iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Виталий Андриевский: Молдова: политический прогноз на 2010 год

Анализируя и сопоставляя бурные, разноплановые и неоднозначные события, имевшие место в политической, экономической и социальной жизни Республики Молдова в 2009 году, а также проецируя их вероятное воздействие на развитие ситуации в стране в новом 2010 году, можно с уверенностью предположить, что он будет, в самом лучшем случае, не менее напряжённым и неспокойным.

Прежде всего, судя по уже наметившимся тенденциям, серьёзные изменения будут происходить в сфере партийного строительства. Одни партии, опираясь на уже имеющийся у них потенциал,  будут пытаться и далее наращивать свой политический вес, ориентируясь, прежде всего,  на предстоящие досрочные парламентские выборы.

Другие партии, преследуемые хроническими неудачами на выборах, закостеневшие в своё развитии, не находящие в себе сил для кардинального  реформирования и теряющие по этой причине актив и  сторонников, будут и далее продолжать угасать и постепенно сходить с политической сцены.

Третьи партии и отдельные политики,  сумевшие привлечь к себе в 2009 году общественное внимание, умело оперируя соответствующими  устремлениям и ожиданиям тех или иных групп электората идеями, будут, напротив,  мало – помалу крепнуть, подниматься и более решительно бороться за престижное место на политическом Олимпе.

Следует ожидать и возникновения новых проблем в явно затянувшемся процессе урегулирования «замороженного» Приднестровского конфликта.

С одной стороны, существенное влияние на этот процесс будет оказывать разгорающаяся внутриполитическая борьба в самой ПМР, исход которой пока далеко неясен.

С другой стороны, он окажется в прямой зависимости от исхода новых выборов и характера политической борьбы в правобережной Молдове.

Скорее всего, на новый этап выйдут отношения Молдовы с Россией. Они во всё большей мере будут носить сугубо прагматичный характер. Вполне вероятно ожидать дальнейшего наращивания усилий официального Кишинёва в лице правящего либерально-демократического Альянса «За европейскую интеграцию» по “мягкому” выдавливанию  российских миротворцев из Приднестровья.

Что касается позиции России, то она, вероятнее всего,  будет более жестко, твердо и последовательно проводить политику по продвижению своих геополитических интересов в Пруто-Днестровском регионе, в том числе по защите прав и интересов русскоязычных граждан Молдовы.

Многие признаки объективно свидетельствуют о том, что в 2010 году начнётся и будет активно развиваться процесс самоорганизации и вхождения русскоязычных граждан Молдовы в политику, в том числе путём формирования ими партий, объединяющих в своих рядах представителей национальных меньшинств, которые начнут последовательную борьбу за достойное представительство в парламенте и правительстве.

Более активно и конструктивно будут выстраиваться в новом году и отношения Молдовы со своими ближайшими соседями – Румынией и Украиной.

В то же время, что касается провозглашенной правящим Альянсом политики «ускоренной евроинтеграции», то это по-прежнему будет в большей степени «движением к линии горизонта», чем практическим воплощением планов реального вхождения Молдовы в «общий европейский дом».

Чем больше будет вестись неконкретных и неподкрепленных практическими делами  разговоров на эту тему, тем дальше будет отдаляться от Молдовы этот «горизонт» – приглашение к членству в Евросоюзе.

Не ограничиваясь общим политическими прогнозом, из всех выше названных проблем целесообразно выделить  несколько наиболее важных  и попытаться  детально рассмотреть вероятные сценарии их дальнейшего развития.

Партии и политики

Партийная система Молдовы к настоящему времени,  в общем и целом, структурировалась. Трудно предположить, что в ближайшие год-два она может серьезно измениться, если, конечно, политический, экономический и социальный кризис в стране не будет углубляться. В этом случае есть риск того, что может произойти «сброс» старой системы в силу её неспособности адекватно реагировать на ухудшение положения страны и общества, после чего  начнётся «перезагрузка».

Либеральная партия и тандем Гимпу-Киртоакэ

На правом фланге достаточно уверенно чувствует себя сегодня  Либеральная партия. Правее неё только открыто излагающие свои планы и цели  радикальные унионисты.

В этой партии в последнее время произошли весьма любопытные перемены. Михай Гимпу, которого многие считали всего лишь председателем партии, но не лидером, а место ледера отдавали его молодому племяннику Дорину Киртоакэ, значительно укрепил свои позиции не только во власти, но и в партии, став её настоящим лидером.

Этому, конечно, в немалой степени способствовал факт избрания его председателем парламента и последующего вручения ему мандата временно  исполняющего обязанности  президента Молдовы.

Фактически, Михай Гимпу сегодня – первое должностное лицо в Молдавском государстве. Судя по его поведению, он вовсе не намерен спешить с роспуском парламента (по причине неизбрания президента) и проведением досрочных парламентских выборов, поскольку не желает уступать это «хлебное» во всех отношениях  место кому-либо другому.  Поэтому вовсе неслучайно, что о  Либеральной партии сегодня  всё чаще говорят как о «партии Михая Гимпу».

Либеральная партия заняла сегодня ту самую политическую нишу, которую ранее занимала ХДНП Юрия Рошки,  и достаточно прочно входит в обойму «проходных партий», имея реальные шансы снова попасть в парламент.

С одной стороны, это значит, что ЛП на длительную перспективу перекрыла ХДНП путь в парламент. Но, с другой стороны, это свидетельствует о том, что электоральный потенциал ЛП будет таким же ограниченным по количеству избирателей,  готовых голосовать за неё, каким он был  в свое время у ХДНП.

Во многом благодаря усилиям Михая Гимпу, в Либеральной партии идёт всё более заметный процесс её маргинализации и примитивизации. Это значит, что в 2010 году Либеральная партия не сможет стать общенациональным политическим лидером. Такой же перспективы лишены и её нынешние лидеры.

Можно предположить, что эта партия на досрочных парламентских выборах, если они пройдут в 2010 году,  будет бороться за 7-10 процентов голосов избирателей. Это её максимум.

Намного сложнее у неё будет ситуация на местных выборах в 2011 году. Весьма велики шансы того, что вице-председатель ЛП Дорин Киртоакэ проиграет новую битву за пост мэра Кишинева, так как в 2010 году его личный рейтинг может значительно упасть.

Сегодня уже вполне очевидно, что Дорин Киртоакэ явно «не тянет» на роль настоящего хозяина молдавской столицы, по причине чего она всё больше приходит в запустение.  После ухода в оппозицию коммунистов, на происки которых либералам ранее можно было списывать все промахи и неудачи молодого градоначальника, это становится всё более заметно.

Так что, вполне возможно, что 2010 год станет годом заката политической карьеры молодого либерала Дорина Киртоакэ.

Единственный вариант, который может этому воспрепятствовать,  это избрание Дорина Киртоакэ (вместо Михая Гимпу)  председателем Либеральной партии. Впрочем, возможность практической реализации этого благотворного для ЛП варианта (из-за неконструктивной и эгоистичной позиции её председателя Михая Гимпу)  пока под очень большим вопросом.

Либерально-демократическая партия Владимира Филата

Правый центр сегодня прочно занимает молодая, но динамичная и активная Либерально-демократическая партия (ЛДПМ) во главе с Владимиром Филатом.

Если обратиться к историческим аналогиям, то, фактически,  это существенно помолодевшая и, что особенно важно,  поумневшая партия (ПВСМ) первого президента Молдовы Мирчи Снегура.

Она чуть-чуть унионистская, чуть-чуть русофобская, чуть-чуть демократическая, чуть-чуть либеральная. И вовсе не случайно, что  в неё дружно потянулись засидевшиеся в политическом резерве бывшие сторонники и соратники Мирчи Снегура.

Однако сам лидер ЛДПМ Влад Филат начисто  лишен многих черт Мирчи Снегура. В отличие от первого президента Молдовы, который был больше чиновником – партаппаратчиком «старой закваски», чем политиком, и имел характер мнительный и обидчивый, Влад Филат, прежде всего, бизнесмен и политик в одном лице, цельный, цепкий  и достаточно жёсткий человек.

Он не из тех, кто обижается. Он из тех, кто сам  обижает. Бизнес стал для него  суровой школой жизни, которая  намного круче по сравнению  с ВПШ (Высшей партийной школой) «старой политической гвардии» –  выходцев из КПСС.

Всё объективно свидетельствует о том, что в  2010 году Либерально-демократическая партия будет расти и укрепляться. У неё есть все шансы стать одной из ведущих политических сил, а у её лидера Влада Филата есть возможность  закрепиться в первой тройке наиболее влиятельных политиков Молдовы.

Учитывая личные политические амбиции Влада Филата, можно предположить, что в 2010 году он постарается занять первую строчку в рейтинге молдавской политики, обойдя Мариана Лупу и Владимира Воронина.

Более того, у него, скорее всего,  может появиться (либо уже появилось, но пока, в силу соображений тактического характера, открыто не афишируется) желание добиться через прямые всенародные выборы поста президента Республики Молдова. Естественно, лишь при том принципиально важном для Филата условии, что  президентские полномочия будут значительно расширены и усилены, вследствие чего президент сможет руководить правительством.

Основным политическим конкурентом за право национального лидерства Владимира Филата, сегодня считается лидер Демократической партии Мариан Лупу.

Конечно, с точки зрения высших интересов народа и государства, Филат и Лупу  должны бы договориться между собой о конструктивном сотрудничестве.

Но есть большие сомнения в том, что согласие и сотрудничество между Филатом и Лупу могут стать реальностью в 2010 году, когда начнётся открытая подготовка к досрочным парламентским выборам и они автоматически станут по отношению друг к другу политическими конкурентами.

Хотелось бы, однако,  надеяться,  что при всём этом они всё-таки не перейдут ту тонкую грань, за которой неизбежно начнётся полоса раздоров и  раскола между ними, в том числе  и в новом парламенте.

Что касается отношений между либерал-демократом Владом Филатом и  коммунистом Владимиром Ворониным, то,  думается, что со стороны премьер-министра будет проводиться и далее политика «кнута и пряника» по отношению к экс-президенту.

Как политический конкурент и оппонент,  Владимир Воронин уже не слишком беспокоит Влада Филата, так как время славы и успехов партии Воронина проходит.

Но вот как лидер всё ещё достаточно мощной парламентской Партии коммунистов (ПКРМ), которая может существенно ослабить позиции Мариана Лупу и возглавляемой им Демократической партии (ДПМ), особенно в случае прямых выборов президента, Воронин весьма интересен Филату, так как  потенциально способен не пропустить Мариана Лупу во второй тур.

Мариан Лупу и Демократическая партия Молдовы

Для  попавшей впервые за все годы своего существования в парламент самостоятельно Демократической партии и её нового лидера Мариана Лупу 2010 год, судя по всему, грозит стать  одним из самых трудных.

Проект «Мариан Лупу – президент!» сегодня уже фактически ушёл из информационного поля Молдовы. Других же проектов такого уровня партия пока не  предложила.

Впрочем, некоторые информированные источники в самой Демпартии утверждают, что это якобы всего лишь «временное. тактическое затишье». По их словам, у Демпартии есть некие новые качественные «заготовки», которые уже вскоре станут достоянием общественности.

Так ли это, на самом деле, судить пока из-за отсутствия достоверной информации трудно. Во всяком случае, однако,  Мариан Лупу должен чётко и ясно понимать, что  от него лично и от возглавляемой им партии ждут не только очередных «дежурных комментариев»  по поводу тех или иных событий и инициатив, а именно позиции – принципиальной, чёткой, ясной, а в отдельных случаях и достаточно жесткой.

В то же время надо признать, что Демпартия переживает сейчас очень непростой период. Она лихорадочно  ищет возможности усилиться и закрепить за собой место в большой политике. Один из вариантов – это начало объединительного процесса вокруг Демократической партии всех ныне разрозненных местных политических сил социал-демократической ориентации.

Генеральный курс руководством ДПМ выбран, скорее всего,  правильный, но вот в чисто техническом плане «объединительная политика» Демпартии изобилует большими и малыми огрехами, проводиться откровенно неуклюже и непоследовательно, а потому пока сколько-нибудь ощутимых результатов не приносит.

Происходит это, по большому счёту,  по той причине, что Демпартия вместо того, чтобы вести курс на объединение вокруг себя потенциальных союзников через реализацию совместных политических проектов, через общую политическую работу, через создание коалиции с непарламентскими партиями и отдельными популярными политиками второго плана, отдаёт предпочтение методам «закулисной дипломатии». Как итог – отсутствие  сколько-нибудь  весомых практических результатов.

