По информации ИА “ТИРАС” с ссылкой на официальные СМИ Приднестровья, советник Председателя Правительства ПМР, руководитель экспертной группы по вопросам развития транспорта и дорожного хозяйства Владимир Трандасир провел диалог с журналистами на тему запрета проезда приднестровского транспорта через границу между Молдовой и Украиной.
Владимир Григорьевич, с чем связан введённый Молдовой запрет?
Трудно разобраться в хитросплетениях мотиваций молдавской стороны. Запрет был введён без каких-либо консультаций или предварительного информирования Приднестровья. По сути, приднестровская сторона узнала о предпринятых Молдовой ограничительных мерах из сообщений средств массовой информации и представителей Ассоциации транспортников и дорожников Приднестровья. Это, конечно, едва ли позволяет говорить о наличии добрососедских и партнёрских намерений Республики Молдова, однако проблему необходимо решать.
В день введения запрета в Администрации Президента, управлении транспорта Минрегионразвития, в приднестровском МИДе буквально разрывался телефон. Поступили десятки звонков. Приднестровские транспортные компании и граждане крайне озабочены введённых запретом, было прекращено несколько международных пассажирских маршрутов.
Следует напомнить, что речь не идёт о введении некоего нового запрета, но о реализации решений, которые Молдова пыталась внедрить ещё в 2008-2009 годах, но не была поддержана Украиной. Сейчас, насколько можно судить, украинские партнёры тоже без особого энтузиазма восприняли новые ограничительные меры РМ.
Формально Молдова пытается через СМИ объяснить меры давления некими международными обязательствами, с чем мы уже неоднократно сталкивались в рамках деятельности экспертных (рабочих) групп, однако, на самом деле, поступают сигналы о том, что решение принималось руководителем молдавской пограничной полиции самостоятельно. Т.е. речь идёт о том, что якобы молдавский представитель по политическим вопросам Виктор Осипов узнал о запрете чуть ли не так же, как и Приднестровье – из сообщений СМИ –или вообще из заявления МИД ПМР, принятого на следующий день.
Какова реальная ситуация с действием запрета? Как она влияет на свободу передвижения граждан?
Владимир Трандасир: Проезд через молдавско-румынскую границу для транспортных средств, зарегистрированных в Приднестровской Молдавской Республике, запрещён давно – ещё с 2008 года, теперь этот запрет молдавская пограничная полиция распространила и на молдавско-украинскую границу. Несколько пассажирских маршрутов остановлено, граждане на частных легковых автомобилях также не могут передвигаться через границу между Молдовой и Украиной.
Что касается украинско-приднестровской границы, через которую всё-таки проходит большинство маршрутов, то здесь движение не остановлено. В этом смысле хотелось бы выразить признательность представителям Украины, которые не присоединись к молдавским запретительным мерам.
Владимир Григорьевич, предпринимаются ли какие либо меры по стабилизации ситуации в этой связи?
Мы находимся в постоянном контакте с руководством транспортных компаний Приднестровья, получая от них оперативную информацию о развитии ситуации. Также мы работаем в тесной связке с Министерством иностранных дел ПМР, которое приняло ряд заявлений по данной проблеме и неоднократно обращалось в адрес молдавской стороны и международных партнёров с просьбой отменить введённый вне рамок переговорного процесса запрет.
Возможность отмены рестриктивных мер в приоритетном порядке обсуждалась на встрече представителей по политическим вопросам, которая состоялась на прошлой неделе. Были получены первые комментарии молдавской делегации, которая заявила о понимании проблемы и необходимости её скорейшего разрешения. Надеюсь, в этом смысле обещания не разойдутся с делом, поскольку пролонгация проблемы может вылиться в принятие Приднестровьем жёстких ответных действий.
В понедельник МИД ПМР по согласованию со мной обратился в адрес молдавской стороны с предложением провести в пятницу, 18 сентября с.г., заседание экспертных (рабочих) групп по вопросам развития транспорта и дорожного хозяйства, специально посвящённое обсуждению отмены запрета на передвижение приднестровских автомобилей через границу между Молдовой и Украиной. Однако, к сожалению, молдавская сторона без объяснения причин отказалась от организации встречи.
Расцениваем этот отказ как весьма тревожный знак, что не способствует диалогу. Если встреча не состоится в ближайшее время, и сторонам не удастся обстоятельно и открыто обсудить и прояснить ситуацию, договориться об отмене запрета, то последствия для свободы передвижения молдавских граждан через территорию Приднестровья могут оказаться весьма плачевными.
В данном контексте хотелось бы призвать наших соседей к диалогу, к возвращению за стол переговоров и разрешению всех проблемных вопросов в транспортной сфере мирным и взаимовыгодным путём, а не посредством взаимных запретов и давления.
Более того, у нас имеется актуальный пример способности сторон к компромиссам – договорённость, достигнутая на уровне высших руководителей, а также субъектов страхового дела о взаимном признании полисов ОСАГО. Характерно, что одним из важных положений этого соглашения является пункт о страховании ответственности владельцев транспортных средств по месту их регистрации. Т.е. приднестровская регистрация при наличии страхового полиса является достаточной для того, чтобы приднестровские автомобили могли выезжать в Молдову.
Полагаем, что абсолютно аналогичные механизмы должны действовать для приднестровских транспортных средств и при пересечении государственной границы РМ. Рассчитываем на зрелый, ответственный рациональный подход Республики Молдова в этом чувствительном для всех сторон вопросе.