К общественно-политической обстановке в АТО Гагауз Ери накануне парламентской кампании и выборов главы автономии
Владимир Цеслюк,
политический обозреватель агентства НИКА-пресс
В Гагаузии продолжают бурлить политические страсти. В нарушение всех традиций, когда местная общественность вместе с комратскими чиновниками, отгуляв день Гагаузской Республики и день гагаузской столицы, успокаивалась и принималась за будничные дела, сегодня в автономии разворачивается процесс, скучно называемый консолидацией общественно-политических групп накануне парламентской кампании и выборов главы АТО Гагауз Ери.
Нарушена и другая, до сих пор казавшаяся стойкой традиция. В торжествах 19 августа по случаю провозглашения ГР, а затем в праздновании Дня Комрата 21-22 августа и других, так сказать, сопутствующих и неофициальных или мало афишируемых мероприятиях принимали участие представители практически всех политических формирований страны. Среди них делегации их Бельц и Приднестровья… А в Кишиневе посмеивались: да что эта Гагаузия – всего 25 сел и сто тысяч избирателей; да что это за праздник – день рождения непризнанной республики, позор один и сепаратизм; и что это за столица такая в десяток улиц, а одна имени Ленина, два ресторана, две заправки и базар. И ведь понаехали, речи говорили. Хотя никто на аркане не тянул, не сулил гагаузских подарков, не заманивал и вкрадчиво не шептал в трубку «наш дом – ваш дом». И спорить нечего: Комрат в конце августа – начале сентября – коротко и ярко – был политической столицей Молдовы.
Предстоящий референдум добавлял в политический колорит автономии красок. Было что послушать в кулуарах праздников. Без того разделенную в отношении к плебисциту Гагаузию политические гонцы продолжали рвать на две части. «Надо костьми лечь, но провести голосование. А вот шиш им, а не референдум». Наслушались… И вот новый повод собраться в Комрате. Съезд общественного Объединения «Новая Гагаузия» – созданной недавно организации и, несомненно, отличившейся в протестной агитации против референдума, а также фантастической по гагаузским меркам численностью своих рядов (вместе с молодежной организацией «Единство во имя будущего» более десяти тысяч членов). Собрались в Оргкомитете съезда и представители тех партий, кто жаждал продолжения праздника «гагаузского непослушания», и тех, кто вживую хотел посмотреть на команду, результативно сработавшую против референдума, но настаивающую, что их протест не следует считать признаком явных или тайных союзнических отношений с коммунистами.
К числу любопытствующих и стоящих в сторонке от съезда «новых гагаузов» следует отнести лидеров ПКРМ и ХДНП. Воронин накануне провел встречу со своим местным партактивом – благодарил за единство и понимание текущего момента, хвалил некоммунистическую часть гагаузов за общемолдавский патриотизм, давал понять, что приветствует Гагаузию, возвращающую себе статус «красного пояса» и организованно становящуюся на путь спасения молдавской государственности.
Рошка в день съезда «Новой Гагаузии» провел в Комрате встречу с местными журналистами. Он вообще последнее время частый гость в гагаузских СМИ, говорит о внешних и внутренних политических проблемах Молдовы на хорошем русском языке (что явно нравится зрителям и слушателям), открывает новые перспективы своей партии, уже почти нащупавшей в политической молдавской мути некий третий путь (без либералов и коммунистов?); о, к таким своевременным мыслям южане прислушиваются с задором и мечтаниями, уже остывшими с начала 90-х годов.
А что же «новые гагаузы»? Съезд собрал 11 сентября на центральной площади Комрата более пяти тысяч делегатов. Кроме трех резолюций – об инициировании республиканского референдума по приданию русскому языку статуса официального, по делу Ивана Бургуджи, находящегося фактически в политическом изгнании, и общественной защите своих лидеров от местных нечистоплотных и крайне агрессивных СМИ, за которыми стоят политические оппоненты «НГ», принял Программу Объединения. Все вместе – и переполненная площадь, где более двадцати лет собирался такой же возбужденный люд, чтобы предложить Кишиневу иные и хотя бы не те, партийно-советские, условия взаимоотношений Комрата с Центром, и само содержание главного документа организации – дало повод особенно памятливым сторонникам «гагаузской идеи» отметить: тогда, в конце восьмидесятых годов, все примерно так и начиналось.
С виду Программа «новых гагаузов» никаких новых идей или необычных проектов к реализации и размышлениям не предлагает. Есть лишь одна особенность – в той ее части, посвященной проблемам политического развития автономии и ее отношений с официальным Кишиневом, нетрудно обнаружить раздраженность. Так дальше жить нельзя. Мы двадцать лет ждем открытого и четкого разговора с Кишиневом, а наши ожидания натыкаются на нервное и неровное поведение столичных чиновников и политиков, упражняющихся в борьбе за власть в стране: называют накануне избирательных кампаний требования гагаузов естественными и вполне воплощаемыми, а потом, после выборов, на основании этих требований возбуждают на них уголовные дела. И еще. До сих пор Центр не объяснил, почему представительство автономии в законодательных и исполнительных органах – это плохо, почему федерализация – это вредно и вообще смерть молдаванам, гагаузам… и всем, всем, всем, почему разрешение на деятельность региональных (гагаузских) партий – возбудит в гагаузах пустые политические амбиции и сделает их, и без того-то горячих, горячими с партбилетами, в которых что-то непонятное будет написано на гагаузском языке?
Более строго эти вопросы (возгласы, а то и гагаузский стон, если хотите) представлены в Программе «Новой Гагаузии» так: «… Гагаузия устала от бесконечных и кратковременных наскоков кишиневских партийцев, которые видят наш край в качестве поставщика нужного количества голосов в поддержку того или иного столичного кандидата. При этом они же позволяют себе вести с автономией своеобразную торговлю: вы нам голоса, а мы потом поговорим с вами о проблемах автономии. Смешно сказать, в обмен нам предлагают то, что заложено в основных положениях органического закона о статусе АТО. Относясь с должным уважением к закону о статусе, мы, тем не менее, констатируем: жизнь идет вперед, развиваются и совершенствуются формы и правила управления государством, повышается роль и доля участия в нем гражданского общества, местных органов власти. Именно поэтому наши взгляды на роль автономии в жизни страны не выглядят капризом части чиновников или, того хуже, элементами сепаратизма и гагаузского национализма. Эти наши взгляды – результат анализа прошедших событий; мы убеждены, что попытки уйти от неудобных вопросов чреваты в будущем еще большими проблемами, на решение которых уйдет еще больше времени и средств».
… Инициатива о сборе подписей по проведению референдума за придание русскому языку статуса официального, единодушно одобренная делегатами съезда «Новой Гагаузии», – отдельная тема, и она, очевидно, еще долго будет одним щекотать нервы, а другим подогревать воображение. Пока же придется считаться с заявлением (или, по крайне мере, учитывать его в ближайшей перспективе) лидера Объединения, комратского мэра Николая Дудоголо, который подчеркнул, что сбор подписей будет проводиться по всей стране, и что «новые гагаузы» намерены действовать уже и на республиканском масштабе. А это означает только одно: работа над известными «болевыми точками» Молдовы будет частично перенесена в Комрат. В условиях двух избирательных кампаний – выборов депутатов нового парламента и башканских выборов она окажется интенсивной, покажет много промежуточных итогов и сюжетов.