Опыт «воздушной» войны НАТО 1999 года против Югославии и ее влияние на развитие американской военной доктрины. Управляемое авиационное оружие США и НАТО.
В нынешнее время в области военного искусства, происходят бурные изменения, до этого неизвестные истории. Уровень развития техники настолько опередил уровень военного искусства, что сами военные практически оказались, неготовы к этому. Не являются исключением и Вооруженные силы США – они приучены применять подобное оружие, но не защищаться от него… Что касается Российской армии, то вооруженные конфликты в Центральной Азии (Афганистан и тажикистан) и на Кавказе, в которых она принимала и принимает участие, дали ей опыт ведения разведывательно-диверсионных действий, но никак опыт противодействия авиационным и ракетно-артиллеристским ударам. Командование в тактическом звене, а тем более высшее командование, еще не сталкивалось с угрозой применения противником массированных авиационных ракетно-артиллеристских ударов. Между тем такими ударами с больших расстояний могут быть разгромленные целые части и соединения, если командование не примет должных мер для защиты своих войск. В качестве примеров можно привести Югославию и Ирак. При этом последние были побеждены не только с воздуха, но и «изнутри», то есть мерами давления на политическое руководство. Учитывая этот факт, можно одновременно сделать вывод, что ведение войны только «с дистанции» невозможно. Не стоит забывать, что в случае с Югославией командование НАТО так и не перешло к массированным ударам по югославским войскам. С другой стороны, преимущество сербской стороны в наземных силах над сухопутной группировкой НАТО, не могло сыграть решающей роли в Косово и Метохии. Это «превосходство» было бы парировано десятками тысяч вооруженных албанских боевиков, сковавших действия югославских войск.
В связи с этим хотелось бы затронуть несколько последних войн, в которых страны-члены НАТО, и прежде всего США, широко применяли арсенал современных боеприпасов. В первую очередь, это бомбардировка Югославии в 1999 году. Североатлантический военный блок, воспользовавшись обострением вооруженного противостояния в крае Косово и Метохия с весны 1998 года, начал вести боевые действия против тогдашней Югославии, длившиеся с 24 марта по 17 июня 1999 года.
Война в Югославии в 1999 году носила характер «ограниченного конфликта», в котором многие вопросы решались на «невидимом» политическом фронте, где понятия «свой – чужой» были весьма относительными. Все же следует отметить, что сама война велась достаточно упорно.
С сербской стороны был проведен ряд серьезных мероприятий тактической маскировки войск: были установлены многочисленные пассивные радиолокационные рефлекторы уменьшавшие радиолокационное излучение; бронемашины укрывались экранами из пенопласта, полиэтиленовой пленкой и маскировочными сетями, из периодически охлаждаемыми водой для уменьшения ИК-излучения; создавались различные макеты боевых самолетов и другой техники, большую часть из которых летчики НАТО «успешно уничтожили» (в том числе 6 макетов МиГ-29 с применением управляемого оружия); создавались искусственные источники звука (например: движения колон бронетехники) с применением акустических колонок. Во время авиационных ударов и пролетов разведывательной авиации применялись макеты ЗРК с источниками ложного радиоизлучения, ставились дымовые завесы, в том числе и путем поджога различных горючих материалов.
Однако мероприятия тактической маскировки не принесли бы пользы без эффективного функционирования системы ПВО (чего в том же Ираке не наблюдалось). Между тем, ПВО Югославской армии многократно уступала авиационному контингенту НАТО по ее количественным и качественным показателям. Основу системы ПВО Югославии составляли около сотни пусковых установок ЗРК средней дальности «Куб-М» и С-125 «Нева». Вследствие чего, самолеты НАТО, занимавшие высоты свыше 6 тысяч метров, оставались неуязвимыми для зенитного огня, а из-за господства авиации НАТО в воздухе, вылеты истребительной авиации Югославии (одна эскадрилья МиГ-29А и три эскадрильи МиГ-21) были достаточно рискованны и нецелесообразны. К тому же вся небольшая территория Югославии просматривалась самолетами электронной разведки НАТО, беспрепятственно пользовавшихся воздушными пространствами соседних стран: Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Македонии и Хорватии.
