К декабрьским выборам главы Гагаузии. Расклад сил и возможные результаты борьбы.
В перечне возможных кандидатов на пост главы Гагаузии появилась еще одна фигура – в комратском райкоме ПКРМ утверждают, что в ЦК партии рассматривают участие в декабрьской гонке и бывшего башкана, дважды занимавшего этот пост, 71-го летнего Георгия Табунщика. По данным НИКА-пресс, сторонниками его возвращения на высшую должность в АТО выступает так называемая старая гвардия коммунистов-воронинцев. В перечне возможных «красных кандидатов» продолжают числиться вице-председатель Народного Собрания Демьян Карасени, поддерживаемый молодыми и обеспеченными коммунистами-прагматиками из числа бывших государственных функционеров, а также депутат парламента от ПКРМ Олег Горизан, будто бы продвигаемый с учетом каких-то скрытых интересов членами уменьшающейся в партии «группы Ткачука».
Наиболее серьезными претендентами на пост по-прежнему остаются действующий башкан Михаил Формузал, не без проблем сохранивший организационные и идеологические связи с общественным Движением «Единая Гагаузия», и градоначальник гагаузской столицы Николай Дудогло, опирающийся на так называемую городскую команду и, похоже, не оставляющий надежд на партийную помощь со стороны Социал-демократической партии Молдовы. Список кандидатов может пополнить, хоть и с большими сомнениями, Дмитрий Кройтор – также бывший башкан, вокруг которого то затихают, то вновь начинаются дискуссии в Демократической партии РМ, ищущей практические возможности для создания на Юге своей политической площадки.
НИКА-пресс
Комментарий агентства
За годы работы сначала в оппозиции, а затем и во власти, Формузал, опираясь на общественное Движение «Единая Гагаузия» и под антикоммунистическими лозунгами, научился достигать своих целей. В этом ему всегда с упорством, достойном другого применения, помогали сами воронинцы. Они то громили «авторов гагаузской автономии», что привело в итоге к созданию в АТО народно-патриотического движения, оформленного в организацию «Единая Гагаузи», то возбуждали против Формузала уголовные дела, то пытались найти в его команде терриористов-сепаратистов в лице Бургуджи. Антикоммунизм Формузала, ярко обозначившийся в 2003-2004 годах, оказался интересным как различным западным, в том числе и дипломатическим структурам в РМ, так и российским политикам. Он умудрился, говоря о Гагаузии, как об осколке «русского мира», и, работая на европейском направлении по хозяйственно-коммерческой части, привлечь к себе внимание обеих сторон. Накануне башканских выборов 2006 года послы евродержав в РМ позволяли себе демонстративно посещать автономию всем дружным коллективом, а Россия аккурат к выборам в гагаузский парламент в 2008 году направила в край большой груз гуманитарной помощи. Протесты и даже запретные действия коммунистических властей, пытавшихся пресечь откровенный предвыборный ход Москвы, сыграли тоже в пользу Формузала и «народных патриотов». Обе кампании, понятно, команда Формузала выиграла. С декабря 2006 года Гагаузия перестала числиться в перечне «красных регионов».
Предложив в апрельском обращении к гагаузам, автономии и Центру для обсуждения откровенно федеративные темы, замешанные в том числе и на национальных интересах Гагаузии, Формузал рисковал не только своим политическим будущим, но и социальным спокойствием на Юге. Если уж коммунисты «мочили» гагаузских патриотов за излишние претензии на самостоятельность края, то либеральные власти РМ, еще более болезненно относящиеся к попыткам поставить под сомнение живучесть унитарной Молдовы, тем более должны были бы, образно говоря, организовать «второй поход на Юг» против сепаратистов. Этого не случилось и, похоже, не случится. Формузал такой стороной повернул либеральному Кишиневу «гагаузскую тему», что власти страны вынуждены, по крайней мере, внимательно изучать, что же на самом деле происходит в АТО. Башкан с первых дней существования коалиции показал открытость автономии, выступил с кадровыми инициативами республиканского уровня, продолжает осуществлять частые рабочие контакты с премьером Филатом и членами его кабинета… Такой региональный лидер, да еще накануне возможных парламентских и президентских выборов в РМ, да еще и с богатым опытом борьбы против «команды Воронина», становится незаменимым и нужным для либерально-демократического Центра.
Важным в отношениях между либерально-демократическими властями и сегодняшней Гагаузией представляются и новые интонации, появившиеся в политических кругах Юга.. Если, к примеру, гагаузы объявляют себя едва ли не самой заинтересованной стороной в сохранении суверенитета РМ, не хотят ходить в числе национальных меньшинств и называют себя такими же коренными жителями, как молдаване, и готовы противостоять всем, кто считает политический проект «Государство Молдова» неудачным, то им (пока) можно простить их федеративные мечты и заблуждения.
