iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Украина не готовит Майдан и свержение власти в Приднестровье

ИА “ТИРАС” публикует интервью с историком и экспертом из Одессы, директором филиала Национального института стратегических исследований Артемом Филипенко по поводу событий связанных с Украинской революцией повлекшей за собой глубинную трансформацию общества. 

– Какие итоги украинской революции для Вас видятся наиболее значимыми и актуальными? Революция уже завершилась или нас ждут ее новые этапы?

– Сегодня рано говорить об итогах революции. Можно говорить только о промежуточных результатах. Коррумпированный и криминальный режим Виктора Януковича и его «семьи» пал, в Украине новая власть, страна вернулась к Конституции 2004 года и режиму парламентско-президентской республики. Назначены президентские выборы, на которых будет избран новый Глава государства. Кроме того, после свержения «семьи» у многих открылись глаза на то, какова была плата за так называемую стабильность, которую якобы обеспечила Партия регионов. Многомиллионные капиталы и роскошные поместья Януковича, его родных, его окружения свидетельствуют об одном – на протяжении последних четырех лет экономика Украины подвергалась систематическому разграблению. 
Однако, и к новой власти со стороны активистов революции есть немало вопросов. Большинство из них уже были однажды при портфелях и проявили себя не с лучшей стороны. Многие назначения, в особенности, в силовых органах вызывают не столько раздражение, сколько негодование. Учитывая агрессию России против Украины, сегодня вопросы кадровой политики вроде как отошли на второй план. Перезагрузки в полном плане не произошло. Кроме того, не решен ключевой вопрос – реформы местного самоуправления и децентрализации страны. 
Гражданское общество Украины во время Майдана сдало экзамен на зрелость. Но не стоит забывать о том, что целью Майдана было заставить власть прислушиваться к мнению сограждан, причем не только нынешнюю, но и будущую. И сегодня активисты Майдана, насколько мне известно, не намерены оставаться в стороне от процессов формирования власти и будут следить за новыми назначениями, формулировать свою позицию по поводу тех или иных кандидатур. Людям нужна новая страна.
Мы ждем от новой власти реформ, пусть они будут непопулярными, но они должны быть. На протяжении 23 лет украинская власть только то и делала, что проедала потенциал, доставшийся в наследие от Советского Союза. Теперь надо понимать одно — наследство закончилось, его бездарно растратили. И необходимо все строить заново.
Первоочередная задача — искоренение коррупции. Не надо быть идеалистами и надеяться, что такое явление как коррупция, удастся изжить в одночасье. За последнее время взятки и откаты стали неотъемлемой частью государственной системы, своего рода традицией. А от традиций избавляться очень сложно. Но мы должны начать движение на пути к этой цели.
Нынешняя революция породила очень много надежд. В Украину поверила Европа. Поэтому мы не имеем права ни разочаровать самих себя, ни разочаровать других.
 
– Как можно охарактеризовать текущее состояние Украины, власти, общества, региональные проблемы и действия России в Крыму?