Без сомнения из всех боеприпасов примененных ВВС и ВМС США против Югославии, самым мощными были крылатые ракеты. Их удары повлияли не только на военную стратегию, но и на американскую политику, так как куда безопаснее было применение крылатых ракет, без нарушения воздушного пространства неприятельской страны.
В войне 1999 года в бывшей Югославии было применено около 1000 крылатых ракет. КР морского базирования BGM-109 «Tomahawk»применялись с кораблей и подводных лодок в Адриатическом море, а ракеты воздушного базирования AGM-86 со стратегических бомбардировщиков В-52Н и В-1В. В последнем случае бомбардировщики производили пуски КР по территории Югославии над воздушным пространством Албании, Венгрии и Хорватии. Количество боевых самолетов непосредственно участвовавших в пиратских авиаударах по Югославии превосходило в несколько раз число боевых самолетов ВВС Югославии (20 МиГ-29А, 60-70 МиГ-21 Бис, около 60-70 дозвуковых штурмовиков J-22 «Орао» югославско-румынской разработки и бывших учебно-боевыми самолет G-4 «Супер Галеб»). Большая часть самолетов ВВС Югославии уступала по своим боевым характеристиками значительно уступала самолетам НАТО, привлеченных к участию в операции. Преимущество югославских ВВС заключалось лишь в том, что самолеты Югославии действовали на своей территории при поддержке радаров с земли. Однако часть самолетов была небоеспособна из-за отсутствия запасных частей к ним.
Показательным является число налетов истребительной авиации ВВС Югославии – 5 часов и истребительно-бомбардировочной – 15 часов, что свидетельствует о том, в каком положении находились ВВС Югославии. Вследствие этого, вся задача ПВО была возложена на зенитно-ракетные части и подразделения, прикрывавшие ту или иную территорию. Закономерно, что район Белграда, который прикрывала самая боеспособная бригада наземной ПВО, и стал самым тяжелым для авиации НАТО участком. Именно силами этой бригады, имевшей на вооружении советские ЗРК С-125 «Нева», огнем 3-го зенитно-ракетного дивизиона был сбит самолет «невидимка» F-117A ВВС США, обломки которого были обнаружены у села Буджановцы. Этот самолет удалось сбить по причине изменения пилотом характера полета, вследствие чего, его радиолокационное отражение (около 1м²) привлекло внимание сербских операторов РЛС ПВО Югославии.
Следует также отметить, что наличие у Югославии большого количества современных разнотипных радаров, в том числе «Girafe» фирмы Tompson, AN/TPS-70 фирмы Nortrop-Grumman, S-600 GEC фирмы Marconi Ltd. облегчало задачу контроля воздушного пространства. ПВО Югославии, благодаря работе различных югославских спецслужб (тогда еще достаточно сильных) получало данные о деятельности авиации НАТО не только из Боснии и Герцеговины, но по некоторым данным и от российских кораблей в Адриатическом море и своих союзников в Македонии, Греции и Франции. Во многих случаях югославские части радиотехнической и радиоэлектроной разведки вполне профессионально себя показывали, но их данные не всегда использовались должным образом.
Между тем пилоты НАТО в небе Югославии не проявили особого превосходства над сербскими летчиками и в воздушные бои с ними старались не ввязываться. В воздушных боях ВВС Югославии потеряли всего несколько самолетов, в том числе два МиГ-29, причем один из них был сбит над Боснией и Герцеговин, а второй в ходе преследования уклонившихся от боя самолетов НАТО. Сербские пилоты, как и остальной личный состав ВВС и ПВО, обладали несомненно большим боевым духом, защищая свою родину даже при недостатке горючего и запчастей. Стоит заметить, что в то время произошел большой подъем духа в сербском обществе, и если бы НАТО перешли к бомбежкам городов, это могло бы вызвать во многом непредсказуемые последствия, в том числе в самой Боснии и Герцеговине, где были дислоцированы войска SFOR (главным образом, из стран НАТО).
Намного успешнее в 1999 году были действия авиации НАТО по наземным целям. Многие мосты и объекты были поражены с первого удара. Особенно эффективны были управляемые авиабомбы с лазерными и тепловизионными ГСН и созданные на их основе ракеты AGM-130 (Air-to-Ground Guided Missile), AGM-142 с такими же ГСН.
