iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Молдова между Западом и Востоком: выбор давно сделан

Выбор, перед которым сейчас искусственно поставлена Молдова, действительно на первый взгляд затруднителен. Настойчиво предлагаемые ЕС с одной стороны и ТС (пока что в лице одной России) преимущества дальнейших взаимоотношений с ними, с перспективой дальнейшего вступления, раскололи молдавское общество и оно сегодня не знает, что выбрать. 

С одной стороны, есть Таможенный Союз. Его сторонники предлагают следующие преимущества: 1) беспошлинный импорт стратегически важных товаров из стран ТС; 2) осуществление поставок энергоносителей внутри ТС без экспортных и импортных пошлин; 3) формирование единого транспортного, образовательного, культурного пространства, свобода передвижения капиталов, услуг, рабочей силы; 4) аннулирование таможенных сборов и контроля; 5) устранение внутренних постов санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контролей на границах с государствами Таможенного союза; 6) свободное передвижение молдавских трудовых мигрантов, которые получают те же социальные права, что и граждане ТС; 7) обеспечение максимально выгодного режима в тендерах на госзакупки. 
С другой стороны, у ТС есть минусы, которые во многом восполняет ЕС. Последний предлагает Молдове такие условия: 1) возможность технологической модернизации; 2) укрепление национальной валюты; 3) значительное сокращение экспорта и импорта; 4) будут обеспечено строгое соблюдение прав человека; 5) безвизовый режим; 6) свободное перемещение трудовых ресурсов в странах; 7) возможность сближения и перенятия  более высоких жизненных стандартов.

Как видим, оба предлагаемых варианта достаточно привлекательны для жителей Молдовы. Однако времени остается все меньше, так как борьба за сферы влияния  на территории бывшего СССР резко обостряется. Россия перешла к неприкрытому давлению, требуя отказаться от подписания Вильнюсских соглашений, и ввела эмбарго на поставки винной, а в недалеком будущем, как можно с почти 100% -ной уверенностью сказать, и сельскохозяйственной продукции из Молдовы. Затем, скорее всего, последует введение виз для граждан стран, не являющихся жителями России и часть молдавских гастарбайтеров будет вынуждена вернуться домой. На этот вариант развития событий сегодня особенно уповают сторонники «евразийской» ориентации Молдовы. Однако они не учитывают, что ни введение эмбарго на вино и сельхозпродукцию, ни возврат части гастарбайтеров в Молдову, ни откровенно хамское поведение Д.Рогозина в ходе его визитов в Молдову не только не являются препятствием для правящей в Молдове коалиции партий, но напротив, превращаются в ее же сильнейшее идеологическое оружие в борьбе с оппонентами и способ укрепления рядов собственных сторонников, которых в Молдове в действительности немало. Одни только агрессивные заявления Д.Рогозина чего стоят. Это же в прямом смысле слова «подарок для Гимпу». Такое поведение очень на руку ДПМ, ЛДПМ, а еще более того ЛП, которые скажут народу: «вот видите, мы всегда говорили о том, какая подлая эта Россия. Убедились? Кому еще нужны какие-то другие аргументы, чтобы идти на Запад?»
С другой стороны, есть ЕС. Он действует менее топорными и грубыми средствами, предлагая Молдове кредиты, аннулирование в скором будущем визового режима, дальнейшее внедрение демократических свобод и образа жизни и т.д. И предупреждает, что в случае переориентации Молдовы на ТС страна не получит кредитов и дальнейшей политической и экономической поддержки со стороны Запада. А так как кредиты являются одной из ключевых статей пополнения молдавского бюджета, наряду с таможней и деньгами от гастарбайтеров, а кроме того, и важнейшим средством обогащения для политической и экономической элиты Молдовы, то отказ от ЕС подобен для нее смерти и означает очень быстрый и решительный крах. С последующим приходом к власти ПКРМ и очевидной расплатой (пусть и не арестами, но с помощью экономических рычагов) со своими политическими оппонентами, ныне пребывающими у власти. Для правящего КПП такое абсолютно недопустимо. 
В то же время не следует ожидать, что приход к власти ПКРМ, который возможен на выборах конца 2014-начала 2015 гг. будет означать поворот в сторону ТС, так как широковещательные заявления о переориентации на Россию носят у этой партии электоральный характер. Несмотря на все высказывания некоторых лидеров ПКРМ, ориентироваться она будет все равно на Запад. Вскоре после выборов, в случае победы на них ПКРМ, мы увидим, что после череды «провосточных» заявлений и вояжей ориентация на ЕС незаметно воскреснет и будет с течением времени становиться все более явной и последовательной. 
В этих условиях очевидно, что вне зависимости от того, какая политическая сила у власти в Молдове – правящий блок КПП, или же ПКРМ, независимо от того, что думает ныне значительная часть населения страны, поддерживающая «восточный» вектор, выбор Молдовы в действительности уже сделан, хотя до поры до времени маскируется политическими силами. Нет сомнения, что до выборов политическая оппозиция может организовать и массовые протесты, и стычки с полицией, и «кишиневский майдан» в центре столицы и еще многое другое в том же духе. Но при всем том следует ясно понимать:  как правящая коалиция, так и ПКРМ уже определились в своем дальнейшем движении. Этот выбор – Евросоюз. Изменить этот выбор в нынешней политической ситуации в Молдове просто некому.
 

  Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории