НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

НАТО хочет нормализовать отношения с Россией, но на своих условиях

Военное // 12:23, 26 сентября 2008 // 1638


Североатлантический альянс готов к нормализации отношений с Россией, которые обострились после августовских событий на Кавказе. Об этом заявили министры обороны стран НАТО, собравшиеся на прошлой неделе на свой двухдневный саммит в Лондоне. Правда, при этом они выдвинули два обязательных условия. Первое – Москва должна отказаться от «агрессивной риторики». И второе – сократить свои военные контингенты в Южной Осетии и Абхазии до размеров перед началом боевых действий 8 августа 2008 года. Последнее требование постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин уже назвал невыполнимым.

НЕПРИЕМЛЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Постпред не стал расшифровывать свои слова, но и без этого понятно, что оно невыполнимо по нескольким принципиальным моментам. Во-первых, требование сокращения контингента российских войск до довоенного уровня в завуалированной форме подразумевает: Москва согласна с тем, что она поторопилась с признанием независимости Южной Осетии и Абхазии. Теперь де-факто Россия станет считать их частью Грузии, продолжит свое участие в операции по поддержанию мира в зоне грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликта, а также откажется от размещения на территории этих республик своих военных баз. Такой разворот для Москвы невозможен. Об этом не раз заявляли президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин.

Во-вторых, Тбилиси, как и его покровители в Вашингтоне, громогласно заявляют о намерении компенсировать все понесенные потери в боевой технике и системах обеспечения боя, что опять же, несмотря на гарантии Евросоюза, грозит возобновлением агрессии против «непокорных» республик. А в этих условиях только российские усиленные мотострелковые бригады, размещенные на военных базах в Сухуме и Цхинвале, вместе с местными ополченцами и вооруженными силами, могут обеспечить суверенитет и обороноспособность новых кавказских государств.

Дмитрий Рогозин в Москве представил руководителям министерств иностранных дел и обороны политический доклад об отношениях России и НАТО в свете кризиса в Закавказье. Как заявил Рогозин, у Москвы пока нет оснований ужесточать политику в отношении НАТО. «Мы не являемся инициаторами ухудшения отношений с альянсом. Это альянс так себя повел», – отметил постпред. Сейчас происходит «некоторое отрезвление в штаб-квартире НАТО». Особенно это стало заметно после возвращения натовской делегации и генсека альянса Яапа де Хоопа Схеффера из Грузии.

«Саакашвили, видимо, никогда не работал в турагентствах и не знает точно, что надо показывать. Поэтому он решил показать потемкинскую деревню под названием город Гори. Но все получилось наоборот», – рассказал Рогозин. По его словам, в Гори натовцы не обнаружили разрушений, о которых сообщали западные СМИ. Постпред признался, что его собеседники в альянсе «разводят руками: город чистенький и милый, натовцы сходили в Музей Сталина, все понравилось; единственное, что обнаружили, это две неприятности – разбитую военную базу в Гори и лагерь беженцев».

Российский постпред предполагает, что теперь должны пройти серьезные изменения в позиции альянса по кавказскому кризису. Дмитрий Рогозин прогнозирует, что на несколько градусов понизится агрессивная риторика и начнется «нащупывание нового прагматизма» в отношениях между Россией и НАТО. Он рассказал о «вполне миролюбивых намеках и подмигиваниях» и сказал, что рад такой перемене настроений.

И ХОЧЕТСЯ И КОЛЕТСЯ

Впрочем, западные дипломаты в штаб-квартире НАТО в Брюсселе рисуют иную картину. По их словам, перемены настроений в Североатлантическом союзе поездка в Грузию не вызвала. «Одновременно альянс не желает конфронтации с Россией. Нужно искать решения, которые помогут найти выход из кризиса», – отметил источник в Брюсселе. НАТО не собирается закрывать все каналы диалога с Россией, но настаивает, чтобы Москва «отказалась от шагов, нарушающих фундаментальные принципы сотрудничества».

