iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Медики имеют право на ошибку

Госдума одобрила законопроект, снимающий с медиков уголовную ответственность за причинение пациенту вреда средней тяжести по неосторожности. «Нельзя врача все время держать под напряжением», — считает один из авторов законопроекта коммунист Виктор Илюхин. Дума с ним согласилась, не ответив при этом на главный вопрос: как вообще защититься от врачебных ошибок? Можно ли отрегулировать законодательство так, чтобы избежать трагедий? Врач, конечно, не бог, и ситуации бывают разные, но, как признают сами думцы, проблема еще в том, что достаточно четкого и понятного всем, в том числе и пациентам, определения самой «врачебной ошибки» не существует.

   Под «средней тяжестью» законодательство понимает потерю трудоспособности не менее чем на три недели или «стойкую потерю общей трудоспособности от 10 до 30 процентов». До сих пор за такие ошибки врачам грозил либо штраф в 40 тысяч рублей, либо исправительные работы до одного года, либо арест от 2 до 4 месяцев. Теперь — ничего. Что же касается действий врача, которые привели к тяжкому вреду для пациента или, не дай бог, к его смерти, они по-прежнему остаются уголовным преступлением.

   Авторы законопроекта говорят, что внесенная ими поправка — техническая. Статья про «среднюю тяжесть» не работала, так как сейчас Уголовный кодекс в принципе не считает преступлением деяние, совершенное по неосторожности и повлекшее вред средней тяжести. Такие вещи караются преимущественно штрафами, значит, должны быть прописаны в Кодексе об административных правонарушениях, но в него пока медицинскую «среднюю тяжесть» не перенесли.

   На перспективу отодвигается и введение страхования ответственности врачей, практикуемого во многих странах. Компенсацию на восстановление здоровья со страховой компании получить более реально, чем с муниципальной больницы. — У правительства в плане принятие такого закона, если бы не кризис, мы бы его приняли уже в этом году, — пояснила Татьяна Яковлева, заместитель руководителя фракции «Единой России». — Возник извечный вопрос, кто будет платить, и теперь, видимо, придется перенести его года на два. В любом случае, полагают депутаты, за неосторожность жестоко карать не стоит.

 — Врачебная ошибка — не всегда халатность, это и отсутствие оборудования, и опыта, может быть много причин, — уверена Яковлева.   В самых страшных случаях, виновато не отсутствие нужного оборудования. Все время держать врача под страхом уголовного преследования нельзя, но и оставлять его с ощущением, что халатность останется безнаказанной, — тоже. — Сегодня осудить врача достаточно сложно, — говорит зам-пред комитета по охране здоровья Сергей Колесников. — Нужно более четко прописать, что такое врачебная ошибка, ее трактовку, и проводить независимую экспертизу, чего тоже нет. А так у нас все на совести судей и адвокатов. Но попытки четкого и понятного описания понятия «врачебная ошибка» — в думских планах пока нет.