Тираспольский политолог Вячеслав Сирик в очередных своих комментариях на приднестровском радио, посвященных в том числе и текущей общественно-политической жизни в Молдове, привел целую серию аргументов в пользу развития здесь ситуации по так называемому «киргизскому сценарию». Он назвал внутренние и внешние признаки, подтверждающие данный прогноз, среди которых все усиливающийся при участии политических формирований раскол молдавского общества по идеологическим, ментальным и национальным признакам, а также вновь заметный интерес к обновляемой либерально-демократическими идеями Молдове со стороны западных держав и США. Данные обстоятельства, равно как и трудно предсказуемые острые события наподобие Указа молдавского лидера Гимпу о дне советской оккупации, говорят, что реализация на правом берегу «киргизского сценария» может начаться в любой момент, считает политолог.
НИКА-пресс
Комментарий агентства
В Кишиневе больше, чем в Тирасполе, думают о «киргизском сценарии» для Молдовы. Считают, когда и где он «покажет зубы», прикидывают, кому он выгоден, прогнозируют, чем он закончится, для кого обернется победой, а для кого поражением. Болевые территории РМ легко обнаружил «антисоветский указ» исполняющего обязанности президента страны Гимпу. Городские власти Бельц и региональные власти АТО Гагауз Ери показали настроения и энергетику: не подчинимся тому, что нам и нашим избирателям не по нутру, а дальше — будь что будет.
С некоторых пор Бельцы стали удобной точкой, где можно без последствий задумать и реализовать любую муть. Незадолго до апрельских парламентских выборов прошлого года здесь произошло событие, позволившее про северную столицу думать именно так. Местные били либералов, прибывших из Кишинева с европейскими флагами и лозунгами; в ответ им предложили свои лозунги, среди которых и такой «Бельцы – русский город». Участники с обеих сторон были хорошо известны. Правоохранительные органы отмолчались. Хороший город Бельцы, до сих пор живущий со статусом «город для русских».
Гагаузскую окраину – сколько существовала здесь непризнанная республика и сколько существует признанная и законная автономия – молдавские политики всегда использовали с целью получить власть в стране. Потому-то после завершения кишиневских баталий Гагаузия, на время почувствовавшая себя важной частью страны, в чем-то самостоятельной и способной влиять на «актуальнейшие общественно-политические события в РМ», долго еще бурлит и неизменно поворачивается к любым молдавским политикам своим сепаратистским боком. Кишиневские политики, поддерживающие сегодняшние протестные настроения Комрата, еще нахлебаются от «гагаузского характера».
О внешнем факторе запуска в производство «киргизского сценария» можно фантазировать всласть. В Молдове хозяевами себя чувствуют все, кому не лень и кому не позорно связываться «с мамалыжниками». Нет и не было пока в стране ни одного политического формирование, которое бы пришло во власть, используя свои финансовые и организационные ресурсы. Не говоря уже о политиках, занимающих ключевые посты в государстве. Молдова, конечно, не Америка, но от этого не менее противно, когда какой-нибудь нездешний дядя вслух рассуждает, что «молдаванам было бы лучше иметь президентом Лупкина, а не Пупкина, и тем более не Гупкина и не Фупкина».
Надо, однако, признать, что на этот раз внутренний фактор в будущих событиях превращается в основной, а значит, в самый активный. Налицо обоюдное желание политических формирований страны столкнуться лоб в лоб и лбы эти прошибить окончательно. «Осиновый кол вам, большевички, уничтожим партию воронинцев, и вот вам вместе с осиновым колом Указ о советской оккупации» – громко говорят «либералы», о том же, но тихо, говорит подавляющее число «демократов».
А бывшим большевикам-воронинцам будто этого и надо. Они отвечают заявлениями своего ЦК «… Только общенациональная консолидация, только самое широкое объединение граждан нашей страны может быть залогом той победы над произволом, который ждет весь молдавский народ». Такая убежденность коммунистов, что только они способны объединить весь молдавский народ, лишний раз указывает на их воинственную сущность: те, кто не с ними – это не народ вовсе. Будет дело. Публикации в «красных СМИ» подтверждают, что будет, и еще какое. Вот лишь один лозунг из них: «Неужели в Молдове не найдутся настоящие мужики, которые бы остановили…».
Неужели найдутся?