iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Ничего не забыть. Апрельские тезисы

Владимир Цеслюк,
политический обозреватель агентства НИКА-пресс

Вновь яростно закипели страсти вокруг кишиневских событий 2009 года и вновь, как уже не раз случалось, затихли,  словно и не было ничего. Повод к закипанию – вторая годовщина «молдавской революции», «попытка государственного переворота», «погрома, организованного внешними силами».  Так и каждый по-своему оценивают неравнодушные апрель 2009 года. Равнодушные и уставшие от борьбы партий называют это обычным бардаком, т.е. тем состоянием, когда в государстве осталось только две страсти – одни борются за сохранение власти, другие за то, чтобы эту власть отнять. Молдавский бардак отличается еще и тем, что противники носятся по европам и россиям, и, друг на друга жалуясь,  просят помощи на святое дело спасения отечества.  А тамошние мудрецы помогают (святое же дело, как не помочь) обеим сторонам-противницам. Кто знает, может быть, в этом-то и скрыта главная тайна апрельских потрясений. Во всяком случае, Москва и Брюссель были неодинаковы в оценках причин и последствий Апреля-2009. И правильно. Никому не хотелось признавать, что деньги потрачены впустую, а уроки по геополитике для нерадивых кишиневских учеников прошли даром. Но самым противным было их обоюдное осознание, что скоро придется опять тратить и средства, и силы, с одной стороны, на поддержку особого молдавского коммунизма, с другой, – на какую-то невнятную пока и тоже особую либеральную демократию.

Поводом к новому затишью явилось решение парламента создать еще одну комиссию по расследованию причин и последствий апрельских событий. Повисшая на короткое время надежда (или тайная угроза?), что вот сейчас-то, с третьего раза мы узнаем правду, не побоимся ею поделиться с народом, какой бы страшной она ни оказалась, растаяла. Новейшая история Молдовы подтверждает старые советско-коммунистические правила: если хочешь замолчать проблему – создай комиссию по ее изучению. Пятнадцать лет назад примерно в эти же дни парламент РМ  объявил о  создании комиссии по изучению причин и последствий приднестровского конфликта. Где они теперь, взволнованные члены того коллектива, где результаты расследования, которые, как обещалось, дали бы нам возможность  посмотреть на себя в упор и без оговорок «война все спишет» и «на войне нет ни правых, ни виноватых»? И не в том ли причина затянувшейся молдавской трагедии по имени приднестровский конфликт, что ни власти, ни общество не захотели узнать правды. Кривда, она проще. Это, как с неудачной заплаткой сзади на штанах – поменьше о ней думай и постепенно привыкнешь.

Те, кто  в парламенте принял решение о создании третьей «апрельской комиссии», а также те, кто одобрил такой выход, должно быть, вздохнули спокойно: ну, и славно, и хорошо, что мы друг друга поняли; и какой  нам всем  прок от правды, которая нужна-то лишь истеричным общественникам, да никчемным партиям, бережно называющими себя партиями непарламентского типа ? Воронинцы, однако, поворчали для приличия – ничего новая власть не умеет, не хочет, и у самой рыло в «апрельском пуху», один только флаг Румынии над парламентом выдает их предательскую сущность, а потому нити заговора против Молдовы налицо. И пригрозили:  ой, вернется время коммунистов, а уж они-то раскроют, покажут, разоблачат и, если обнаружатся соответствующие статью УК РМ, то упекут кого следует лет на тридцать, хотя лучше бы расстрелять для острастки, т.е. для  укрепления коммунистического режима.

Мало нам неопределенностей в нашей молдавской жизни – приднестровский вопрос, румынский вопрос, русский вопрос, евроинтеграционный вопрос… Ни на один ведь нет сколько-нибудь уверенного ответа. Теперь вот апрельский вопрос. В мучительных думах, как бы так этот вопрос поставить, чтобы и на него ответа не было, нашелся вариант. Он, как эпиграф ко всему, что следует называть молдавскими реалиями. В последующие дни после активной фазы апрельских событий были отмечены атаки на серверы госучреждений РМ с территории, близкой к Румынии, сказал на парламентских слушаниях заместитель председателя Службы информации и безопасности генерал Дедю. Теперь каждый думает как хочет о скрытых пружинах событий 6-7 апреля 2009 года, и каждый будет еще очень долго цокать языком: ну, мы-то понимаем, о чем сказал генерал, ну, мы-то понимает теперь, где истинные враги молдавской государственности, – территории, близкой к Румынии. А на самом деле понятно только одно: закрываемый (пока не закрытый) апрельский вопрос превращает Молдову в страну с непредсказуемым прошлым. С виду, беды большой, кроме вечного стыда, не случится, если все договорились хранить молчание ради успешного движения по европейской дороге. Случится лишь один пустячок.

В самый неподходящий момент (именно в такие моменты появляются политические инициативы) возбудится в Кишиневе какой-нибудь забытый и злой, или юный и еще злее партиец, и за румынские леи или за русские рубли, или за американские доллары отыщет, скажем, в гараже у Воронина сгоревшую, как говорили, 7 апреля Декларацию о независимости Молдовы. Или, скажем, в партийных закромах Либеральной партии обнаружат план захвата Молдовы, разработанный румынскими спецслужбами. Да все с  подписями, печатями, паролями, указанием мест, где надо заложить взрывчатку, и с указанием других мест, где эту взрывчатку взять. И там же список агентов и с их настоящими именами, среди которых одни либералы, либеральные демократы и немного демократов, и ни одного коммуниста. Потому что все молдавские коммунисты на службе ФСБ, СВР и ГРУ, – заорет в ночи арестованный либерал с горящим взором, которого суетливые солдаты  с поцарапанными щеками (это он их поцарапал) запихивают в арестантскую машину, и запоет «дештяптэ-тэ, ромыне!».

А вообще, ничего смешного. Все нынешние и прошлые государственные и партийные деятели Молдовы вели себя так, когда наталкивались на трудные румынский, русский, гагаузский, приднестровский и прочие «проклятые молдавские вопросы». То есть, искали объяснения своих неспособностей управлять страной.  И «находили»  в Приднестровье  грязные бомбы, и «раскрывали» турецко-гагаузские заговоры в Комрате, и «ловили» в Кишиневе российских политтехнологов с набитыми деньжищами сумками, и в заброшенных гаражах «откапывали» взрывчатку, антигосударственные листовки и партийные программы (какая удача – все в одном месте и все доказывает!)  И у нас еще будет на что посмотреть.

Страна с осознанно выбранным непредсказуемым прошлым и не на такие штуки способна.