«Наши минимальные ожидания от России предусматривают полное выполнение и августовских, и сентябрьских договоренностей Саркози и Медведева. Как можно называть позитивным шагом решение Москвы оставить 8–9 тысяч военных в Абхазии и Южной Осетии?» – сказал дипломат, напомнив, что соглашение о прекращении огня предусматривает отвод российских войск на позиции, занимаемые ими до 7 августа. Вторым минимальным условием для восстановления нормального диалога натовский дипломат назвал отказ Москвы от «агрессивной риторики» в адрес стран – членов альянса, прежде всего Польши и стран Балтии, а также государств – партнеров альянса. Например, Грузии. Об этом говорили министры обороны НАТО и на неформальной встрече по проблемам европейской безопасности в Лондоне.

Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай косвенно подтвердил эту информацию. «Несомненно, союзники хотят улучшения отношений между Россией и Западом. Но это должно основываться на доверии и на улучшении атмосферы отношений». По словам Аппатурая, альянс желает вернуть отношения с Россией на более высокий уровень, а для этого обеим сторонам потребуется идти на компромисс, чтобы найти политическое решение грузинского кризиса.

На вопрос, является ли обязательным условием НАТО для нормализации отношений с Россией вывод российских сил из Абхазии и Южной Осетии, Аппатурай ответил: «Альянс хочет, чтобы все стороны, включая Россию, следовали духу и букве плана из шести пунктов. Действительно, он предусматривает возвращение к статус-кво по состоянию на 6 августа. Пока мы не знаем, когда это случится, но это будет важным шагом для возвращения к хорошим отношениям». Аппатурай также напомнил, что альянс единогласно призвал Россию отозвать свое решение о признании независимости республик: «Россия всегда была ярым сторонником принципа территориальной целостности. Это относилось и к Косово, и к российской территории. НАТО никогда не ставила под сомнение территориальную целостность РФ даже в самые тяжелые времена». Аппатурай дипломатично отметил: «Все стороны, включая Россию, должны предпринять активные шаги для поиска политического решения грузинского кризиса, восстановить доверие между РФ и ее соседями. Мы хотим хороших отношений с Россией. Это нужно нам. И, полагаем, это нужно и России».

В свою очередь, Дмитрий Рогозин на вопрос, выдвигает ли НАТО в качестве условия для нормализации отношений с Москвой вывод российских войск из Абхазии и Южной Осетии, ответил: «Если натовцы продолжат говорить о том, что они не признают существование Абхазии и Южной Осетии, и требовать вывода войск с территории Грузии, то этого не произойдет, по крайней мере до тех пор, пока абхазы и южные осетины Россию об этом не попросят». Что касается ухода российских миротворцев с территории собственно Грузии, то это случится в ближайшие недели после размещения наблюдателей ОБСЕ в зонах безопасности на границах двух республик. Россия будет очень четко следовать плану Медведева–Саркози, утверждает Рогозин.

Правда, план Медведева–Саркози в Москве и в Брюсселе понимают по-разному. Представители стран, входящих в Североатлантический альянс, пытаются истолковать договоренности, достигнутые президентами Франции и России, как односторонние уступки Кремля. Они, в частности, считают, что наблюдатели от ОБСЕ должны контролировать территорию не только по периметру границ между Грузией и Южной Абхазией, как было записано в соглашении из шести пунктов, а потом и подтверждено в дополнительных договоренностях, а на всех землях, которые когда-то входили в состав Грузинской ССР. Но после 8 августа это стало невозможным в принципе. Договариваться о посещении Сухума и Цхинвала наблюдателям ОБСЕ теперь придется не с российским руководством, а с руководством Абхазии и Южной Осетии как с суверенными странами. А если в ОБСЕ и в НАТО этого не хотят, то на кого кивать, если их не пустят за вновь образовавшиеся границы Грузии?!

ПОЛШАГА ВПЕРЕД, ПОЛШАГА НАЗАД

Но нельзя не заметить, что позиция НАТО и его «главного идеолога» – США постепенно начинает меняться. В постпредстве России в Брюсселе с удовлетворением отметили заявление замгоссекретаря Соединенных Штатов по политическим вопросам Уильяма Бернса, который на заседании сенатского комитета по международным делам в завуалированной форме признал, что войну на Кавказе спровоцировала не Россия, а действия Грузии против Южной Осетии. Он отметил, что США просили этого не делать. Высокопоставленный американский дипломат согласно официальной стенограмме его выступления сказал: «Вступление Грузии в югоосетинскую столицу дало России предлог для ответа, который быстро вышел за пропорции действий, предпринятых Грузией».