– В настоящий момент Украина имеет двух сильных врагов. Первый враг – внешний. Мы столкнулись с агрессией со стороны России. Несмотря на то, что официальная Москва отрицает наличие российских войск в Крыму, никто сегодня не ставит под сомнение, что мы имеем дело именно с российской военной операцией, конечной целью которой является отделение Крыма от Украины. Сегодня еще неясно, насколько далеко пойдет Россия в «крымском вопросе», присоединит ли она к себе Крым или удовольствуется статусом вассального частично признанного государства. Неясно также, удовлетворится ли Россия только Крымом или попытается захватить всю Украину или ее юго-восточные регионы. Пока что первая попытка дестабилизировать ситуацию в юго-восточных регионах силами пророссийских активистов и проплаченных асоциальных элементов провалилась. Но это не значит, что Россия отказалась от попыток поставить под контроль эти области. Возможно, будут применены новые, более жесткие меры с использованием подготовленных специалистов. Будет продолжаться и информационная война против Украины и к этому также надо быть готовым.
Сегодня Путин добился того, чего не могли добиться украинские правители за последние 23 года — он добился сплочения украинской нации. Я говорю о нации не в узкоэтническом понимании этого слова. Сегодня украинцами ощущают себя представители всех национальностей, живущих в Украине. Более того, по результатам социологических опросов, большинство населения Украины выступает за вступление страны в НАТО и ЕС. А ведь еще недавно вопрос о вступлении Украины в НАТО был яблоком раздора.
Однако не стоит забывать и о том, что патриотический подъем не может заменить собой боепособной армии. К сожалению, на протяжении последних лет украинские власти не только не уделяли должного внимания развитию Вооруженных Сил, но и во многом способствовали их развалу. Общество так долго убеждали в том, что война против Украины в современном мире невозможна, что на нас никто не будет нападать, что сам факт российской агрессии стал шоком. Надеюсь, что он станет и отрезвляющем душем. Сегодня необходимы радикальные меры по наращиванию обороноспособности страны.
Вместе с тем, есть еще один враг – внутренний. Это критическое состояние экономики Украины. Казна пуста, государственный долг за последние годы вырос в разы, золотовалютный запас на пределе. Для получения кредита от Международного Валютного фонда необходимы непопулярные реформы и политика «затягивания поясов». Сделать это нелегко. Наверняка будет немало недовольных и на этом сыграют те, кто выступает против революции. Поэтому параллельно с получением кредита требуется ряд шагов, направленных на оживление деловой активности, снижение налогов, сокращение различных проверок и в целом деятельности контролирующих структур, налоговая и бюджетная реформы.
 
– Сегодня на уровне МИДа и других официальных структур поднят вопрос об угрозах Украине со стороны Приднестровья. Насколько они актуальны?

– Как известно, по данному поводу было сделано специальное заявление МИД Украины. Думаю, что прежде, чем его сделать, внешнеполитическое ведомство получило соответствующую информацию. В Приднестровье расположен контингент российских войск, сильны пророссийские настроения, есть немало людей, имеющих опыт ведения боевых действий, и, к тому же, сложная экономическая ситуация. Все эти факторы в совокупности, заставляют украинские власти более пристально следить за событиями в непризнанной республике. 
Сейчас, как известно, Госпогранслужба Украины проводит спецоперацию по недопущению в страну провокаторов. Приднестровский участок украинско-молдавской границы усиленно охраняется. Особую озабоченность вызывает активность российских спецслужб на территории Украины.
 
– Вы известны, как частый гость Приднестровья, там у Вас много друзей и знакомых. С чем бы Вы хотели к ним обратиться через СМИ?

– Я отдаю отчет, что большинство приднестровцев черпают сведения о событиях в Украине из сообщений российских средств массовой информации, которые, в настоящий момент ведут информационную войну против нашей страны, поэтому у них сложилась извращенная картина о ситуации и реалиях. Их пугают тем, что здесь якобы происходят этнические чистки, запрещают русский язык. Ничего этого нет. В рядах сторонников Евромайдана — украинцы, русские, евреи, молдаване, болгары, представители всех народов, живущих в многонациональном Одесском регионе, в том числе и уроженцы Приднестровья. Их объединяет одно — желание построить новую страну, разорвать порочный круг коррупции и тотального воровства.
Кроме того, многие приднестровцы проецируют события в Украине на события в Приднестровье в 1992 году, боятся того, что украинские революционеры начнут экспорт революции на берега Днестра. Я могу сказать только одно – оснований для каких-то опасений нет. Украина занята решением своих внутренних проблем и не собирается вмешиваться во внутренние дела Приднестровья, организовывать там майданы и свергать нынешнюю приднестровскую власть. Пусть приднестровцы сами решают свою судьбу. Ну а время все расставит по местам.