Как сообщает ИА “Лента ПМР”, в индийском городе Мумбаи в штате Махараштра на западе Индии разгорается крупный скандал: местная береговая охрана арестовала четверых украинских моряков, работавших на балкере Dynamic Striker.
История с задержанием балкера началась 22 ноября. Тогда индийская береговая охрана, ВМС и полиция «потеряли» на верфи греческий балкер Dynamic Striker, ходящий под флагом Багамы, с грузом угля стоимостью 1,7 млн долларов. Корабль пришел в индийский город Мумбаи, самый населенный город страны, еще 28 октября из Хорватии, груз предназначался для крупной индийской сталелитейной компании Ispat industries. С того дня судно стояло на рейде.
22 ноября вечером балкер, не оформляя отхода и никого не предупредив, снялся с якоря и ушел в море. Неизвестно, кто заметил пропажу гигантского корабля и обратился к властям и полиции, скорее всего, грузополучатель.
В связи с произошедшим был арестован агент судна, а береговая охрана принялась за поиски. На поимку судна были брошены быстроходные катера, патрульные самолеты, корабли. Если бы оно вышло в международные воды, индийские власти уже не смогли бы его арестовать.
Причина «побега» балкера достоверно не известна, «однако можно сделать кое-какие предположения: судно простояло три с лишним недели, что само по себе необычно. Либо возник какой-то спор, либо грузополучателю по какой-то причине требуется протянуть время и получить груз позже, но столь длительная стоянка и бегство имеют под собой какие-то наверняка веские основания», – сообщил морской эксперт Михаил Войтенко и отметил, что подобные инциденты случаются в Индии с завидным постоянством.
Поиски танкера заняли сутки. 23 ноября около 1.00 по московскому времени балкер был перехвачен. Когда судно обнаружили, с ним попытались связаться. Однако экипаж на запросы не отвечал, отключив все средства связи. Индийским военным не оставалось ничего иного, как произвести предупредительные выстрелы в воздух, тогда судно прекратило движение. После этого под конвоем военных Dynamic Striker проследовал в Мумбаи.
26 ноября поступило сообщение, в котором уточнялось, что на борту находятся 22 человека, четверых моряков суд Мумбаи решил арестовать сроком до 2 декабря. Это капитан, старший помощник, старший механик и боцман. Им сразу же были предъявлены обвинения в нарушении серьезных статей уголовного кодекса Индии. В частности, среди них ст. 34 («Преступный сговор и групповое преступление»); ст. 186 («Препятствие правоохранительным органам»); ст. 336 («Действия, угрожающие жизни и безопасности других людей»); ст. 353 («Насилие в отношении представителя власти») и ст. 407 («Преступное нарушение обязательств перед работодателем»).
Последняя статья, кстати, показалась Войтенко «странной», «потому что если это так, то значит, судовладелец открестился от моряков, а они не могли угонять балкер из Мумбаи не то что без его согласия и ведома, но и с его подачи, просьбы или угроз».
Чуть позже морской эксперт сообщил, что судовладелец занимается судьбой корабля и экипажа и уже нанят адвокат. «В Мумбаи вылетел представитель судовладельца. Есть надежда, что арестованных четырех украинских моряков переведут под домашний арест в гостиницу», – рассказал Войтенко.
Что касается причин бегства судна, то выяснилось, что приказ об отплытии из Мумбаи дал фрахтователь судна. По некоторым данным, имело место решение суда в Лондоне, согласно которому балкер не должен был выгружаться из-за невыполнения обязательств получателем груза – компанией Ispat industries.
«Это при том, что судно прибыло в Индию еще 28 октября – ко времени бегства на судне закончилось продовольствие и заканчивалась пресная вода», – возмущался Войтенко.
По его словам, Ispat industries тесно связана с госструктурами, ее начальство является еще и чиновниками госаппарата. «Отсюда и такая бурная реакция властей на бегство, отсюда и «вся королевская рать», включая вертолеты и фрегат. Обычная грустная история, которая может произойти в любой стране, где законы, по сути, мало что значат, где правят коррупция и произвол», – подытожил Войтенко.
Как стало известно в понедельник, из 22 человек на борту судна 15 являются россиянами. «Наш сотрудник отправился в порт Мумбаи, где выяснит всю подробную информацию, после чего мы свяжемся с капитаном судна», – сообщили в генконсульстве России в Мумбаи.