Глава госдепартамента США Кондолиза Райс, выступая в германском фонде Маршалла в Вашингтоне, также отчасти возложила вину на Грузию за нападение на Южную Осетию, констатировав факт агрессии. Однако продолжила крайне жесткую критику России за «сворачивание свобод, избирательное применение закона, всеобъемлющую коррупцию на различных уровнях российского общества и параноидальные агрессивные порывы».

Райс с сарказмом подчеркнула, что независимость Абхазии и Южной Осетии наряду с РФ признали пока только Никарагуа и палестинское движение ХАМАС, заметив с иронией, что это вряд ли можно назвать «триумфом российской дипломатии». Госсекретарь сказала, что Россия уже расплачивается за свои действия: соглашение о мирном ядерном сотрудничестве отозвано из Конгресса США, а шансы Российской Федерации на вступление в ВТО и ОЭСР подорваны. Райс недвусмысленно пригрозила: в Государственном департаменте рассматривают и другие меры воздействия на Москву.

РИТОРИКА ПОГОДЫ НЕ ДЕЛАЕТ

Какие это меры, пока не понятно. Выбор их у Вашингтона весьма ограничен. Все, о чем говорила Кондолиза Райс, в равной степени выгодно как России, так и США. В том числе и соглашение по мирному использованию ядерного топлива. Если учесть, что до 40% американских АЭС работает именно на российском уране, то кто больше потеряет от отозванного из Конгресса соглашения, еще нужно подсчитать. Тем не менее уже очевидно, что грозные заявления, звучащие из-за океана, не производят на Москву никакого впечатления. Так же, как и предложение министра обороны США Роберта Гейтса создать в НАТО силы быстрого реагирования для сдерживания России.

Шефу Пентагона уже ответил заместитель председателя комитета Государственной Думы по международным делам Андрей Климов. Он сказал, что создание таких сил, которое произойдет без контроля Совбеза ООН, может «в случае обострения ситуации спровоцировать третью мировую войну». «Паранойя – она и есть паранойя, – заметил российский парламентарий. – Люди сами себе ужастиков нарисуют, а потом с ними начинают бороться. Но на самом деле это вещь опасная по одной простой причине: когда у вас на стене висит ружье, оно рано или поздно может выстрелить».

И все же накал страстей начинает спадать. Понятно, что риторика погоды в международных делах не делает, хотя и осложняет их. Реакция НАТО на ситуацию в Закавказье показала, что альянс забуксовал. Он бессилен предпринять что-либо реальное против России. Во-первых, потому, что повод, как ни крути, минимальный для какого-либо серьезного противодействия. Тем более что он спровоцирован именно грузинской агрессией и, в перспективе, если не притормозить продвижение безответственных авантюристов из Грузии в альянс, может действительно вызвать третью мировую войну, которая никому не нужна. В Европе абсолютно точно.

Во-вторых, Североатлантический альянс, как и США, плотно увяз в Ираке и Афганистане, где появился новый фронт вооруженной борьбы – на границе с Пакистаном, в зоне племен. НАТО не в состоянии найти дополнительные военные резервы, чтобы сконцентрировать их на границах России. Да и правительства европейских стран на это не пойдут.

Есть еще одна проблема, решение которой для НАТО без России будет крайне затруднено. Это борьба с террористами – с «Аль-Каидой» и Талибаном в том же Афганистане. Без переброски грузов через российскую территорию, мирных, а в перспективе и военных, так как путь со стороны Пакистана становится все сложнее, успех миротворческой акции атлантистов вызывает очень большое сомнение. А в Брюсселе связывают испытание альянса Афганистаном как проверку на его дееспособность. Натовской бюрократии не хочется потерять теплые и хорошо оплачиваемые места в центре Европы.

Риторикой, считают военные эксперты, все и закончится. Сотрудничество с НАТО России нужно ровно настолько, насколько это нужно НАТО. Ни больше и не меньше. Так что лучше забыть про односторонние требования. Пора признать то, что есть, и налаживать сотрудничество с существующей базы. Другой альтернативы нет, если Североатлантический альянс хочет сохранить свое влияние в Европе и мире.

"Независимое военное обозрение"