Защита от различного типа ГСН была сложна, т.к. невозможно было заранее знать на ГСН какого конкретного типа противник планирует применить по тому или иному объекту. Как и невозможно укрыть все важные объекты маскировочными сетями, дымовыми или аэрозольными масками (завесами). Имитировать же ложную лазерную подсветку в силу разнообразия применяемых кодов (до 800) было достаточно тяжело, хотя глубоко этот вопрос не исследовался.
Большую роль в успешном применении лазерных ГСН, сыграл факт слабости югославской ПВО. Сербы не везде могли организовать многоуровневую эшелонированную противовоздушную оборону, а во многих районах (особенно горных) она вообще отсутствовала. По этой причине самолеты НАТО могли осуществлять беспрепятственную подсветку целей с воздуха, а в тех районах Косова и Метохии, где действовали силы ОАК (УЧК) подсветка целей осуществлялась с земли силами спецназа ВВС США и ССО НАТО. Большое значение для авиации НАТО имела также установка небольших радиолокационных маяков местной агентурой западных спецслужб (в том числе и сербами) вблизи целей на земле.
Не стоит верить журналистам, утверждавшим, что «спутник видит все», если бы это соответствовало действительности, то вряд ли спецслужбы НАТО прибегали бы к достаточно рискованным операциям, которые могли стоить (и стоили) жизни многим их местным агентам.
Космические технологии имели куда большее значение при нанесении высокоточных ударов с использованием ГСН с GPS приемником. Стоит отметить, что в модернизированных крылатых ракетах BGM-109 «Tomahawk» и AGM-86, как и в других типах управляемого оружия играет спутниковая система навигации GPS (NAVSTAR), дополненная инерциальной системой INS. Применявшаяся при модернизации крылатых ракет система TERCOM, основанная на компьютерной графике рельефа маршрута полета не получила широкого распространения, хотя в авиационных ударах как по Республике Сербской в 1995 году (13 крылатых ракет) и по Югославии в 1999 году (около 1000 крылатых ракет), ракеты с подобной системой наведения применялись довольно широко.
Вследствие частых ошибок в системе наведения в комбинации с TERCOM, использовалась оптико-корректировочная система DSMAC (Digital Scene-Mapping Area Correlator). Несмотря на сбои в ее работе при действиях в сложных метеоусловиях (впоследствии была проведена модернизация и этой системы), а также при ударах несколькими ракетами по одной цели, столб пыли, вызванный разрывом первой ракеты, мешал правильному наведению второго управляемого боеприпаса.
В отношении войны 1999 года следует отметить, что по причине того, что Югославская армия вывела войска, технику и МТС из стационарных объектов, особого эффекта удары крылатых ракет не достигли. Да и удары по аэродромам можно считать лишь относительно успешными. Аэродром Слатина в Приштине атаковали 47 раз (в общей совокупности было сброшено 720 ракет и бомб), аэродром Батайница (к северу от Белграда) 38 раз (620 ракет и бомб), аэродром Пониквэ 37 раз (700 ракет и бомб). Тем не менее, эти аэродромы продолжали действовать до конца войны, а самолеты в подземных ангарах за небольшим исключением были сохранены. Свидетелями этому могут послужить некоторые российские офицеры из миротворческого контингента, занявшие в июне 1999 года аэродром Слатину, после подписанного в Куманово перемирия. Затягивание воздушной операции вызвало увеличение количества задействованных в ней самолетов НАТО (до 1700 единиц). Операция затянулась на 78 дней. Во время этой операции самолеты блока НАТО совершили свыше 20 тысяч боевых вылетов, использовав около 37 тыс. боеприпасов, в том числе управляемые ракеты (AGM-142 «Popay», AGM-130, AGM-154, AGM-84 SLAM, AGM-86C, AGM-86 ALCM), управляемых авиабомб (GBU-31, GBU-37), а также крылатые ракеты UGM-109 (версия BGM-109), которые были выпущены ВМС Великобритании из торпедных аппаратов подводных лодок. Для этих ракет война в Югославии стала своеобразным испытательным полигоном.
