Кульминацией фестиваля стал показ конкурсного спецпроекта Стивена
Содерберга “Че”. Дилогию на испанском языке показывали
продолжительностью в 4 часа 28 минут.
После семи
лет прилежных исторических изысканий Содерберг и его сопродюсер исполнитель
главной роли Бенисио дель Торо решили сосредоточиться на двух эпизодах из жизни
аргентинского доктора, южноамериканского кумира и самого популярного
революционера второй половины XX века, Эрнесто Че Гевары.
Первая серия
картины с рабочим названием “Аргентинец” рассказывает о событиях 1956
года, когда Че плечом к плечу с Фиделем Кастро сражался за свержение режима
Батисты и делал на Кубе революцию.
Зритель
окунается в рутину партизанской жизни – военные лагеря, вербовка кадров, задушевные
беседы с товарищами, песни у костра, перестрелки в лесах, марш-бросок по
острову – пядь за пядью, дом за домом (иногда партизанам приходилось
продвигаться к заветной стратегической точке по коридорам, прорубленным в
стенах прижатых друг к другу домишек), городок за городком.
30-летний Че
Гевара, харизматичный и бесстрашный, полный иллюзий и сил, сеет идеи коммунизма
и электризует массы обездоленных кубинцев. В качестве политинформации для
современных зрителей, понятия не имеющих о том, что происходило на Кубе 50 лет
назад, Содерберг монтирует яркие картинки из партизанской жизни с черно-белыми
псевдодокументальными сценами выступления триумфатора Че в ООН в 1964 году.
Если бы не
фантастическая работа операторов, использовавших волшебство естественного
карибского света, и не скупые фрагменты игровых диалогов, фильм мог бы сойти за
увлекательное практическое пособие для начинающего революционера.
Во второй части – “Партизанская война” – Че Гевара, спустя 10 лет
после кубинского триумфа, отправляется по заданию Фиделя в Боливию –
экспортировать революцию. Однако то ли климат в высокогорной Боливии не
благоприятствовал больному астмой Че, то ли ксенофобия местного населения и
нежелание получавшего зарплату в СССР лидера боливийских коммунистов Марио
Монхе нарушить инструкции из Москвы помешали кубинской команде добиться успеха.
“Партизанская война” – подробный и яркий видеодневник последнего
года жизни легендарного Че, который он провел вдали от родины, семьи и камер
папарацци, скитаясь по неприступным боливийским горам в бесплодной надежде
повторить кубинский успех.
Во втором фильме идеологическая подоплека событий практически сведена на
нет. Истощенный и больной Че, застрявший в боливийских чащах с кучкой друзей,
выглядит скорее неутомимым искателем приключений, попавшим в смертельную
переделку.
Итак, как можно заключить из фильма Содерберга, революция – это, прежде
всего, теплая одежда, хорошее ружье и крепкие ботинки, а потом уже – марксизм,
сталинизм и другие глобальные идеи.
Фильм “Че”, приуроченный к 40-й годовщине гибели Че Гевары и
50-летию кубинского переворота, очень актуален для современного
южноамериканского политического контекста и, безусловно, будет оценен критиками
как качественный кинопродукт.
BBC