Экс-председатель молдавского парламента Марианн Лупу на пресс-конференции по случаю своего выхода из состава ПКРМ и намерений во главе Демократической партии участвовать в досрочных парламентских выборах заявил, что рассматривались различные варианты продолжения его политической деятельности, в том числе и предусматривающий борьбу за депутатский мандат в качестве независимого кандидата. Однако успешные консультации с руководством и активом ДПМ, сказал Лупу, и последующие решения рассматривать его как будущего лидера партии привели к появлению нового проекта, который следует считать «проектом Лупу-Дьякова».
Отвечая на вопрос о возможностях увести с собой из правящей партии группу сторонников, экс-председатель отметил, что существующие традиции в ПКРМ, в первую очередь особая внутренняя дисциплина, лишила всяческих иллюзий относительно такого рода намерений. В то же время Лупу заявил о наличии у него команды профессионалов, которые после обсуждения с активом ДПМ заняли заметные места в списке кандидатов в депутаты молдавского парламента.
На пресс-конференции, в которой приняло участие и руководство Демпартии, было заявлено о предстоящем на внеочередном съезда «демократов» избрании Лупу новым председателем партии как о вопросе практически решенном.
НИКА-пресс
Комментарий агентства
Заявление о том, что Мариан Лупу будет избран на внеочередном съезде ДПМ председателем партии, вызвало в экспертном и партийном сообществах Молдовы язвительные замечания: хороша партия, если она, не дожидаясь решения съезда (пусть в данном случае собранного для формального голосования за обновленный состав руководства), сообщила имя нового лидера. Отсюда, надо полагать, и появившиеся предположения, что актив ДПМ не обсуждал основные условия приема Лупу в партию и избрания его председателем, и что решение это было принято в максимально узком кругу, т.е. Дьяковым, согласившимся сложить полномочия председателя Демпартии, и Лупу. А озвученный список первых пятнадцати кандидатов в депутаты от ДПМ для участия в досрочных парламентских выборах и вовсе напряг «старых демократов». «Группа Лупу» представлена в нем гуще, хотя состоит из людей, мало показавших себя в общественно-политической работе. Если Лупу, выступивший с явно антикоммунистическим заявлением, объясняющим причины выхода из ПКРМ (широко растиражированный его текст – это, прежде всего, критика коммунистов-воронинцев, не отказавшихся от практики деления страны на своих и чужих), будет в новом парламенте опираться на них, то большевизм в молдавском парламенте скоро уничтожить вряд ли удастся .
И еще. Лупу со своим «антикоммунизмом» поразительно точно напомнил бывшего молдавского премьера, возглавлявшего почти восемь лет «красное правительство», и его практические шаги по внедрению в организацию, имеющей права на участие в парламентских выборах. А быть избранным председателем, точно как Тарлев, незадолго дня голосования? Нет ли здесь указания того же адреса, где в начале текущего года затевался заведомо провальный «проект Тарлева»?
Со списком обновленных с помощью команды Лупу кандидатов в депутаты от ДПМ приключилась неизвестная широкой публике, но тоже заставляющая призадуматься история. За сутки до пресс-конференции, состоявшейся 17 июня, в узком кругу была окончательно оговорена первая десятка от ДПМ. Однако в тот же день список кандидатов появился в Интернете. Такая торопливость и тем более утечка из недр партии не была нужна ни Дьякову, ни тем более Лупу… Кто же торопился и с какой целью? Впрочем, важнее вопрос о надежности обновленной команды демократов, а также о том, как поведет она себя, получив представительство (скажем, 10-12 мандатов) в будущем парламенте, когда придет время участвовать в избрании президента страны? Вариант ее раскола, чтобы потом проголосовать за «нужного кандидата» на пост президента РМ, не исключен. Собственно, именно этого ожидали коммунисты от «либералов», когда после парламентских выборов 5 апреля говорили, что без труда найдут в оппозиции недостающий голос, а то и голоса, для избрания на высший пост в РМ своего кандидата.
… После заявления Лупу о выходе из ПКРМ в политических кругах Молдовы активно обсуждались его намерения предложить ДПМ лишь возглавить ее партийный список для участия в досрочных парламентских выборах, включив в него приемлемое для обеих сторон число кандидатов из его команды. Из всех вариантов продолжения политической карьеры бывшего «красного спикера» этот был бы для него наиболее предпочтительным. Во-первых, он, не связанный никакими партийными обязательствами, и шумно вышедшим из ПКРМ с заявлением, что не желает «быть частью ни одной из воющих сторон, которые рискуют стать радикальными и нелепыми», приобрел бы статус лидера той желанной третьей силы, способной отрезвить и тех, и других радикалов. Во-вторых, получил бы реальный шанс реализовать свои претензии на высший пост в государства. Беспартийный Лупу, да еще и не вызывающий никаких вопросов у Запада и не во всем раздражающий Москву – чем не президент и чем не способ утихомирить непримиримых и рвущихся в бой стенка на стенку «красных» и «либералов»?
Очевидно, такая судьба Лупу не устраивала ни коммунистов-воронинцев, ни тем более Дьякова. Последний не захотел отдавать, если уж называть вещи своими именами, партию напрокат и оставаться в политической зависимости от Лупу, приведшего ДПМ в парламент. Что такое председатель партии, не являющийся депутатом парламента, тогда как в парламенте действует его партийная фракция? Ничего, кроме унижения и мало приличного пенсионного статуса.
В ПКРМ тем более опасались превращения бывшего своего члена после его возможных успехов в парламентской гонке в самостоятельную фигуру, к которой с начала 2005 года активно присматривались в Евросоюзе. Во время непростых переговоров Лупу и Дьякова в период с 11 до 16 июня коммунистические СМИ отреагировали строго в своем стиле. Показали Лупу, выступающего на партийных митингах, как истинного борца за дело ПКРМ, как бы спросив: «а когда он был настоящим – сейчас, в трудный период для партии, когда хлопнул дверью и вышел из нее, или тогда, когда яростно призывал «строить европейскую Молдову» под красными знаменами?» Уже возникал четко очерченный силуэт политика-перевертыша, двурушника и беспринципного товарища, который коммунистам уже не товарищ. Но… Как только 17 июня было объявлено о договоренностях его с ДПМ, подконтрольные коммунистам СМИ оставили Лупу в числе политиков, сделавших свой выбор. Дескать, имеет право… На следующий день обвиняемый в организации массовых беспорядков в Кишиневе и находящийся по этой причине за решеткой Габриель Стати был переведен под домашний арест. Партийное строительство продолжается полным ходом. Съезд ДПМ пройдет 19 июля.