Хотелось бы отметить, для ударов по объектам ВВС и ПВО, прежде всего по аэродромам (всего совершенно 512 налетов на 171 объект), помимо ВВС США, командование НАТО после долгих переговоров привлекло и ВВС Франции, использовавшие бетонобойные бомбы BAP-100 и «Durandal». Авиабомба «Durandal» (масса 195 кг) была создана во Франции с использованием опыта совместного создания в 60-х годах израильской компанией IMI (Israel Military Industries) и французской Matra авиабомбы проникающего действия PAPAM. Позднее она была принята на вооружение и ВВС США под обозначением BLU–107/B. Американский самолет F-111 может нести до 12 таких бомб, а французский Mirage-2000 – до 8. Французские ВВС использовали эти бомбы как поодиночно, так и в группах, а ВВС США применяют их в контейнерах DAACM. Авиабомбы проникающего действия BAP–100 калибра 100 кг веса также использовались группами по 9 штук. Широко практиковалось разрушение ВПП бетонобойными свободно падающими (неуправляемыми) бомбами. В 1999 году в Югославии при этом отличились французские истребители-бомбардировщики «Jaguar» и «Mirage-2000», применявшие бомбы «Durandal» и BAP-100, тем самым самолеты оказывались привязанными к земле и действовали в зоне досягаемости огня зенитной артиллерии.
Управляемое оружие большой дальности, каким являются крылатые ракеты, применявшееся американцами против Югославии, представляло основную опасность для центров управления и командных пунктов сербской стороны в начале войны. Впрочем, вследствие вывода персонала из военных объектов, ударами по стационарных объектах нанесен лишь ущерб зданиям Генерального штаба Югославской армии и МВД Югославии. Точность попадания была насколько высокой, что факт «случайного» удара американскими ВВС по посольству Китая в Белграде несколько удивляет. Здание посольства находилось в районе Нови Београд, который застроен новыми многоэтажными зданиями, улицы в этом районе широкие. Ошибка действительно кажется странной, потому что в нападении на посольство участвовал стратегический бомбардировщик В-2А, созданный с применением технологии Stelth и являющийся самым дорогим боевым самолетом американских ВВС (по некоторым данным его цена превышает полмиллиарда долларов США).
Серьезную угрозу представляет применение кассетных суббоеприпасов, которые относятся к типу неуправляемых боеприпасов. Именно их применение (всего было применено около 1100 контейнеров) помогло сорвать сербское контрнаступление на позиции албанских сепаратистов в горах Паштрик (район пограничного караула Кошари). Этот район был захвачен наступлением боевиков ОАК (УЧК) с территории Албании уже в ходе проведения авиаударов НАТО.
Именно кассетные боеприпасы, в первую очередь BLU-97A/B и BLU-97B/B стали причиной большинства жертв среди гражданского населения. Подобные бомбы обладают кумулятивным, осколочным и зажигательным действиями В их взрывателе находится ударный пьезоэлемент, который превращает неразорвавшиеся боеприпасы кассеты в своеобразные нажимные мины. Если бы командование НАТО перешло к массированным авиаударам по войскам и военно-промышленным объектам Югославии, то потери сербов исчислялись бы не в две-три тысячи убитыми (в число которых входят и погибшие в боях с албанскими боевиками в Косово и Метохии военнослужащие и полицейские), а были бы гораздо больше.
Зажигательные боеприпасы могла использовать авиация НАТО при бомбардировках Югославии в 1999 году, но в этом натовские стратеги не видели необходимости. В их распоряжении были более разрушительные боеприпасы обьемного взрыва FAE (Fuel Air ExplosIves), по отечественной терминологии – термобарические.
Позже, в Афганистане под Гардезом при нанесении ударов по пещерам вооруженных формирований Талибан американские ВВС впервые применили авиабомбы проникающего действия BLU–118/B, созданные на основе бомб проникающего действия BLU–109/B, но с термобарическим зарядом ВВ FAE. При этом если ВВС США используют «твердые» FAE, то ВМС США разрабатывают и применяют газовые (на основе флуорина).
