Открытое письмо:
Министру иностранных дел
Приднестровской Молдавской Республики
Штански Нине Викторовне
Председателю Комиссии Верховного Совета
Приднестровской Молдавской Республики
по внешней политике
Соину Дмитрию Юрьевичу
«О рисках и угрозах для ПМР в связи с возможным подписанием 15 июля Венских документов в их нынешнем виде, включая т.н. «Третий Пакет»
Уважаемая Нина Викторовна!
Уважаемый Дмитрий Юрьевич!
В связи с приближающейся встречей в Вене в формате «5+2», намеченной на середину июля, необходимо отметить следующее.
События последних месяцев свидетельствуют, что официальный Кишинёв приступил к решительным действиям, направленным на полное подчинение ПМР. При этом власти Республики Молдова исходят из своей известной концепции, рассматривая РМ как унитарное государство, а Приднестровье – как автономию, права которой в любой момент фактически можно урезать. Всё это создаёт многочисленные риски и угрозы для ПМР.
Особое место среди этих рисков и угроз занимает т.н. «Третий Пакет» документов, которые могут быть подписаны в Вене 15 июля во время встречи в формате «5+2». Как известно, этот Пакет даёт возможность Кишинёву и его союзникам в любой момент поставить на обсуждение вопросы статуса ПМР в составе унитарной РМ, а также переформатирование миротворческой операции, вывод Оперативной группы российских войск (ОГРВ) и вывоз военного имущества, находящегося на территории ПМР. Третий пакет предполагает обсуждение проблем «всеобъемлющего урегулирования, включая институциональные, политические вопросы и вопросы безопасности», причём делать это можно «среди прочих и в произвольном порядке».
Совершенно очевидно, что в случае подписания Венских документов с «Третьим пакетом» официальный Кишинёв без промедления поставит в повестку дня все вышеперечисленные вопросы.
Надо отметить, что подготовка к встрече в Вене и подписанию указанных документов проходит на фоне последовательных и системных шагов Кишинёва, направленных на всемерное ослабление позиций ПМР. В частности, следует сказать о давлении на миротворцев России и ПМР, односторонних и не соответствующих действительности трактовках достигнутых за столом переговоров соглашений (в частности, о равенстве сторон конфликта), давлении на Украину с целью задержки сырья для Молдавского металлургического завода (ММЗ), требованиях разоружения миротворцев в зоне конфликта, фактах недопущения приднестровских милиционеров на их место службы в село Дороцкое и т.д.
Линия Кишинёва, в отличие от подхода ПМР, предполагает не обсуждение волнующих простых людей проблем, прежде всего, в социально-экономической сфере, а установление полного контроля над экономикой Приднестровья, а также лишение ПМР военного прикрытия в виде российских войск.
В реализации этой линии «Третьему Пакету» Венских документов дипломатией Молдовы отводится видное место.
Исходя из вышеизложенного, подписание Венских документов с «Третьим Пакетом» может завести ПМР в ловушку, подорвать позиции Тирасполя в переговорном процессе и положить начало превращению Приднестровья в регион с ограниченной автономией в составе унитарной Молдовы.
В случае реализации данного замысла Приднестровье, в рамках известного курса руководства РМ на евроинтеграцию, будет немедленно изолировано от всех самостоятельных контактов с Россией и Украиной, в том числе – от участия в Таможенном и будущем Евразийском Союзе.
С уважением,
Андрей Сафонов, политолог
Тирасполь, 3 июля 2012 года