«Noi suntem poporul, jos cu dictatorul!» – «Мы народ, долой диктатора!». Лозунг времен румынской революции 1989 года, похожий по своему ритму знаменитому «Пока мы едины – мы непобедимы» или украинско-майданному «Разом нас багато, нас нэ подолаты!» вновь зазвучал на улицах городов Румынии. Только «диктатором» называют не Николае Чаушеску, а нынешнего румынского Президента Траяна Бэсеску.
Акции протеста в Румынии начались 12 января и продолжаются с различной степенью интенсивности, перерастая порой в открытые столкновения с полицией. Толчком к протесту послужила отставка заместителя госсекретаря министерства здравоохранения Раеда Арафата, выступившего против намерения Президента Бэсеску реформировать систему неотложной помощи SMURD. Отказ правительства от реформы и возвращение Арафата на свою должность не привели к прекращению протестов. Как заявил оппозионный лидер: “Управление государством – это не тесты по математике решать. Ошиблись – зачеркнул и пишешь дальше.
Причина недовольства очевидна. По данным Евростата 41% населения Румынии находится на грани бедности. Жесткие меры по спасению экономики, предпринятые по требованию кредиторов из МВФ привели к обнищанию населения. Зарплаты в госсекторе были снижены на 25%, пенсии – на 15%. Было свернуто ряд социальных программ, состоялись сокращения сотен тысяч госслужащих.
Первой жертвой недовольства стал министр иностранных дел Теодор Баконски. В своем персональном блоге он высмеял призывы оппозиции к отставке президента Т. Бэсеску, назвав недовольных «капралами и лейтенантами» бывшего главы Румынии Иона Илиеску, «бездельниками, вооруженными дезинформаций и пропагандой ненависти», «силами прошлого», мешающими созданию «проекта новой Румынии». 23 января премьер-министр сообщил об отставке главы румынского внешнеполитического ведомства. Через две недели в отставку отправилось все правительство во главе с Эмилем Боком.
Наверное, отставка правительства стала бы пусть неординарным, но все же проходящим политическим событием, если бы не один факт. 2012 год – год местных и парламентских выборов в Румынии, которые могут стать решающими и для судьбы самого Бэсеску. И потому общественный протест для него даже более опасен, чем активность парламентской оппозиции. Поэтому румынский Президент принимает все возможные меры для того, чтобы удержаться при власти.
Отставка Бока: коней сменили до переправы
Первым серьезным поражением Траяна Бэсеску и первой победой оппозиции стало решение Конституционного суда Румынии о несоответствии Основному закону инициативы о совмещении даты парламентских и всеобщих местных выборов за счет продления мандатов местных избранников.
Против предложения властей о совмещении выборов выступил оппозиционный Социал-либеральный союз, лидеры которого Виктор Понта и Крин Антонеску заявили, что «эта инициатива противоречит не только законам и Конституции, но и духу демократии, согласно которой, искусственное продление мандата власти невозможно вне чрезвычайных обстоятельств».
Чтобы преодолеть сопротивление оппозиции, кабинет взял на себя ответственность в парламенте по этому законопроекту, в ходе которого едва избежал вотума недоверия, которого пыталась добиться оппозиция. Потерпев неудачу в парламенте, оппозиционеры опротестовали инициативу в Конституционном суде.
Правительство аргументировало свое намерение тем, что совмещение выборов, якобы, позволяет сэкономить около 20 млн. евро. Однако политическая подоплека данной инициативы была понятна каждому – провести в парламент правящую Демократ-либеральную партию за счет привлечения ресурса местных властей. Популярный мэр-демократ-либерал какого-нибудь города, вознамерившийся переизбраться еще на один срок, подобно паровозику, мог «вытянуть» и свою партию на парламентских выборах. Хотя бы в качестве оппозиционной силы.
При нынешней непопулярности Бэсеску и правящей коалиции, демократ-либералы и их союзники вполне могут повторить судьбу альянса Румынская демократическая конвенция (РДК). В 1996 году РДК выиграла парламентские выборы, а ее представитель Эмиль Константинеску был избран Президентом Румынии. Но уже после парламентских выборов 2000 года, на которых альянс потерпел поражение, он сошел с политической арены.