Николай Дудогло со своей «командой городских» до сих пор, если отбросить мелкие неурядицы и обычную бытовуху, считается достойной частью народно-патриотических сил автономии. В 2006 году он с Формузалом прошел во второй тур башканских выборов, показав на выход из власти ставленнику коммунистов Табунщику. Оба они слаженно и, не мешая друг другу, провели своих людей в Народное Собрание края. Вместе две группы успешно противостояли натиску коммунистов в 2008 году, когда те, проиграв две кампании подряд, в течение почти года провоцировали региональный политический конфликт, требуя то перевыборов депутатов НС, то перевыборов его председателя. Между тем, Дудогло, не лишенный башканских амбиций и подгоняемый настроениями тех сил, которые считают, что пришла пора и комратскому тэйпу порулить Гагаузией (прежние башканы были из Кишинева и Чадыр-Лунги), представляет интерес для кишиневских политических формирований. Одно из них Социал-демократическая партия, в которой Дудогло состоит и которая рассчитывала на его поддержку в ходе парламентских выборов 2009 года. До сих пор стороны не показали более или менее заметных результатов совместной работы. Но появление в СДП нового председателя Виктора Шелина, идеологическая близость партии к плохо пока оформленной идеи реализовать левоцентристский проект, позволяет думать, что обновленные эсдеки, всегда представлявшие лакомый кусок для ПКРМ в качестве скрытого союзника, попробуют столкнуть лбами Дудуогло и Формузала. Что называется, не догонят, так согреются. А согреть воронинцев может только длительная ссора между двумя заметными в АТО лидерами и разрушительное ее влияние на обстановку внутри народно-патриотической группы.
Сложнее всего, как это всегда было в отношении «гагаузского вопроса», дела обстоят у коммунистов: воронинцы никогда толком и не пытались разобраться в тамошних процессах и лишь периодически то топтали Юг, как слон посуду в тесной лавке, то с пафосом называли автономию бриллиантом в молдавской государственной короне. За это их жлобство коммунистов здесь ненавидят и продолжают ненавидеть. Впрочем, гагаузский парадокс заключается в том, что южане голосуют в основном за ПКРМ в выборах общенационального значения только по одной причине – голосовать больше не за кого, все остальные, в теперешнем представлении гагаузов, еще хуже…Что же касается кампании регионального значения, т.е. выборов, когда следует выбрать свою, родную гагаузскую власть, то в этом местная публика разбирается без труда – голоса отдает только тем, кто ей ближе по всем показателям.
Два кандидата на пост башкана от ПКРМ – это много. А три – это вообще никуда не годится и лишь говорит о том, что в партии больше заняты внутренними разборками, чем гагаузскими делами. Ни Карасени, ни Горизан, ни тем более Табунщик и близко не приблизятся ко второму туру голосования, если, конечно, он потребуется. Раньше хоть вороницы искали на стороне кандидатов, чтобы сделать их своими ставленниками. Работали со Стояногло, пытались договариваться с Дудогло… Сейчас им говорить не с кем. Фантазии о возможностях с участием гагаузов сформировать левоцентристский блок натыкаются на резонный вопрос от лидеров южан: кто вы для нас такие, чтобы с вами на одном гагаузском гектаре создавать нечто лево-прокоммунистическое и заумное евро-российское?: мы сами без вас знаем, что делать. Как в 2006 и в 2008 годах, гагаузы погонят от власти коммунистов с радостью и осознанием собственного достоинства. И никакой российский фактор в Гагаузии коммунистов не спасет. А если Россия вздумает, как это было в апреле прошлого года с «проектом Тарлева», опять ломать гагаузов через колено, то лишний раз опозорится и даст повод к неприятным вопросам.
Вряд ли может рассчитывать на сколько-нибудь серьезный успех бывший башкан Дмитрий Кройтор. Он человек, безусловно, в Гагаузии авторитетный; здесь его помнят как национального лидера, способного отстаивать интересы автономии вплоть до готовности противостоять воронинцам и в силовых столкновениях. Это же его люди зимой 2002 года выперли сибовских генералов и полковников со своей территории, указав, что местные законы не позволено нарушать никому, тем более людям в пагонах. В августе прошлого года во время празднования очередной годовщины создания Гагаузской республики Кройтора встречали в Комрате как видного гагаузского деятеля, что заставило его потом отбиваться от журналистов – нет, я не собираюсь участвовать в башканских выборах. Кройтора в Гагаузии воспринимают, как часть народно-патриотической команды, как политика, первого начавшего открытую борьбу с воронинцами, и потому становиться даже тактическим соперником Формузала ему не с руки.
Появившиеся предположения, что Кройтора двинет в гагаузский бой партия Лупу-Дьякова, уже на уровне слухов портит имидж бывшего башкана. Свяжись он сегодня пусть даже временными проектами с Демпартией, чью судьбу в Гагаузии рассматривают черед фигуру Лупу – странного и во многом путаного политика, не способного даже отстоять и претворить в жизнь подписанного им самим в бытность спикерства безобидный документ о сотрудничестве парламента РМ и Народного Собрания АТО, – то региональное и республиканское политическое будущее бывшего башкана окажется омраченным, как минимум, неразборчивостью. Сегодня только брезгливость ко всему, к чему прикасались в Молдове руки воронинцев, открывает перспективы и дает надежды на лучшее будущее.