iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

А.Девятков: Приднестровская идентичность: мифы и реальность

Таким образом, ответить на вопрос «кто мы» представляется в случае с Приднестровьем крайне сложной задачей. Как и в целом отграничить Приднестровье от Молдовы, что объясняется, по нашему мнению, двумя основными причинами.

Во-первых, население Левобережья, …недовольно своим социально-экономическим положением, а это не создает высокой социально-экономической мотивации для того, чтобы в политическом смысле росло осознание того, что «мы – приднестровцы». В Приднестровье велика обеспокоенность собственным уровнем жизни, особенно в связи с постоянными перепадами макроэкономических показателей. Как в Молдове, так и в Приднестровье отмечается убыль населения, вслед­ствие того, что люди уезжают на заработки в Европу или Россию. Кризисное состояние в социально-экономической сфере признает и приднестровское руководство.

Во-вторых, в приднестровско-молдавских отношениях отсутствует такая основа для консолидации идентичности Приднестровья как межэтническая рознь. Между двумя берегами существует большое количество социальных контактов, вряд ли можно проследить существенные различия в менталитете. Как показывает опрос 2000 г., в Молдове, несмотря на языковую политику, проводящуюся в Молдове с 1989 г., абсолютное большинство населения (62,3 %) против того, чтобы государственным и официальным языком был только румынский.

Нельзя говорить, что приднестровская идентичность отличается от некоей молдавской идентичности. Ведь единое молдавское самосознание до сих пор так и не сложилось. Не утихают баталии между «униатами», выступающими за вос­соединение с Румынией, и «молдавенистами». Несмотря на политику Народного Фронта Молдовы в начале 90-х гг., вряд ли можно говорить о Молдове как об этнократическом государстве, хотя нестабильность политической системы, неразвитость политической культуры крайне затрудняют воссоединение двух берегов Днестра.