Для самого Бэсеску поражение на парламентских выборах может закончиться импичментом. Он уже пережил эту процедуру в 2007 году. Но тогда его спасло расположение граждан – на референдуме 75% голосовавших высказались за то, чтобы он продолжил исполнять свои обязанности в качестве президента Румынии. Но уже через год после повторного избрания, в конце 2010 года социологи зафиксировали рейтинг Бэсеску на уровне ниже 10%. С того времени ситуация не улучшилась и рассчитывать на поддержку народа в борьбе с парламентом ему не придется.
В сложившейся ситуации у Бэсеску оставалось два выхода: либо продолжать делать ставку на правительство Эмиля Бока, рассчитывая на его административный ресурс на парламентских выборах, либо отвести премьеру роль «стрелочника», сформировать «технократическое» правительство и выпустить пар социального недовольства.
Судя по развитию событий, он сделал выбор в пользу второго варианта – решил сменить коней, еще не доходя до переправы. Но ситуация выглядит неоднозначно. Оппозиция вроде может быть довольна – ее неоднократные безуспешные попытки отправить правительство Бока в отставку наконец-то увенчались успехом. Вместе с тем, еще одно ключевое требование оппозиции – о досрочном роспуске парламента, так и осталось невыполненным. Протестанты же, при всей нелюбви к Эмилю Боку требовали отставки Бэсеску. А он не только остался у власти, но и получил время и инструмент для подготовки к выборам.
Новое правительство: «молодая волна»
Новое правительство, которое румынская пресса уже окрестила «молодой волной», получило вотум доверия в 237 голосов, на пять больше, чем требовалось для утверждения. Хотя оппозиция в лице Социал-либерального союза (объединяет Социал-демократическую и Национал-либеральную партию) бойкотировала процедуру голосования, это не помешало лидеру социал-демократов Виктору Понте выступить с длинной речью, в которой он заявил о том, что несмотря на неучастие в голосовании, оппозиционеры открыты для диалога. «У оппозиции есть 15 конкретных предложений и, если вы задействуете эти предложения, вы получите нашу поддержку – заявил он. Фискальное соглашение ЕС должно стать предметом обсуждения и необходимо советоваться с народом о любых документах, которое правительство подписывает от их имени» (Румыния заявила о присоединении к фискальному соглашению Евросоюза).
Новое правительство можно назвать «технократическим» только с определенной долей условности. Прежде всего, вызывает интерес личность самого премьера – 43-летнего Михая Рэзван Унгуряну, который пришел на эту должность с поста директора Службы внешней разведки. Профессор истории, ставший дипломатом в 1998 году, Унгуряну возглавлял румынское внешнеполитическое ведомство в 2004-2007 годах. Стоит напомнить, что с 1 января 2007 года Румыния стала членом Евросоюза, что министр иностранных дел мог занести этот успех на свой счет. Себе в заслугу Унгуряну ставил и серьезное омоложение румынского дипломатического корпуса: если в начале его пребывания в должности удельный вес людей в возрасте от 25 до 35 лет, состоящих на службе в МИДе, составляли только 25%, то к моменту его отставки после конфликта с премьер-министром Кэлином Попеску-Тэричану, их доля составила 40%. Именно Унгуряну был инициатором открытия двух румынских консульств в Республике Молдова (в городах Кагул и Бельцы), что было негативно воспринято тогдашним Президентом Молдовы Владимиром Ворониным.
То, что Унгуряну пришел на пост премьера с должности начальника разведки, не должно удивлять. Традиционно дипломатия и разведка – две составляющих успеха Румынии на международной арене.
Новое правительство было сформировано на основании предложений партий правящей коалиции – демократ-либералов, Демократического Союза венгров Румынии (ДСВР) и Национального союза за румынский прогресс (НСРП), объединения, созданного диссидентами из оппозиционных Социал-демократической и Национал-либеральной партий.
