НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Олег Горбунов: грядет национализация российской армии?

Военное // 09:45, 30 апреля 2010 // 1993
alt29 апреля газета «Московский комсомолец» сообщила со ссылкой на свои источники в Министерстве обороны России, что там планируют позволить солдатам-срочникам служить рядом с домом. То есть планируется отменить существовавший еще с советских времен принцип экстерриториальности (когда призывник, скажем, из Вологды служит в Сибири и наоборот).
    
С момента развала СССР прошло достаточно времени. Российская армия существует в иных экономических, политических, социальных и национальных условиях. Раньше курс центральной власти был направлен на смешение народов ради образования новой исторической общности – советских людей, то есть смешение солдат разной национальности соответствовало глобальной идеологической цели партии и правительства.
    
После развала СССР у нас обнажились межнациональные проблемы (к примеру, непонимание и даже неприятие между русскими и жителями Кавказа). К этому прибавились проблемы тотальной коррупции, этнической мафии, неэффективности власти и многое другое.
    
Пороки общества переносятся и на войска. В отдельных частях даже в советское время солдаты из Центральной России удивлялись феодальным нравам людей с Кавказа и Центральной Азии. Сейчас – даже при отсутствии у центральной власти стремления выстроить хоть какую-нибудь единую идеологию для народа – ситуация с нациями усугубилась.
    
В обычаях многих кавказских народов существуют принципы клановости, чувство обособленности, подпитываемое другой верой, горская гордость, нерасполагающая к «унизительному» ручному труду. Даже в нынешней армии, формируемой по принципам экстерриториальности, кавказцы, формируя группы, образуют внутри части свой собственный мирок – со своими «князьями» и проч. Естественно, это – идеальная среда для дедовщины, особенно учитывая этническую разобщенность славян, отсутствие у них чувства взаимопомощи.
    
Представьте, что в Чечне, Дагестане – во всех республиках Северного Кавказа будут фактически свои национальные армии. Правда, сообщается, что контрактники, сержанты и офицеры будут по-прежнему набираться по экстерриториальному принципу. Однако смекаете, кому на самом деле будут подчиняться рядовые (особенно в случае войны или внутрироссийских беспорядков)?..
    
Это такой же гвоздь в гроб Российской государственности, как и преподавание разных религий в школах в зависимости от религиозного состава учащихся. У россиян не остается ничего общего. Русский язык на окраинах забывается, транспортные тарифы не позволяют населению свободно перемещаться по территории России, что приводит к тому, что Сибирь и Дальний Восток для европейских жителей превращаются в терра инкогнита, так же как и наоборот. Каждая часть России тяготеет к более сильному соседу.
    
О чувстве общей государственности и говорить не приходится, когда региональные образовательные программы некоторых национальных республик сориентированы на новую идентичность этих народов, которая подчеркивает противостояние с русскими.    
    
Выход, во-первых, в сохранении тех объединяющих моментов, которые есть сейчас. Проводящаяся «гуманизация армии», которую объявил министр обороны Анатолий Сердюков – пропагандистский способ, призванный за счет боеспособности армии сделать ее имидж более привлекательным (к слову, число контрактников сокращается, параллельно – в недрах министерства вызревает идея вновь повысить срок службы – так что, разговоры о привлекательности армии – это для солдат-срочников, которые вскоре снова будут служить два или более года).
    
Во-вторых, страна нуждается в некоей идеологии, которая бы не учитывала ни национальные, ни религиозные различия населения. Очевидно, такая идеология должна быть неосоциалистической – то есть делающей акцент на социально-экономических проблемах общества, а также на общности социальных интересов всех жителей всей России – от Дальнего Востока до горных аулов Кавказа. Это похоже на новый социальный проект наподобие коммунистического.
    
Очевидно, что ни либеральная идеология, ни современная российская элита на это не способны. Следовательно, требуется отказ от первого и коренное перестроение второго.