В Югославии в 1999 году для уничтожения военных и администативных объектов, кроме крылатых ракет, США и НАТО широко применяли и другие типы управляемого (высокоточного) оружия. Например, в Приштине с началом боевых действий против Югославии были уничтожены здания управления полицией, хотя сам город и гражданское население мало пострадали. Известен случай авиаудара по поезду, следовавшему по Гырделичкому ущелью из Белграда в Фессалоники 12 апреля, а также случай уничтожения моста в Варварадине, на котором оказалось немало гражданских лиц. Имеются факты нанесения авиаударов по жилым кварталам Алексинца, Нового Пазара, Сурдулицы и Ниша, в ходе которых погибло около 450 человек. Эти города находятся в списке «ошибок» высокоточного оружия ВВС НАТО. При «ошибочных действиях» авиации НАТО уничтожен автобус с албанскими беженцами у села Лужани (Подуево) и колона албанских беженцев на дороге Призрен-Джаковица. Эти факты получили широкую огласку именно из-за того, что пострадало албанское, а не сербское население. Причины подобных «проколов» скорее субъективного характера, так как пилоты часто использовали его без уточнения характера цели.
Управляемое оружие было малоэффективно при использовании его для ударов по высокоманевренным и защищенным стационарным наземным целям. Применение даже простых уголковых отражателей, изготавливаемых из жести, вызывало сбой в работе электронной аппаратуры, предназначенных для борьбы с радарами ПВО управляемых ракет AGM-88 HARM. Немалые трудности для управляемого оружия представляли отражающие способности различных местных предметов (стен и жестяных крыш зданий, железобетонных заборов и пр.) и горного рельефа местности.
Потери Североатлантического альянса в Югославии западными СМИ упорно замалчивались, а югослаской стороной завышались. В июне 1999 года после подписания перемирия югославские власти провозгласили «победу». Этот факт не оспаривался в прессе, по причине господства все еще социалистической идеологии. Югославская сторона (Генеральный штаб Югославской армии) настаивает на следующих цифрах: силы НАТО потеряли 61 боевой самолет, 7 вертолетов, 30 беспилотных летательных аппаратов, 238 крылатых ракет. Югославская сторона утверждает, что кроме сбитого 27 марта под Буджановцами F-117, еще один такой самолет был сбит 5 апреля над Фрушкой Горой, а 20 мая над Шимановцами был сбит один B-2A (номер V-888-0329). Вопрос: почему обломки последних не были показаны по телевидению, как и куда, пропали пилоты со всех сбитых самолетов?
Трудно сказать, насколько эта война поучительна для России. Насколько известно, российские военные иследователи особого интереса к данной теме не проявили, хотя, в отличие от Чечни, здесь «вероятный противник» использовал не гранатометы и пулеметы, а стратегические бомбардировщики и истребители.
Агрессия НАТО против Югославии в 1999 году не потребовала от Альянса большого напряжения, что вполне закономерно, учитывая соотношение сил и средств противоборствующих сторон. Существовали,правда данные о существовании в Югославии электромагнитного оружия, в области разработок которого довоенная СФРЮ могла соперничать даже с СССР, США и Великобританией,однако трудно сказать, насколько далеко ушли югославы в этих разработках. Стоит только отметить, что американский физик Никола Тесла, родился в семье православного сербского священника на территории современной Хорватии в исторически сербской области Кордун. Большую часть жизни ученый прожил в США, но поддерживал тесные контакты с тогдашним Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев (образованное в 1918 году), и часть его работ после смерти оказалась в Белграде.Хотя многие предположения о так называемом «оружии Теслы», звучавшие в сербском обществе, относятся к области столь любимых сербами мифов,все же известно, что в тот период югославами действительно проводились закупки некоторых компонентов для производства электромагнитных боеприпасов. Война 1999 года в Югославии явилась примером «войны будущего».
Если бы руководство Ирака своевременно изучило опыт войны в Югославии, то Верховное командование Иракской армии могло бы получить более реальную картину того, что ждало их государство в случае крупномасштабной войны с Америкой.
Но Пентагон выводы сделал. В конечном итоге не является секретом, что после войны в Югославии военные США увеличили заказ на крылатые ракеты BGM-109 (624 единиц) и комплекты JDAM (1100 единиц), управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-84, SLAM-ER, AGM-65 и AGM-88 HARM. Продолжается переоборудование крылатых ракет AGM-86/ALCM с ядерной боевой части на обычную (осколочно-фугасную). Помимо этого была заказана большая партия буксируемых ловушек ALE-50 (7600 единиц) и ударных беспилотных летательных аппаратов RQ-1A «Predator», которые использовались в войне с Югославией.
