iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Клятва нищете?

От врачей и учителей требуют чуда,

а если чудо свершится — никто не удивляется

Мария Эбнер-Эшенбах

Медицина — древнейшая из наук. И в ней, как и в любой другой области, главное — Человек. Именно он и определяет прогресс или регресс развития. Но, врач живёт в обществе, и он является его частью. С одной стороны единство, а с другой — борьба противоположностей. Всю историю развития человечества фигура врача вызывала, и вызывает к себе разные чувства соплеменников и сограждан.

На сегодняшний день тенденции таковы, что настроения либо резко отрицательные, чему способствуют  заполонившие телевизионный эфир программы о врачебных ошибках, интернет-форумы, пестрящие заголовками о «врачах-убийцах», либо пренебрежительно-равнодушные, по удобному совковому принципу – «моя хата с краю, ничего не знаю».

Святой обязанностью любого цивилизованного общества должно быть обеспечение своих граждан достойным и приличествующим уровнем жизни. Если врач с трудом сводит концы с концами, не обеспечен квартирой, не уверен в своём будущем  и будущем своих детей, никакая клятва Гиппократа или уставы врачебных ассоциаций не сделают его доброжелательным. Ведь он не только врач, но и человек, и в сложившихся условиях ему уже не до психологии, не до собственной квалификации, и, увы,  не до врачевания.

Факты говорят за себя…Так, когда много лет назад английские врачи устроили забастовку, добиваясь повышения зарплаты, они мотивировали свое требование не тем, что она низка, а тем, что она недостаточна для поддержания имиджа врача в глазах общества и пациентов. А этот имидж необходим для полноценного врачевания.

Если общество требует от врача соблюдения принципа — «Salus aegrofi — suprema lex», т.е. «Благо больного — высший закон», то разве не должно быть и обратного — «Благо врача — высший закон»?

А разве можно назвать гуманным отношение общества к врачу? Семейный врач в США имеет 70 тысяч долларов годового дохода. Это столько, сколько получит наш участковый врач за всю свою жизнь!

Вот написала это и, почти как «вживую», слышу уже возмущенные упреки читателей — «Ату её! Врач не должен думать о деньгах, он дает присягу быть бескорыстным» и т.д. Да, верно, господа читатели, как верно и то, что он не дает клятвы быть НИЩИМ!

Согласитесь, весьма удобная позиция для членов сегодняшнего общества – врач должен стыдиться требовать достойного вознаграждения за свой труд. Врач должен отдавать весь свой труд обществу просто даром, в то время как его «бескорыстные» и «самоотверженные» пациенты ох как ревниво и старательно умеют оценить свой собственный труд и товар.

Ни для кого не секрет, что у нашей медицины вагон и тележка различных проблем, больших и не очень, важных и второстепенных, качественных и количественных. Однако, беда и боль нашей медицины в том, что сами врачи чрезвычайно инертны, и, по большому счету не способны на борьбу с социальной несправедливостью.

Проблема инертности медицинского сообщества, с одной стороны, связана с тем, что советские врачи (а сейчас у нас в медицине работают именно советские врачи; те, кто побойчее еще в самом начале перестройки уехали на Запад или сменили профессию) — очень осторожный народ, ужасно корпоративный, несамостоятельный и полностью зависимый от самодурства начальства. Всю жизнь они старались «соответствовать» жестким и сложным правилам системы, старались не навредить, боялись оказаться крайними. А уж дисциплина в медицине на самом деле гораздо круче, чем в армии, — потому что речь идет об очень большой ответственности. В результате при внешней важности врачи становятся удивительно бесхребетными.

С другой стороны, большую свинью подложила медикам и профессиональная этика. Законодатели, чиновники, да и просто обыватели активно используют клятву Гиппократа, чтобы морочить медикам голову, дескать: «Поклялись – вот и терпите».

Масла в огонь ещё подливают так называемые народные целители или простые шарлатаны, которые на фоне кризиса в медицине приобрели особую популярность в народе. Понабирав обрывочных сведений о медицинских возможностях, они пытаются помочь замордованному населению справиться с болячками. А население наше очень внушаемо. И,  во-вторых, уж извините, оно удивительно невежественно.

Вот так и получилось…При своей унизительной зарплате, при том, что им ее годами не платили — врачи за все это время ни разу не выступили. Рабочие сидели на рельсах, учителя голодали, пенсионеры стучали пустыми кастрюлями, а медики только роптали и… работали. Если бы врачи были способны за себя постоять, если бы у них были настоящие боевитые профсоюзы, если бы они отказались работать за те деньги, которые им, как кость-подачку бросает общество, то медицина стала бы предметом публичной политики. Несомненно, они могли бы заставить общество, наконец, подумать, на что оно готово. А пока этого не будет, никаких серьезных изменений нас не ждет.

В силу вышесказанного возникает только один вопрос: «А существует ли медицинская политика вообще?». Публичное обсуждение медицинских вопросов не нужно никому. И это понятно. Медицина — не распределение гуманитарной помощи, не утверждение статей бюджета, не столкновение очередных властных амбиций… За лоббирование медицинских вопросов никакого «пиара» не получишь… Итак, для того, чтобы медицинская реформа произошла, нужно, чтобы общество действительно этого захотело, и чтобы не только политики, но и простые люди заговорили об этом!

Общество должно признать, что наши врачи, в своём большинстве, обладают достаточно высоким уровнем знаний, позволяющим им, что бы там не говорили, действительно лечить и спасать, и именно им, врачам, пока ещё присуще утраченное этим самым обществом понятие о порядочности и доброте. И, наконец, руководствуясь уже исключительно чувством самосохранения, мы все должны задуматься о том, что в руках врачей самый дорогой,  ходовой и скоропортящийся товар — здоровье!

Юлия Жукова