кафедры философии и социологии Херсонского национального технического университета, активно сотрудничающий с Центром исследований южно-украинского пограничья, автор «Вестника» Центра пограничья Дементий Белый.
В результате наблюдатели миссии ENEMO приняли решение о прекращении наблюдения в связи с грубейшими нарушениями молдавскими властями норм свободных выборов. Это решение было принято примерно в 15.00 28 июля.
Поэтому фактически я смогла выполнять свои обязанности на протяжении первой половины дня накануне выборов и проверить только часть участков на предмет их готовности к дню голосования. Необходимо отметить, что изложенное ниже является лишь небольшой частью общей работы и не может отражать все результаты деятельности нашей миссии.
Из восьми посещенных мною избирательных участков шесть были хорошо подготовлены к проведению для голосования.
Участковые избирательные бюро (УИБ) работали на участках, все участки были открыты для посещения граждан и уточнения списков избирателей. Члены УИБ пересчитывали только что полученные в окружном избирательном совете бюллетени. Каждый председатель УИБ отвечал за прилегающую к участку территорию в радиусе 100 метров и, согласно закону, члены УИБ накануне сняли все агитационные материалы на этой территории. Список избирателей был в открытом доступе для граждан, бланки дополнительного списка, в который в день голосования должны будут вносить «потерянных» избирателей либо тех, кто приедет с открепительными талонами, были получены своевременно.
На всех участках имелись также бланки протоколы о результатах подсчета голосов в достаточном количестве, чтобы выдать копии всем наблюдателя и членам УИБ.
Председатели участковых избирательных бюро относились ко мне как к международному наблюдателю весьма доброжелательно, отвечали на все вопросы, показывали все необходимые документы и штампы, хранящиеся в сейфах.
Теперь об оставшихся двух участках, которые мы посетили последними в нашем списке в день 28 июля. Первый из них находился в пивном баре, в подвале, запах пива стоял там непреодолимый, пивные столы и скамьи были убраны, но ничего из необходимого инвентаря для голосования не было готово или не стояло в положенном месте. Председатель УИБ растерянно заверял меня, что к вечеру все будет готово, что ткань для кабинок уже есть, ее в данный момент гладят и скоро ею обтянут доски, которые сбивали на наших глазах. Вся документация и штампы для работы у него были в наличии, бюллетени получены, члены комиссии их пересчитывали тихонько, сидя за маленьким журнальным столиком чуть ли не на коленях.
Второй участок был также явно проблемным. Он располагался в холле поликлиники, которая продолжала работать 28 июля до 19.00. Большинство членов УИБ были врачами этой же поликлиники, и вели прием больных. Люди ходили в поликлинику через этот холл, где проходила очень медленная подготовка к дню голосования. На участке были лишь председатель УИБ и еще один сотрудник от Либеральной партии. Списки избирателей находились в регистратуре, однако нигде не было об этом информации в виде объявления для граждан. Кабинки для голосования еще не были сколочены и обтянуты материей, урны, по словам председателя УИБ, хранились в подвале поликлиники, столы и стулья для членов УИБ – тоже были еще в подвале… Председатель объяснила, что невозможно перекрыть холл и готовить его к дню голосования, так как больным тогда трудно будет попасть на прием к своим врачам. Но она же клятвенно заверила меня, что после 19.00, когда закончится работа поликлиники, все члены участкового избирательного бюро выдут на работу и до ночи будут готовить участок к голосованию. На наш вопрос, почему списки избирателей не находятся на открытом доступе, председатель рассказала о «горьком» опыте прошлых выборов 5 апреля2009 года: когда списки висели на стене, один из избирателей написал на них нецензурное слово, второй с ненавистью вычеркнул из списков свою свекровь. Это, конечно, печально, но не освобождает членов УИБ от выполнения закона, согласно которому любой избиратель до дня голосования может проверить себя в списках. Когда мы с коллегой вышли с участка после печальных выводов, сделанных там, наши тревоги еще больше были усилены свидетельствами члена УИБ от оппозиционной партии. За пределами участка, когда ее не слышал председатель, девушка рассказала нам, как безуспешно она на протяжении всей избирательной кампании борется за прозрачность и открытость работы своего избирательного бюро. Она рассказала, что до 28 июня списки избирателей находились в кабинете одного из врачей поликлиники, на одном из верхних этажей здания, и доступ к этим спискам для избирателей был вообще закрыт. Это были тревожные сигналы о возможных нарушениях на данном участке, но, как я уже объясняла выше, проверить их работу в день голосования мне как международному наблюдателю не удалось в связи с не конструктивной позицией официальных властей Молдовы, которые создали невозможные условия для проведения независимого международного наблюдения.
В целом мои первые краткие впечатления от республики Молдова, ее людей, природы, доброжелательности простых граждан очень хорошие. Но вмешательство не совсем достойных политиков в нашу жизнь создает большие трудности как для политических процессов построения правового гражданского общества, так и для толерантности и понимания людей разных наций и разных стран, для построения единого доброго мира во всем мире.
Галина
Бахматова, исполнительный директор Херсонской областной организации
Комитета избирателей Украины, международный наблюдатель от миссии ENEMO
за Парламентскими выборами в республике Молдова 29 июля 2009 года.