Что касается авиации ВМС то для нее противокорабельные управляемые ракеты (ПКР) стали основным оружием борьбы с кораблями и подводными лодками противника еще в 80-х годах. В англо-аргентинском вооруженном конфликте на Фолклендах в 1982 году британский флот понес ощутимые потери от действий ВВС Аргентины.
Как ни странно, но ни в Ливии в 1986 году, ни в Югославии в 1999 году, ни в Ираке в 2003 году противокорабельные ракеты практически не использовались.
Между тем на вооружении ВМС Югославии находились противокорабельные ракеты «Рубеж» с ракетами П-21 (радиолокационная ГСН), и П-22 с ИК ГСН. Дальность действия этих ПКР составляла 80 км (минимальная – 8 км), скорость полета 0,9 М, масса ракеты 2607 кг, БЧ – 480 кг. Югославия имела эти ПКР в корабельном варианте и береговом, но после распада государства они были проданы Египту вместе с пятью ракетными катерами типа «Оса-1». Ракетные катера советской разработки «Оса-1», а также разработанные в Югославии РК проекта «240» (RTOP-401 «Rade Končar»), четыре фрегата (югославская терминология) типа «Кони» (советской постройки (1980 и 1982 гг.) с бортовым номером «31» и «32» и построенные в 1987 и 1988 годах в Югославии «33» и «34») были вооружены противокорабельными ракетными комплексами «Рубеж», а ракетные катера Типа 350 (RTOP-501 «Sergej Mašera»), были вооруженны шведским ПКРК RBS-15.
Хотя ПКР «Рубеж» и устарела (еще в 1967 году египетскими ракетными катерами ею потоплен израильский эсминец «Эйлат») она продолжает оставаться вполне эффективным оружием для поражения надводных целей. То, что эти комплексы не использовались Югославией, вопрос к ее военно-политическому руководству, как и то, почему Ирак не применил собственные ПКРК берегового базирования «Al Salah-Ad-Din» в 2003 году.
Управляемая ракета AGM-84E SLAM (Stand off Land Attack Missile) оснащена БЧ WDU-40B, заимствованной у крылатой ракеты RGM/UGM-109C Block-4. БЧ WDU-40B имеет титановый корпус, GPS приемник, инерциальную систему наведения и ИК датчик. Дальность пуска УР до 80 км. В разрабатываемой для ВМС модификации See-SLAM применяется унитарная кумулятивная БЧ, кассетная БЧ с 8 суббоеприпасами BAT или 153 осколочно-кумулятивно-зажигательными суббоеприпасами BLU–97/B. Ее модификация с увеличеной дальностью SLAM-ER, была принята на вооружение ВМС США в 2000 году. Модернизированная версия SLAM–ER имеет новый менее заметный на радарах корпус.
AGM–84 H/SLAM-ER (SLAM – Expanded Response) имеет увеличенную до 280 км дальность пуска, ракетный двигатель CAE J–402 и 247-кг БЧ проникающего типа в титановом корпусе. К тепловизионному датчику ГСН блока управления ракеты добавлена система GPS. Оператор может перенацеливать SLAM-ER на другие цели. Это дает возможность поражать цели в глубине побережья до 50 миль (80 километров). В 2004 году компания Boeing заключила контракт на поставку ракет SLAM-ER ВМС США (346 ед.), а также был подписан контракт с ВМС Южной Кореи.
Ее следующая модификация ракета SLAM-ER+ или Grand SLAM имеет новую БЧ проникающего типа весом 400 кг и дальность 300 км. Ракета имеет цифровую систему связи и интерфейс 1760, позволяющий быстрое программирование блока управления.
В ходе войны в Югославии авиация ВМС США широко применяла ракеты AGM–84H–SLAM–ER и AGM–84E–SLAM для нанесения ударов по наземным целям. Кроме ракет класса «воздух-земля» авиация США использовала в войнах в бывшей Югославии и управляемые авиабомбы.
Широко применяемая в Югославии американская ракета AGM-130A представляла собой управляемую авиабомбу GBU-15 с ИК ГСН, оснащенную реактивным двигателем. Управляемая ракета AGM–130, разработанная американской компанией Rockwell International (ныне принадлежит Boeing Corp.) принята на вооружение ВВС т Авиации ВМС США в 1991 году.
