/

iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции
Выборы в Украине: выводы и рекомендации

Выборы в Украине: выводы и рекомендации

Эксперты
//
00:19, 26 июня 2014
//
1613
ИА «ТИРАС» публикует аналитический материал ученого-социолога, автора и участника многочисленных избирательных кампаний в Молдове, Приднестровье, Украине и России, действующего депутата Верховного Совета ПМР Дмитрия Соина. В качестве эксперта, Дмитрий Соин интересен еще и тем, что ранее создавал громкие политические, социальные и медийные проекты. 

 
Будучи непосредственным участником в качестве политтехнолога и крейтора, на весенних выборах в Украине, я сделал ряд выводов, которые возможно будут интересны настоящим и будущим претендентам на власть. В целом они сводятся к тому, что качество избирательных технологий, на всех уровнях, мягко говоря, отстало от существующих передовых стандартов. Во многом это связано с тем, что флагманы выборных процессов 90-х вышли в тираж, а смена им пока то ли не подросла, то ли не применила себя еще в полной мере. 
Когда начинаешь анализировать прошедшие весной 2014 года выборы, первое, что бросается в глаза, - это слабая подготовка «полевиков». Я внимательно изучал, как работали агитаторы большинства претендентов на должность мэра Одессы. Было понятно, что за редким исключением это либо безработные, либо студенты без предварительной тренинговой подготовки. Им было сложно правильно заговорить с прохожими, удержать их внимание и тем более склонить к голосованию за «своего» кандидата. Это касается и агитационной работы на улице и поквартирного обхода. 
Второе: в регионе слабые понятия о правильном размещении плакатов и другой уличной наглядности. Тема эта отдельная и очень важная. Если мы клеим плакат, то его должны видеть максимум людей: прохожих и автомобилистов. При этом порча постеров должна быть затруднительной, либо невозможной, благодаря правильной наклейке по высоте и с использованием специальных клеящих материалов. Вроде это просто и понятно, но нет – на практике мы ходим по лицам кандидатов, так как наглядность сорвана и перекатывается, гонимая ветром по городским улицам. Необходимо помнить, что валяющаяся на земле или в подъезде на полу агитационная продукция работает уже во вред, - понижает рейтинг кандидата. Ведь на уровне восприятия возникает ощущение, что поверженный претендент заслуживает именно такого к себе отношения. 
В Одессе обращает на себя внимание то, что делается много ошибок в дизайне и содержании билбордов и постеров. Цветовая гамма, игра шрифтами, формулирование главного посыла, слогана – все это во многих случаях не шло на пользу кандидатам, хотя объективно у основных претендентов с этим было более – менее нормально. Но большинство соискателей мэрского кресла скорее теряли от своей внешней уличной рекламы, чем приобретали. 
Отдельное слово о штабах. С одной стороны, я противник «раздутой классики», где много различных, как правило дублирующих друг друга функционеров, - это дорого, не практично и громоздкость всегда мешает в динамичной работе. Но и несистемный вариант функционирования избирательного штаба просто губителен. Это когда ни кандидат, ни его начальник штаба не имеют даже приблизительного понимания, как он должен работать. В итоге, возникает хаос, неразбериха, выпускается некачественная продукция, производится слабая агитационная кампания, нет связей с общественностью, контроля за процессами, и как итог – полный провал.
Вспомним, как было в Одессе на прошедших весенних выборах мэра… Неожиданно возникло 20 кандидатов, каждый из которых преследовал свою цель. Кто-то реально боролся за пост городского головы, кто-то создавал основу для выборов 2015 года, кто-то оттягивал, чьи-то голоса или самореализовывался. Но для нас важно другое – в любом случае потребовалось одновременно 20 избирательных штабов, включая менеджеров, маркетологов, агитаторов, дизайнеров, пиарщиков, журналистов, и все по двадцать. Естественно в Одессе не было и не могло быть 20 профессиональных команд и поэтому многими кандидатами рекрутировались друзья, знакомые и даже просто люди с улицы. Это же происходило и в других городах Украины, где также доизбирались главы взамен преждевременно ушедших со своих постов. И везде была одна и та же картина – глубокий кадровый голод, низкое качество выборного процесса и конечно разочарование в себе и своих возможностях у кандидата.

Понимая, что тема выборов и даже отдельной выборной кампании тянет как минимум на книгу или сборник статей, ,я обозначив суть проблемы, перейду к некоторым рекомендациям:

1. Выборы начинаются задолго до самих выборов. Как минимум за 6 – 18 месяцев. Не понимая этого, не стоит даже выдвигаться. За это время идет активная подготовка кандидата, его программы, формируется команда, изыскиваются финансовые средства, выбирается и изучается избирательный округ. 
2. Прежде чем идти на выборы, следует обязательно четко сформулировать цель и уже под нее имидж, целевую аудиторию, план действий, задачи и т.д.
3. Надо понимать, что начало «добрых дел», «засветка» в СМИ и прочие технологии, связанные с продвижением кандидата или партии, должны стартовать в период, когда избиратель еще не связывает это с выборами, что в итоге позволяет добиться лучшего воздействия на конечный выбор людей.

Это лишь отдельные рекомендации, – на самом деле выборный процесс предполагает комплексную, подчиненную жесткой дисциплине и технологиям работу профессионалов. Со своей стороны, могу из личного опыта назвать ряд позиций, действительно эффективных для политика или партии, претендующих на победу. Это то, что мы (имеется в виду кампания «ТИРАС» и я, как ее создатель) делаем на индивидуальный заказ:

- Проведение личных тренингов с кандидатами всех уровней. Их подготовка к выборной кампании, встречам с избирателями, прямым эфирам, дебатам и т.д.;
- Создание функциональных избирательных штабов под цели определенные заказчиками;
- Обучение персонала от менеджеров и маркетологов выборной кампании до агитаторов и расклейщиков;
- Проведение полного пакета социологических исследований. Создание карт округа, определение рейтингов кандидатов и партий, а также реализация всех 
мероприятий, сопутствующих уверенному старту избирательной кампании. 
- Запуск СМИ любого уровня: информагентства, газеты, интернет-вещание, паблики в различных социальных сетях;
- Проведение избирательной кампании «под ключ».



В оптимальном варианте политтехнологам Юга Украины следует подумать о создании собственной политологической школы, отражающей специфику выборных кампаний региона, разрабатывающую и применяющую новейшие технологии продвижения во власть, как индивидуальных кандидатов, так и партий. Не исключено, что наша кампания «ТИРАС», включающая в себя консалтинговый центр, информагентство и группу социологического сопровождения инициирует по этому поводу «круглый стол» с приглашением на него всех заинтересованных в развитии политтехнологий экспертов. Что касается практической стороны дела, то мы активно готовимся к возможным осенним досрочным выборам Верховной Рады, а также к электоральному циклу 2015 года – выборы глав администраций и местных советов.
comments powered by HyperComments


Подписка на рассылку

Раздел в разработке


×