НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Памятный крест - не награда

Военное // 11:00, 19 января 2012 // 1382

Парламент РМ учредил Памятный крест «Участник боевых действий по защите территориальной целостности и независимости Молдовы». Соответствующий закон разработан по инициативе правительства и в память о двадцатилетии начала военных событий на Днестре. Согласно документу, планируется изготовить 28 тысяч Крестов, на что будет потрачено более пяти миллионов леев.

 

Член парламентской фракции от Демократической партии Александр Стояногло, защищавший законопроект, отметил в беседе с корреспондентом НИКА-пресс, что учреждение Креста следует расценивать как дань уважения и памяти всем, кто в той или иной форме принимал участие в военных событиях, но как можно меньше усматривать политики и стоящих за ней каких-либо воинственных настроений. Власти Молдовы не могли обойти своим вниманием трагические события, которым 2 марта текущего года исполняется двадцать лет, а с другой стороны понимали деликатность момента, говорящего о хрупкости мира на обоих берегах и напоминающего о высокой сложности переговорного процесса в формате «5+2», в котором представлены главные стороны конфликта и заинтересованные зарубежные гаранты, посредники и наблюдатели. Собеседник агентства не исключил  действий определенных  сил и в Кишиневе, и в Тирасполе, желающих использовать трагическую дату для сохранения или нагнетания взаимной напряженности, что, по его убеждению, наоборот, должно вызвать активность в стремлениях достигнуть окончательного урегулирования исключительно мирным путем.

 

НИКА-пресс

 

Комментарий агентства

 

Официальный Кишинев и в самом деле оказался в трудном положении. Дату 2 марта он не заметить не мог. С ней в новейшей истории Молдовы связано слишком многое, а части этого многого до сих пор оказывают существенное влияние на внутреннюю и вешнюю политику страны. Взять хотя бы миротворческую операцию на Днестре при ведущей роли в ней российских военных.

 

В то же время, любое, самое невинное упоминание о «защитниках территориальной целостности и независимости Молдовы», вызывает на левом берегу резкую реакцию и упрек: хороши защитники, пришли в наш дом с оружием в руках и убивали. Как звучат ответы тоже хорошо известно: мы защищали нашу землю от сепаратистов, мы выполняли приказ, так что не взыщите – а на войне, как на войне. Нет ни конца, ни края давно уже ставшему заочным спору. От прямых встреч стороны давно уж отказались. Бессмысленно. Берега живут разными жизнями, и судьбы свои считают разными – кто на Восток, а кто на Запад, кто за демократию по-тираспольски, кто за нее же по-кишиневски, кто на Москву смотрит, как на родную маму, иногда, правда, забывающую о сыновних мечтах про независимость, кто, как на газового торгаша, требующего за «русское тепло» не столько молдавских леев , сколько  молдавскую душу.

 

 

У нас осталась общей только река.

 

Которая нас разъединяет.

 

Любой скажет, что никакие форматы – ни «5+2», ни «столько-то + столько-то» не спасут сторону, пока они сами этого не хотят. Стороны хотят, но каждая свое и  категорически разное.

 

В Кишиневе и в Тирасполе по-своему отметят двадцать лет со дня начала конфликта.  На левом берегу скажут, что высокими жертвами приднестровцам удалось отстоять «право жить на этой земле» и по своим законам. Вспомнят про «воинствующих молдавских националистах и фашистах», получивших отпор весной-летом 1992 года. На правом скажут о высоком духе патриотизма,  позвавшем молдавских сынов и дочерей на защиту юной независимости. На обоих берегах знают, где искать виновных в смерти отцов, сыновей, братьев, земляков, друзей, знакомых… Двадцать лет прошли, как один день, в спорах и поисках ответов. Романтический символ примирения – участники конфликта с обеих сторон складывает в одну груду награды, полученные в боях друг с другом, и с этого дня начинают новую совместную жизнь – сегодня выглядит нелепым и неуместным. 2 марта и в Кишиневе, и в Тирасполе за подобные мысли могут надавать по шее.