УР AGM–130А представляет собой 1000-фунтовую осколочно-фугасную свободнопадающую бомбу Mk 84 с установленным на ней турбореактивным двигателем и блоком управления с ИК датчиком самонаведения. Система наведения включает инерциальную систему с корректировкой GPS-приемником. Управление ракетой осуществляется шестью стабилизаторами, расположенными в хвостовой части. Общий вес AGM–130А составлял 1322 кг при длине корпуса 6320 мм и размахе крыльев 1500 мм. Дальность полета УР свыше 70 км.
2000-фунтовая (907 кг) УР AGM–130C оснащена БЧ проникающего действия BLU–109B, комбинированной ТВ и ИК ГСН и ракетным двигателем, отбрасываемым за 10 км до цели.
В 1980 году в США была начата совместная программа ABF (Advanced Bomb Family) с участием специалистов ВВС и ВМС, предусматривавшая разработку путей повышения точности управляемого оружия.
В рамках этой программы были начаты программы JDAM (Joint Derect Attack Munition), JSOW (Joint Stand-Off Weapon) и TSSAM (Tri-Service Standoff Attack Missile).
Программа JSOW (Joint Stand-Off Weapon) стала продолжением начатой в 1986 году программы AIWS (Advanced Interdiction Weapon System). Первые испытания авиационного вооружения созданного в рамках программы JSOW прошли 1994 году, которые доказали возможность УР, созданных на базе авиабомб, совершать в полете к цели сложные маневры. По заказу ВМС США начались работы по УР AGM-154C с авиабомбой Mk 82 в качестве БЧ, но затем было решено использовать БЧ «Broach». Получили дальнейшее развитие модификации AGM-154A и AGM–154B с кассетной БЧ (соответственно: 145 осколочно-зажигательно-кумулятивных суббоеприпасов BLU–97 и 6 суббоеприпасов BLU–108B (по 4 боевых элемента SKEET с эффектом ударного ядра)), а также AGM–154C с унитарной БЧ проникающего действия.
В войне 1999 года в Югославии применялись только УР AGM–154A и AGM–154C, так как ВВС США отказались от ракет AGM–154B в пользу WCMD–ER. Новая JSOW Block-2, разработанная для морской авиации, имеет в качестве БЧ авиабомбу проникающего действия BLU-111. Модификация Block-2 системы JSOW, имеющая помехозащищенную ГСН, применялась с самолетами F/A-18 ,F-16, B-52, B-2, B-1B, F-15E, F-35.
Основным бомбовым вооружением авиации США являются бомбы оснащенные комплектами JDAM. Их производство началось еще в 1995 году, когда компания McDonnell Douglas Aerospace (Boeing) получила контракт на производство 2450 комплектов JDAM. В 1998 году фирма Boeing начала производство комплектов JDAM с модернизированной помехозащитной системой GPS, а компания Alliant Systems приступила к производству дистанционного радиовзрывателя DSU-33B/B. Комплекты наведения JDAM схожи и различаются лишь в механических деталях, что зависит от размеров боеприпасов. В хвостовом отделе находится блок управления и наведения с компьютером, GPS-приемником и инерциальной системой наведения, а также привод головок хвостового оперения, 4 управляемых стабилизатора. Взрыватель FMU-143 авиабомб Mk84 и BLU-109 устанавливается в боевое положение перед вылетом, а новый взрыватель FMU-152B может переводиться в боевое положение и в ходе полета. Взрыватель FMU-152B разработан компанией Motorola в соответствии с программой JTF (Joint Programmable Fuze). Он имеет 20 вариантов установок, тогда как взрыватель FMU–155B, применявшийся для SLAM–ER – всего 5 вариантов. Точность системы наведения обеспечивала КВО до 15 м. Координаты в JDAM вносятся из кабины пилота. При включении приборов происходит проверка данных, заложенных в процессоре JDAM приборами самолета. После отбрасывания наведение УАБ осуществляется инерциальной системой с коррекцией GPS.
