В настоящее время распространенным
явлением стали неполные семьи. В таких семьях, как правило, остро стоит
проблема общения между родителем и детьми, особенно в подростковом возрасте.
В неполной семье
отсутствует один родитель, либо принимает частичное участие в жизни семьи.
Воспитанием в большинстве случаев занимается мать. Таким семьям зачастую
присущи неблагополучность и малообеспеченность. Дети предоставлены значительную
часть времени сами себе, что приводит к попаданию их в антисоциальную среду.
Они не способны освоить соответствующие их полу социальные роли, в том числе
семейные, а это негативно влияет на формирование подростков как будущих
создателей семей и воспитателей детей. К тому же многие матери в неполных
семьях недостаточно просвещены в области воспитания.
Все члены неполной семьи
нуждаются в специальной психологической помощи, но несомненно, что наибольшая
потребность в этой помощи у ребёнка. При этом родители должны знать, несмотря
на достаточно большое количество стрессовых ситуаций в неполных семьях, в
основном, с ними успешно справляются и взрослые, и дети.
Родителям
неполной семьи можно предложить придерживаться следующих рекомендаций по
воспитанию:
1. Не ограничивать общение подростка с
другим родителем и его родственниками, формировать у детей положительный идеал
взрослого.
2. Не переносить своё негативное
отношение к супругу на ребёнка. Очень важно на примере отношений с бывшим
супругом научить подростка не только ссориться, конфликтовать, но и уметь
находить общий язык и взаимоприемлемые решения даже в очень сложных вопросах.
3. Ребёнок не должен слышать плохих
отзывов о родственниках с другой стороны.
4. Подросток должен знать, что привело к
распаду семьи. И объяснить это нужно в доступной для его понимания форме. При
этом необходимо соблюсти как минимум три правила:
– никого не обвинять;
– заверить, что ушедший из семьи
родитель любит его;
– показать,
что так бывает с очень многими людьми, и поэтому пусть лучше будет так, как
есть.
5. Постараться не менять место
жительства, потому что подросток нуждается в сохранении старых дружеских
связей. При вынужденной перемене места жительства нельзя одновременно забирать
его из школы: ведь он и так чувствует себя покинутым одним из родителей – отрыв
от друзей и просто знакомых, привычных лиц может только усилить это ощущение.
6. Оставшись только с одним родителем,
подросток боится потерять и любовь второго родителя, поэтому особенно важно
поддерживать в нём уверенность в родительских чувствах. Необходимо стремиться к
созданию доверительных отношений в семье, личностно значимых перспектив жизни и
деятельности подростка, к формированию чувства взаимопомощи, следует вовлекать
детей в дела и заботы семьи. Им необходимо ощущение защищённости, сознание того,
что в любой момент они могут опереться на родителя, всегда найдут у него защиту
и понимание. Следует уделять ребёнку как можно больше внимания.
7. В неполной семье родитель должен
глубоко понимать интересы своих детей, помнить, что нельзя удовлетворить их только
исполнением прямых материнских или отцовских обязанностей. Следует помнить об
опасности одностороннего воспитания, стараться избегать его. В неполной семье
один воспитатель должен соединить в себе два лица: человека, раздающего мелкие
поручения и приказы, и человека, чей авторитет распространяется на «большие
дела».
8. Ребёнок из неполной семьи больше
других детей нуждается в авторитете и уважении к воспитывающему его родителю.
Подросток должен чувствовать, что он может положиться на каждое слово и
действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или
откровенный разговор. Возрастает значимость личного примера родителя.
9. Одним из наиболее важных условий
успешного воспитания является умение формировать у подростка чувство
ответственности. Воспитанное чувство ответственности выступает для родителя
значительным подспорьем, так как он может положиться на ребёнка и тогда, когда
находится на работе и не может его контролировать или помогать. Кроме того,
чувство ответственности подростка позволит полноценнее сформироваться его
личности, а позже взрослому человеку — выполнять все обязанности намного
эффективнее.
10. Семья должна создать необходимые
условия для компенсации отсутствия одного из родителей через общение подростка
с лицами противоположного пола. Независимо от того, кто стоит во главе неполной
семьи – мужчина или женщина, следует помнить, что для гармоничного развития
личности необходимо, чтобы подросток приобрёл опыт взаимоотношений с обоими
родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского
(мужского) поведения.
11. Необходимо обеспечить подростку
полноценную общественную жизнь. У детей, общество которых ограничено своей
семьёй, меньше возможности для воспитания уверенности поведения в обществе, чем
у тех детей, которые чаще находятся среди своих сверстников или в обществе
посторонних взрослых людей.
12. Родитель должен помогать подростку
взрослеть и становиться самостоятельным, не замыкая искусственно его на себе, в
противном случае у него сложится чрезмерная и нездоровая зависимость от
оставшегося с ним взрослого. Следует предоставить ребёнку самостоятельность.
Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг, не подменять воспитание
опекой.
13. Стремиться к разумному соотношению
родительской любви и строгости. С подростком нужно быть добрым и
последовательным, в меру строгим, непременно хвалить его за успех. Родителю
необходимо быть особенно внимательным к выбору средств воздействия, к
нравоучениям, угрозам и наказаниям, поскольку он является единственным
источником социального научения ребёнка. Здесь следует стремиться к взаимному
сближению, чтобы негативные оценки не превысили количество похвалы и одобрения.
14. Очень важно поддерживать тесные
контакты со школой, учителями и воспитателями. Актуальной становится задача
совершенствования уже имеющихся компенсаторных механизмов и поиска новых во
всей системе воспитания. Подросток из неполной семьи должен быть особым
объектом воспитательных забот в школе, в системе воспитательной работы по месту
жительства. Внимание к неполным семьям со стороны школы, становящейся всё более
и более подготовленным педагогическим центром, позволит оптимизировать процесс
социального формирования личности. Это диктуется объективными потребностями
дальнейшей интеграции семьи, школы, общественности в рамках единого
воспитательного процесса.
15. В случае возникновения трудностей в
воспитании, а лучше – для их профилактики – необходимо обратиться за помощью к
психологу. По возможности следует обеспечить подростку постоянное наблюдение
психолога. Чтобы психологическая помощь ребёнку в неполной семье была
действенной, необходимо одновременно предоставить возможность
психологической консультативной помощи и
его родителям. И всё же самое главное, что может сделать одинокий родитель, –
это по возможности обрести собственную семью, заменить недостающего родителя.
Специалист «Школы развития», психолог Алла Бучкова