Как сообщает ИА”Лента ПМР” со ссылкой на информагентство “Новый Регион”, многие молочные продукты не имеют к настоящим коровам никакого отношения.Завышенные цены на молоко в России подталкивают предприятия к удешевлению рецептуры, то есть к замене натурального молока более дешевыми химическими и растительными ингредиентами. Вчера глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко признался, что под видом молока в стране часто продается то, что по закону должно было бы называться только молочным напитком. Защитники прав потребителей считают, что политика ослабления контроля на практике обернулась официальным разрешением «кошмарить» не бизнес, а конечного потребителя, пишет «Независимая газета».
В России третий год формально действует технический регламент на молоко и молочную продукцию, который должен был бы обеспечивать безопасность этой продукции для граждан. Регламент, в частности, требует, чтобы под маркой «молоко» продавалось только натуральное молоко без каких-либо добавок. Вся остальная продукция – в том числе изготовленная с добавлением сухого молока – может продаваться только под маркой «молочный напиток». Но на практике законные требования к составу, происхождению и качеству молока в России не соблюдаются.
Вчера Геннадий Онищенко сообщил, что у Роспотребнадзора есть нарекания к соблюдению молочного техрегламента. При этом главный санитарный врач признался, что проверить натуральность молока на практике очень трудно. Но косвенным доказательством массового нарушения регламента можно считать отсутствие на прилавках молочного напитка. Ведь обеспечить страну натуральным молоком в течение всего года практически невозможно – а это значит, что значительная доля молочного напитка должна была бы присутствовать на прилавках.
«У нас явно мало продукции «молочный напиток», особенно вне сезона», – цитирует Онищенко Интерфакс. Он добавил, что в Москве молочных напитков практически нет. При этом заметил, что сложно выявить, является ли данная продукция молоком или напитком, произведенным из порошка, так как для этого нет специальных технологий. По его словам, осенью и зимой на рынке превалирует то, что следует называть молочным напитком. А в северных районах страны цельного молока нет вообще. Но большинство производителей по-прежнему продолжают писать на упаковках «Молоко».
Игнорируемый молочный регламент появился в то время, когда импортное сухое молоко в правительстве считали чуть ли не главным препятствием для развития отечественного производства. Тогда производители молока предупреждали чиновников о невозможности отличить в торговой сети натуральное молоко от восстановленного, что сегодня и подтверждает Геннадий Онищенко. Между тем бессмысленная борьба с сухим молоком сегодня привела к чрезвычайно опасным последствиям: российские цены на молоко подскочили выше европейских, что создало условия для массовой фальсификации молочной продукции. А поскольку контроль за качеством продовольствия ослаблен, то вместо молока граждане часто пьют неизвестную смесь, а вместо творога едят его растительный заменитель с различными химическими добавками.
«Аргументы Роспотребнадзора о сложности контроля вызывают большие сомнения. Чтобы определить наличие сухого молока, достаточно посмотреть на предприятии журнал входящей и выходящей продукции. Никаких проблем с этим нет – было бы желание», – заявил «НГ» один из экспертов молочной отрасли. По его словам, многие ответственные производители стараются соблюдать техрегламент. Но из-за аномально высоких цен на молоко многие предприятия часто применяют так называемое удешевление рецептуры – то есть попросту подделывают молочную продукцию с использованием растительных и других добавок. «Такой фальсифицированной молочной продукцией заполнены многие российские магазины», – говорит эксперт. При этом выявить эти растительные фальсификаты очень легко – это по силам любой лаборатории Роспотребнадзора. Но на практике это не делается.
Защитники потребителей знают о подделках молочной продукции, но считают это проблемой маркировки. Чтобы не обманывать покупателя, достаточно написать на упаковке, что продукт содержит растительные и химические добавки. «Наши граждане привыкли, что творог или мороженое – это молочные продукты. Однако сегодня это не так. Состав конкретного продукта зависит лишь от совести производителя, на которую далеко не всегда можно полагаться», – говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. По его словам, лозунг «не кошмарить» бизнес обернулся официальным разрешением «кошмарить» потребителя.
«На практике у нас действительно проводится очень мало тестов, которые позволяют определить, какой перед нами продукт – молоко или молочный напиток. Причина в том, что в лабораториях не хватает современного оборудования для проведения этих проверок. То есть государство вроде как приняло закон, который должен не допустить введения в заблуждение потребителей, но не озаботилось о технических средствах для его исполнения. Принятие самого закона было вызвано не только заботой о потребителях, но и желанием поддержать спрос на продукцию российских фермеров. Но эта задача также не была решена»
Провал молочного техрегламента многие эксперты объясняют объективной неготовностью страны к его соблюдению. «Мы заимствуем нормативы и регламенты высокоразвитых стран при исключительно низких доходах населения, необустроенном быте, чудовищно неразвитой инфраструктуре. С техрегламентами у нас сейчас происходит то же самое, что в 90-е годы происходило с непомерно высокими налогами, которые никто не мог выплачивать. Зачем принимать закон, выполнить который все равно нереально?» – недоумевает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян.