НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции
1001-е обращение Приднестровья к России и миру о признании: что оно даст?

1001-е обращение Приднестровья к России и миру о признании: что оно даст?

Эксперты // 11:06, 17 апреля 2014 // 2725
ИА "ТИРАС" публикует мнения экспертов, которые касаются принятого 16 апреля обращения Верховного Совета ПМР в адрес России и ко всему международному сообществу с требованием о признании республики. Предлагаем точку зрения молдавского аналитика, доктора истории Руслана Шевченко. Приглашаем высказаться по данной теме всех заинтересованных политиков и специалистов.

 
"16 апреля 2014 г. мы стали свидетелями того, как Верховный Совет Приднестровского региона выступил с новым призывом к государствам планеты (и особенно России) о дипломатическом признании Приднестровья в качестве независимого государства. Аргументами на сей раз служила ссылка на проведенный в 2006 г. плебисцит, в ходе которого идея независимости региона с последующим присоединением его к России набрала «сталинские» 97% голосов, а также право народа на самоопределение. 
Оба этих аргумента давным-давно, чуть ли не с 1990 г. тиражируются властями Приднестровья в несметном количестве. Правда, никаких конкретных результатов они никогда не приносили. Российское руководство, несмотря на то, что всячески помогает региону, никогда не обещало признать его независимость. Более того, с момента провозглашения независимой Молдовы Москва постоянно подчеркивает устами своих представителей разных рангов, что выступает за особый статус Приднестровья, неизменно добавляя при этом - В СОСТАВЕ РМ, что исключает возможность признания региона территорией России. Тем более, что всякий раз на призывы Тирасполя следовала реакция центральных властей Молдовы. Последовала она и на сей раз. В заявлении Правительства Молдовы говорится, что Приднестровский регион признается частью Республики Молдова всеми международными сторонами, участвующими в процессе переговоров в формате "5+2", что референдум 2006 г. не был признан международным сообществом и не может рассматриваться как выражение волеизъявления населения региона. Из этого Правительство Молдовы делает вывод: следует продолжать диалог между сторонами. И поскольку приведенные молдавским руководством аргументы соответствуют реалиям (действительно, все стороны формата 5+2 признают Приднестровье частью Молдовы, и референдум 2006 г. не был признан мировым сообществом), то возникает тупиковая для Верховного Совета Приднестровья ситуация: даже предельно благосклонная к чаяниям Левобережья Россия признавать его независимость не собирается. Остальной мир (ЕС, СЕ, НАТО, отдельные страны Европы и т.д.)– тем паче. 
На сей раз, однако, ситуация носит принципиально иной, чем прежде, характер. Россия перешла к активным действиям по отторжению южных и восточных областей Украины, намереваясь создать из них цепочку «независимых» и подконтрольных ей псевдогосударств. Цепочка эта включает в себя и Одесскую область, благодаря чему Москва получит, в случае успеха этой идеи, непосредственное сообщение с Приднестровьем. Именно на такое развитие событий надеются левобережные депутаты, направив свой призыв в Россию.
Однако ситуация намного сложнее, чем это видится в Тирасполе. Во-первых, даже захват Крыма и присоединение его к России потребовал от РФ колоссальных экономических затрат. А еще большие затраты последуют в дальнейшем, в процессе окончательного инкорпорирования Крыма в социально-экономическую и политическую жизнь России. Даже по скупым признаниям некоторых российских официальных лиц можно сделать вывод, что Россия с трудом может финансово «переварить» это территориальное приобретение, так как средств на это у нее оказалось в обрез. Тем более затруднительным становится «окончательное присоединение» других украинских областей и Приднестровья. Это повлекло бы за собой постепенное изгнание России из крупных международных организаций, изоляцию ее среди стран Европы (как известно, главы парламентов стран «семерки» отказались встречаться со своим российским коллегой С.Нарышкиным из-за действий России в Украине) и конечный, сокрушительный удар по экономике. Сложное экономическое положение России, постепенно вползающей в серьезный кризис, усугубляемый исподволь медленно усиливающимися западными санкциями, не дает ей возможности приступать к новым территориальным захватам. От такого поворота ее бюджет может просто рассыпаться. Но объяснить это Тирасполю было бы немыслимо, так как подорвало бы его веру в «безграничные» возможности России. 
В этой ситуации Кремль, скорее всего, будет сейчас провоцировать создание цепи «независимых» государств из южных и восточных областей Украины, стараясь избегать их непосредственного присоединения к России, чтобы не усугубить нагрузку на российский бюджет. При помощи этих «новых независимых государств» Москва установит контроль над всем Черноморским побережьем Украины, включая важнейший для нее порт Одесса и над Донецким промышленным бассейном, дающим ныне Киеву определенную энергетическую независимость от России. В итоге РФ установит в конце концов непосредственную связь с Приднестровьем. В этом случае перед Россией открываются два варианта, связанные с вопросом о признании этих «независимых республик», а значит, неизбежно и Приднестровья. Причем в обоих случаях, как их признания, так и непризнания Россию ждет дальнейшее усиление международных санкций и изоляция. Судя по тому, что происходит, Россия в настоящий момент еще не сделала выбор – будет ли она признавать или нет эти новые «государства». Например, в ряде областей юга Украины позиции сепаратистов достаточно слабы и пока не представляют серьезной угрозы для властей. И даже принципиально важная для Тирасполя Одесская область, где сильны пророссийские настроения, пока вовсе не вышла из-под контроля центральных властей Украины. Это означает, что обращение Тирасполя есть не что иное, как зондаж ситуации, попытка выяснить по поведению России, изменилось ли хоть что-нибудь в российской позиции и есть ли надежда на перспективу. В России это обращение будет принято примерно, как сообщение мелкого сателлита о готовности действовать «в нужное время», когда скажут. Такое время действительно может прийти. Но для этого еще надо взять под контроль южные области Украины. А это оказалось делом довольно затруднительным и пока исход его неясен. Поэтому «тираспольский» запрос будет почти наверняка отложен до лучших времен, в зависимости от складывающейся в Украине ситуации. Именно это, скорее всего, дадут понять Тирасполю в самом ближайшем будущем".


Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории