2 октября на социологическом факультете МГУ состоялось презентационное заседание Центра Консервативных исследований. Заседание открыл декан Социологического факультета МГУ Владимир Добреньков. С главным докладом по теме «Консерватизм как принцип: от социальной идеи к философии русского общества» выступил директор ЦКИ, лидер Международного Евразийского Движения Александр Дугин. Содокладчиками Дугина выступили главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории Александр Репников и главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко. Так же в мероприятии приняли участие экс-посол Югославии в Российской Федерации Борислав Милошевич, декан гуманитарного факультета РГУТиС Вардан Багдасарян, председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль, доцент ГУ-ВШЭ и член Союза Писателей Владимир Карпец и лидер Евразийского союза молодежи Павел Зарифуллин. Вел дискуссию координатор ЦКИ Михаил Тюренков, который и завершил мероприятие своим докладом.
Участники встречи попытались очертить основные критерии консерватизма, как мировоззрения. В своём докладе глава ЦКИ, философ Александр Дугин заявил, что «консерватизм не является политической идеологией с четко очерченной системой взглядов». По мнению мыслителя, он имеет несколько форм, но все их объединяет то, что они «легитимизируют прошлое, которое в той или иной степени противопоставляется будущему». В этой связи Дугин выделили четыре типа конкретных консервативных проявлений в идеологической форме:
Фундаментальный консерватизм – по описанию Дугина «свойственен всем религиозным течениям. Согласно ему мир претерпевает постоянный регресс, а прошлое имеет непоколебимый авторитет, как священное и абсолютное»;
либеральный консерватизм, как считает Дугин, идет на компромисс между «утерянным прошлым и неминуемо наступающим будущим»; социальный консерватизм, профессор Дугин характеризует как обращение «к массам», «к народу», в котором «в какой-то исторический момент сохраняется традиционное миропонимание, что теряют элиты и аристократия». «Социальный консерватизм антиаристократичен» – говорит Дугин.
И на конец четвёртый тип – революционный консерватизм. Здесь глава ЦКИ отсылает слушателя к идеям консервативной революции, которая так же, как и фундаментальный консерватизм считает далекое прошлое абсолютным, однако не согласна мириться с регрессом и пытается пресечь его путем жёсткого радикального идейного переворота.
Выступавший следом за Дугиным Александр Ципко, не смотря на попытки философа очертить наиболее общие черты консерватизма, призвал к определению более конкретных, прикладных его форм. «В консерватизме должно быть понятно, что консервировать» – заявил Ципко. Позже с ним согласился брат бывшего югославского президента Слободана Милошевича Борислав Милошевич, который считает, что консерватизм для его четкого определения должен быть приложен к сферам морали, политики, права и даже искусства. «Должна быть определена роль консерватизма» – уверен Милошевич.
Александр Репников, Владимир Карпец, а в конце и ведущий встречи Михаил Тюренков дали краткое описание истории консервативной мысли в России с момента её появления, и по сегодняшние дни. При этом Карпец в своем докладе сделал упор на том, что для России наиболее органичным является консерватизм, выраженный в формуле «монархия плюс социализм, сочетающие в себе самодержавие и самоуправление».
Особую точку зрения выразил давний соратник Дугина по традиционализму течению исламский мыслитель Гейдар Джемаль. По его мнению, консерватизм представляет из себя «паразитический» тормоз тепловой напряженности низов. При этом сам он способен также порождать «тепло» за счёт противостояния с ними. Цитаделью такой формы мировосприятия Джемаль назвал США. Кроме того, Джемаль наряду с названными типами консервативных форм рассказал также и о «радикальном консерватизме», который, по его словам, «стремится изменить онтологические принципы бытия».
Между тем Вардан Багдасарян охарактеризовал основную черту консерватизма, как «инстинкт самосохранения». При этом он призвал органично сочетать описанные Дугиным формы, которые, как считает учёный, выражают различные черты «биологических» характеристик человека. Так, например, либеральный консерватизм Багдасарян называет стремлением к сохранению индивидуального, а социальный коллективного. Он также отметил, что у разных народов и в разные исторические эпохи всегда преобладали все четыре типа консерватизмов, при этом какой-то из них мог преобладать в большей или меньшей степени.
На встрече с докладом также выступил лидер Евразийского Союза Молодежи Павел Зарифуллин, который, по его словам, представляет именно революционный консерватизм. Он рассказал о зарождении консервативно-революционной мысли в XX веке в России, упомянув также и ее германский период. «Консервативные революционеры – это сухие ветки революции, которые вспыхивают первыми, когда по ним бьет молния» – цитировал Зарифуллин классиков консервативно-революционной мысли.
Завершил встречу декан социологического факультета МГУ Владимир Добреньков, который высоко оценил интеллектуальный уровень дискуссии и призвал участников «к дальнейшему развитию консервативной мысли, чтобы без её внимания не остался ни один элемент человеческого бытия».