Председатель парламентской комиссии по расследованию апрельских событий в Кишиневе 2009 года считает, что результаты ее деятельности обязательно дадут пищу для размышлений и, возможно, для принятия тех или иных решений во многих отраслях общественной и государственной жизни. Как он заявил агентству НИКА-пресс, определенный массив фактов и их сопоставление могут заинтересовать и правоохранительные органы страны и привести к открытию ряда уголовных дел. Он, впрочем, предостерег от поспешных и разного рода иных умозаключений все возможные стороны предстоящих разбирательств. Ни возбуждение уголовных дел, ни сам факт судебных заседаний не будут означать выводов, что уже найдены организаторы и инициаторы массовых беспорядков в молдавской столице и что сидящих на скамье подсудимых безоговорочно следует считать виновными. Нам сегодня крайне важно, сказал председатель комиссии, чтобы все действия правоохранительных органов были предельно беспристрастными и объективными, и чтобы они не несли в себе политического заказа или, чего хуже, стремлений отыскать повод для мести.
Нагачевский подтвердил ранее распространенную информацию о готовности его комиссии представить парламенту первые результаты работы к концу марта текущего года, сказав при этом, что никогда не ставилась специальная задача еще и таким образом отметить годовщину апрельских событий, но, с другой стороны, нет никакого смысла затягивать обнародование полученных данных и переносить его на более удобные кому-то сроки.
НИКА-пресс
Комментарий агентства
С какой общественной или партийной стороны ни посмотри на апрельские события прошлого года – они все равно остаются знаковыми в новейшей истории Молдовы. Другое дело, как его оценивают главные и пока непримиримые силы страны. Одни клянут погромщиков и настаивают на оценках происшедшего, как попытке государственного переворота; другие считают Апрель-09 тем порогом, за которым должен остаться в прошлом молдавский неокоммунизм и начинается европейское будущее страны, задержавшейся в своем развитии ровно на восемь «воронинских лет». Их непримиримость, подпитываемая и довольно смутной обстановкой в стране, и неизбежными (все равно они когда-то произойдут) досрочными парламентскими выборами, и внешнеполитическими всплесками вокруг Молдовы, не очень комфортный фон, чтобы трезво разобраться в случившемся. И именно поэтому любое решение суда – самое беспристрастное, да с участием зарубежных специалистов, да с присяжными, да с публичными слушаниями – все равно будет оценено плохо. Эти самые непримиримые стороны обязательно найдут причины для обвинений – знаем мы наш независимый суд и знаем, как он умеет выполнять политические заказы… Из любого решения суда стороны сумеют устроить представление и использовать его в качестве одного из аргументов в агитации на тему: «почему следует избавить страну от коммунистов (другой вариант – либеральных демократов)».
И именно поэтому сегодня куда важнее не имеющие юридических перспектив акции, способные привести общество к ответам на морально-этические вопросы, на вопросы, способные дать начало раздумьям о молдавской национальной идее. А там уже легко будут различимы грехи и уродство всех идеологий, ведущих страну к краху. Недавно Воронин высказался о судьбах посткоммунистической Молдовы так: «всегда что-то крутится над нашей территорией». Именно «территорией». И в превращении страны РМ в «территорию» Воронин с ПКРМ вместе принимал непосредственное участие.
Среди таких акций называют и установку памятника апрельским событиям, и его жертвам. Очень может быть. Но и за этим делом кроется недвусмысленная опасность. Одна сторона его установит, а другая будет искать удобный момент и походящий политический случай, чтобы его загадить. Потом жди ответных погромов там, где стоит памятник товарищу Ульянову – ему точно что-нибудь важное отшибут. Конец и край молдавским несчастьям – всему, что было в Молдове скверного, маловразумительного, порой преступного, до сих пор неосмысленного и просто дурацкого может положить лишь один осознанный вывод: ей к лицу настоящая многопартийность, что Молдова еще долго будет оставаться и многонациональной и разноговорящей, многоментальной и косящей в разные геополитические стороны. И другой страны у нас не будет. Для партийных пропагандистов и агитаторов переведем этот текс на предвыборный язык – «Пусть все цветы цветут». А товарищам из ПКРМ в качестве предложения публично подискутировать следует заметить: «Товарищи из ПКРМ, история вообще и воронинские достижения в частности на поприще государственных строек и личных пристроек к ним говорят, что лучшими друзьями народа и Родины вы становитесь тогда, когда находитесь в оппозиции. Так и находитесь там. Но как только вы оказываетесь у власти, дело кончается то великими трагедиями под названием «развал СССР», то молдавским апрелем…