Компания «Ильюшин Финанс» передала Воронежскому авиазаводу (ВАСО) самолет Ан-148, чтобы провести тестирование по замене двигателей Д-436-148 украинской «Мотор Сич» на SaM146 производства российского «Сатурна» и французской Snecma. Газета «Коммерсант — Украина» отмечает, что без согласия украинской стороны принять решение о замене двигателя невозможно.
Ранее сообщалось, что российская государственная авиакомпания ГТК «Россия», получившая в рамках договора финансового лизинга с компанией «Ильюшин Финанс» уже четыре Ан-148, отправит один из самолетов обратно в ВАСО на доработку.
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), владеющая долей в «Ильюшин Финанс» и контролирующая ВАСО, в начале июля предложила украинскому «Антонову» установить на российско-украинские самолеты Ан-148 двигатели SaM146, которые также планируется использовать на российских лайнерах Sukhoi Superjet 100. В случае если России удастся договориться с «Антоновым» об испытании нового двигателя, то сторонам будет необходимо создать новую опору, на которую крепится двигатель. Это потребует больших средств и может занять не менее года.
«Россия хочет, чтобы мы снизили стоимость двигателя, но этого не произойдет, потому как у нас сертифицированная продукция и есть спрос», — заявил президент «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. Он также отметил, что ВАСО не может произвести разработки без одобрения «Антонова». Ранее Богуслаев предупреждал, что смена поставщика двигателей для Ан-148 лишит заказов не только украинский завод, но и около 40 российских предприятий, которые также участвуют в производстве Д-436-148.
Двигатель SaM146 получил международную сертификацию в середине июня текущего года в Европейском агентстве по авиационной безопасности. В России сертификацию двигатель еще не прошел. Также в начале июля из письма заместителя министра промышленности и торговли Дениса Мантурова главе ведомства Виктору Христенко выяснилось, что двигатель на 114,3 килограмма тяжелее, чем планировалось, а расход топлива у него превышает норму на 2,7-3,2 процента. Позднее, впрочем, сообщалось, что часть недостатков двигателя устранены разработчиками.
Самолет Ан-148 рассчитан на транспортировку 70-90 пассажиров на региональных или ближнемагистральных авиалиниях длиной до 5 тысяч километров. У Ан-148 имеется модификация — Ан-158, отличающаяся большей вместительностью салона. Ан-158 считается прямым конкурентом Sukhoi Superjet 100.
В апреле ОАК и «Антонов» договорились о разделе работ по самолетам Ан. Было решено, что основным сборщиком Ан-148 будет ВАСО, входящее в ОАК, а удлиненную версию самолета — Ан-158 — будет собирать сам «Антонов» на Украине.
До 2024 года ОАК планирует реализовать 340 Ан-148 всех модификаций. «Ильюшин Финанс», занимающаяся продажами Ан-148, уже собрала на этот самолет более 110 заказов, из которых 60 твердые.