ИА «Лента ПМР» публикует первые комментарии касающиеся ста дней правления президента ПМР Евгения Шевчука. Предлагаем вашему вниманию мнение парламентария, председателя НДП «ПРОРЫВ!» Дмитрия Соина.
Первые сто дней правления президента Евгения Шевчука у меня оставили двойственные чувства. С одной стороны, позитивно то, что впервые за 20 лет у нас все-таки произошла смена власти, народ проявил силу воли и в условиях очень жесткого авторитарного режима, тем не менее, избрал нового главу государства. Шевчук выигрывает своей молодостью, динамизмом, напористостью, и у меня лично вызывает уважение его стремление победить коррупцию, добиться каких-то ощутимых результатов в экономике, наказать тех, кто разворовывал все эти годы народную собственность, выводил из республики деньги, по большому счету, обрекал на нищенское существование сотни тысяч приднестровцев.
С другой стороны, мне непонятно, почему в ходе избирательной компании так много говорилось о необходимости демократических реформ в Приднестровье, но на сегодняшний день работы в этом направлении просто нет. Во-первых, не начата реформа избирательного кодекса. Мажоритарная система выборов устарела, надо дать возможность развиваться партиям и переходить либо полностью на партийную систему выборов, либо на смешанную. В этом случае Приднестровье приобретет цивилизованное лицо, потому что, именно партии играют доминирующую роль в выборах и в России, и в Украине, и в Молдове, и в большинстве стран Евросоюза.
Во-вторых, у нас не предпринимаются меры для того, чтобы вывести из состояния кризиса гражданское общество – неправительственные организации, которые в период прошлого режима всячески угнетались, так и не получили поддержки уже в постсмирновский период. Более того, некоторые рудиментарные вещи сохраняются и по сей день, в частности иск, который был инспирирован в период выборов местными спецслужбами по закрытию партии «Прорыв!». Поменялся президент, поменялся министр юстиции, МГБ превратилось в КГБ, а партию «Прорыв!» по-прежнему пытаются закрыть.
В-третьих, у нас нет никаких движений в направлении поддержки независимых СМИ. Государственное телевидение, по большому счету, поменяло лишь вывеску, а по содержанию осталось прежним: там, как и в прошлые времена, яростно хвалится президентская вертикаль власти, министры и те кто им люб. На телевидении и радио так и не появились оппозиционные политики, альтернативные эксперты, то есть таких элементов демократического развития общества у нас тоже пока нет.
Что касается экономических шагов: Евгению Шевчуку досталось тяжелое наследие прошлого – казна пуста, дефицит госбюджета огромен. Собственно каких-либо перспектив по выходу из кризиса без мощных внешних инвестиций нет, и поэтому здесь президенту не позавидуешь. Но, как человек активный, он предпринимает меры по спасению экономики, пытается облегчить таможенный режим, создать условия для малого и среднего бизнеса. Однако есть у него и не совсем грамотные советники на этом направлении, которые например, подталкивают его в текущем финансовом году изменить правила экономической игры. В частности ввести тот же оффшорный сбор, который на самом деле может добить и без того с трудом работающие промышленные гиганты Приднестровья. Чехарда с налогами и сборами так же отпугнет потенциальных инвесторов, без которых нам просто не выжить. Деньги любят тишину и стабильность, а не перманентные революции и экспроприации.
Конечно, вызывает позитивную реакцию попытка Евгения Шевчука оживить сектор услуг, торговли, сделать рынок более сегментированным, демонополизированным. Это все хорошо, но здесь должна быть комплексная работа. Я считаю, что плодотворные экономические реформы невозможны без продуктивных политических реформ – это две взаимосвязанные вещи, но о политических переменах у нас вообще молчат.
Поэтому и возникает у меня такое двойственное впечатление от первых ста дней правления: оно, с одной стороны, позитивное, нацеленное на какую-то перспективу, связанную с тем, что пришла новая команда, новые лица и появилась возможность развиваться. Но с другой стороны, нет комплексного подхода к реформам, и самое главное, что бывшие в оппозиции Смирнову партии и политики не видят реальных демократических изменений в информационно-политической системе республики. Надеюсь, что в последующие сто дней они все же начнутся.