Если в боевых действиях в бывшей Югославии в 1999 году было применено 652 комплекта JDAM, то в Афганистане в 2002 году их использовано применено 4600, а в Ираке в 2003 году было применено уже 6542 комплектов с различными боевыми частями. Вследствие относительной дешевизны ВВС США заказали в конце 90-х годов у компании McDonell Douglas 62000 комплектов JDAM, а ВМС США 25 500 комплектов. На производственной линии компании Boeing ежемесячно 11 работников выпускают 600 таких комплектов. Затраты на эти бомбы были быстро возмещены в Афганистане, когда в ходе кампании 2001-2002 гг. было использовано 18000 авиационных боеприпасов из которых 5000 составляли управляемые авиабомбы, оснащенные комплектами JDAM.
Благодаря комплектам JDAM, стратегические бомбардировщики стали решать задачи по непосредственной огневой поддержке сухопутных войск, без угрозы поражения их «дружественным огнем». Так бомбардировщик B-2В может применять до 16 УАБ GBU-29 JDAM. Согласно заявленных американцами характеристик JDAM обладает точностью наведения в 0,1 мрад (2,6 м). В ходе испытаний три B–2В сбросили 16 авиабомб на 16 стационарных целей с расстояния 24 км, достигнув стопроцентного поражения с КВО до 6 м.
Комплекты JDAM по причине дешевизны дают возможность командованию американских ВВС обдумывать вопрос о полном отказе от неуправляемых авиабомб. Закупочная цена JDAM (20-40 тысяч долларов) вполне приемлема с учетом достигаемого эффекта. По этой причине вполне закономерны их закупки Австралией, Великобританией, Израилем и Италией, а вопрос освоения производства этого комплекта другими странами – вопрос времени (возможно весьма близкого). По большому счеты система GPS может быть заменена на INS, а также различными типами ГСН, что может себе позволить любое среднеразвитое государство.
Главный упор в повышении поражающей силы боеприпасов сделан на развитие кассетных и самонаводящихся (самоприцеливающихся) боеприпасов. При этом, если кассетные неуправляемые боеприпасы служат для поражения площадных целей, то управляемые предназначены для поражения таких точечных целей как бронетехника на марше или в ходе совершения ею тех или иных маневров. В силу принципа их применения наблюдается тенденция к использованию однотипных боеприпасов артиллерией и авиацией, поэтому следует рассматривать все типы подобного оружия.
Чаще всего американские ВВС в войнах в Югославии (1999 г.), Афганистане (2001 г.) и Ираке (2003 г.) использовали кумулятивно-осколочно-зажигательные суббоеприпасы BLU–97 CEM (Combined Effects Munitions). Они имеют массу 1,5 кг при заряде ВВ 287 г (смесь гексогена – Ciclotol) и обладают кумулятивным (бронебойность до 120 мм литой брони), осколочным и зажигательным действием (благодаря обручу из циркония). Эти боеприпасы применялись с помощью сбрасываемого контейнера CBU-87B (202 суббоеприпаса), а также планирующего управляемого контейнера AGM-154A (145 суббоеприпасов). Крылатая ракета BGM-109D содержит 7 контейнеров по 23 суббоеприпаса BLU-97 в каждом, но ее применение в операции в Югославии замечено не было. В Ираке в 1991 г. и в Югославии в 1999 г. американскими ВВС чаще использовались противотанковые кумулятивные суббоеприпасы Mk118 (пробивают до190 мм литой брони) в снаряжении контейнера Mk20 (247 Mk118). Их использование позволяет пилоту без особого риска с расстояния до 50 км накрыть четырьмя AGM-154A целый мотострелковый батальон, если он будет наступать по тактике Второй Мировой войны
Эффективность осколочно-кумулятивных суббоеприпасов подобного типа была доказана и на основе британского контейнера BL-755, снаряженного осколочно-кумулятивными суббоеприпасами Мк1 №1 (со стабилизатором) и №2 (с парашютным стабилизатором). Этот контейнер был испытан в боевой обстановке сначала в войне на Фолклендских островах, затем в Ираке (1991 г.). ВВС Югославии также применяли данные боеприпасы в 1991-1992 гг. в Хорватии и Боснии и Герцеговине по вооруженным силам Хорватии, Боснии и Герцеговины,а в 1999 году ВВС Югославии применяли их и по албанским боевикам в Косово. В Ираке в 2003 г. подобные боеприпасы использовали как ВВС, так и артиллерия: в первую очередь, с помощью неуправляемых ракет М26, М26А2, М-30 американской 227-мм РСЗО М270 и