Обновление коснулось только министров от ДЛП. Например, пост главы министерства финансов занял Богдан Драгой, который ранее был вице-главой ведомства, а министром экономики в новом правительстве стал Лучиан Боде, специалист в области макроэкономики. Демсоюз венгров сохранил своих представителей (вице-премьер Марко Бела, министр культуры Келемен Хунор, министр окружающей среды Ласло Борбели и министр здравоохранения Ладислав Ритли), также как и НСРП – министр обороны Габриель Опря и министр иностранных дел Кристиан Диаконеску. Сохранили свои портфели независимые министры – юстиции Каталин Предою и Леонард Орбан (министр по европейским делам).
Если демократ-либералы обещали новому правительству безусловную поддержку, то Демсоюз венгров выдвинул условия и пожелал подписать протокол правящей коалиции на 2012 год, в котором упоминается о факультете медицины в Муреш и автостраде в Трансильвании. ДСВР также желает повышения зарплат и пенсий в случае, если экономика страны будет демонстрировать рост.
Рост зарплат и социальных выплат в общественном секторе определен в качестве приоритета правительственной программы. Пока сложно понять, как это направление сочетается с намерением ограничить дефицит бюджета до 3% ВВП на нынешний год и идеей сокращения количества налогов с нынешних 236 до максимум 100. Рассчитывать на серьезный экономический рывок не приходится, а усовершенствование налоговой системы может, при благоприятном стечении обстоятельств, дать отдачу только через год-два. Возможно, что недостающие средства попытаются найти за счет приватизации: в планах правительства продажа миноритарных пакетов энергетических компаний.
Треугольник Молдова-Румыния-Украина: больше сдержанности
Судя по программе, новое правительство будет более сдержанным в отношениях с Молдовой. В разделе «Дипломатия и внешние сношения» отмечается, что правительство окажет «продвижение и поддержку действий и европейских устремлений Республики Молдова (переговоры по зоне свободной торговли, действия по либерализации визового режима) в восточном соседстве». Ничего не говорит программа и о выделении Молдове обещанных президентом Траяном Бэсеску 100 миллионов евро в виде четырех траншей на инфраструктурные проекты.
Впрочем, еще ранее Траян Бэсеску на встрече с молодыми румынами откровенно признал: «После второй победы на выборах Альянса «За европейскую интеграцию» существует открытость, но Республика Молдова должна понять, что она не является приоритетом Евросоюза»
Кроме того, в разделе раздел «Молодежь и спорт» предусматривается учреждение в Румынии восьми молодежных центров в восьми регионах развития, которые заключат партнерские соглашения с аналогичными центрами в Молдове. Также Румыния планирует наладить связи между молодежными неправительственными организациями обеих стран.
Что касается отношений с другими государствами Черноморского бассейна, то и здесь проявляется сдержанность. В разделе «Энергетика» отмечается: «Проведение исследований возможности проекта AGRI и принятие инвестиционного решения». Как известно, в декабре прошлого года компания-оператор проекта по добыче и транспортировке газа из Азербайджана через Грузию в Румынию – AGRI LNG Project Company SRL объявила тендер по выбору советника по подготовке технико-экономического обоснования. Примечательно, что интерес к проекту проявила и Молдова. Впрочем, и Киев, который в последнее время активизировал отношения с Кишиневом, предложил молдавской стороне приять участие в реализации проекта по постройке LNG-терминала на Черноморском побережье.
Довольно интересно звучит и пункт, касающийся украинско-румынских отношений: «стимулирование и усиление новой динамики в двусторонних отношениях с Российской Федерацией и Украиной». Подобная расстановка акцентов, скорее всего, свидетельствует о той роли, которые играют для Бухареста украинско-румынские отношения. Впрочем, новой динамики Румыния намерена добиваться и в отношениях с Китаем, а также двумя другими странами БРИК – Бразилией и Индией.
Судя по всему, в отношениях с Молдовой ставка будет сделана на «мягкую силу». В частности, на «информационное отвоевание исторического румынского пространства» – как было заявлено в недавно открытом информационном портале «Basarabia-Bucovina.info». В то же время отдельным пунктом программы правительства является участие в реализации Стратегии ЕС для Дунайского региона.
Артем Филипенко, эксперт, Одесса