В общем и целом, новый 2010 год во многом станет для Демократической партии определяющим. У партии, несомненно,  есть определённый потенциал для того, чтобы стать лидером всех левоцентристских политических сил Молдовы, оттеснив от этой роли  Партию коммунистов.

Но пока есть немалые сомнения в том, что лидерам и активу Демпартии хватит выдержки, политической воли, решительности, креатива, чтобы выиграть борьбу с ПКРМ за право занять это место.

 

 От того, сумеет ли Демпартия реализовать этот проект, зависит и политическое будущее её председателя – Мариана Лупу. Или он покажет, наконец, наличие у него бойцовских качеств, или же ему следует забыть о своих властных амбициях.

 

Партия коммунистов и политическое будущее Воронина

У Партии коммунистов (ПКРМ), впервые после 2001 года оказавшейся в оппозиции, ситуация также очень сложная.  Безусловно, у неё пока сохраняется весьма большой запас прочности. Но нельзя не признать, что он,  как известная «шагреневая кожа»,  всё более сокращается с каждым новым уголовным делом, открываемым Генпрокуратурой на бывших коммунистическими руководителей.

Если  получит продолжение и будет раздут в СМИ скандал, связанный с богемным образом жизни сына экс-президента Воронина, будут проведены детальные расследования на предмет выявления источников поступления денег на его банковские счета, то авторитет не только Воронина, но и самой ПКРМ, а, следовательно, и её электоральный рейтинг,  могут  лавинообразно обрушиться и в дальнейшем способствовать развалу и уходу  партии с политического поля Молдовы.

Есть основания полагать, что если Воронину и его команде не удастся добиться проведения досрочных парламентских выборов весной 2010 года, на чём они настаивают сегодня, то к осени Партия коммунистов, всё более жёстко теснимая  правящим либерально-демократическим Альянсом на всех направлениях политической борьбы, теряющая свой актив, свой электорат и свою материально-техническую и финансовую базу, а главное, свои СМИ,  может утратить роль ведущей политической силы Молдовы.

Аналогичная судьба ждет и престарелого лидера ПКРМ, экс-президента Владимира Воронина, который  из последних сил играет плохо ему удающуюся роль национального политического лидера.

Главная беда Партии коммунистов Молдовы заключается в том, что она так и не смогла до сих пор выработать адекватную общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране линию поведения, которая сделала бы её более привлекательной для подавляющего большинства избирателей.

 

 Пропагандистская машина ПКРМ работает по-прежнему мощно, но при этом  слишком прямолинейно, без изысков и новаций, а иногда и вообще откровенно тупо и грубо, без учёта происходящих перемен в общественных настроениях.

 

 Постоянное муссирование прокоммунистическими СМИ вырванных из контекста цитат из выступлений отдельных политиков, относящихся к лагерю правых сил, не может  пока убедить думающую часть общества в том, что к власти в Молдове пришли исключительно «фашисты-унионисты», которые намерены погубить страну.

Своих собственных креативных идей у ПКРМ сегодня нет. Недавние попытки главы самой богатой семьи в Молдове призвать бедствующий молдавский народ отрывать от себя последние деньги, чтобы жертвовать их  на строительство нового Мемориала взамен взорванного грузинским президентом Михаилом Саакашвили в Кутаиси, выглядят вообще неприлично, особенно на фоне  информации о миллионных тратах его сына Олега Воронина.

К тому же многие граждане Молдовы вспоминают, как ещё совсем недавно Воронин «нежно дружил» с Саакашвили, как тот, в свою очередь,  поддержал его на парламентских выборах в 2005 году, как вместе они реанимировали ГУАМ, и в их души невольно закрадывается сомнение в искренности этого шага лидера ПКРМ.

Складывается впечатление, что  ПКРМ и её лидер Владимир Воронин всё ещё живут вчерашним днем, упорно не замечая, что он уже прошёл и стал историей…

Группа Цуркана – Степанюка

Ещё одна  интрига 2010 года – это политическая судьба отколовшейся от ПКРМ группы Цуркана-Степанюка.

Можно, конечно,  найти логичное объяснение тому, почему эти люди, уйдя из выпестовавшей их Партии коммунистов,  не связали свою дальнейшую политическую судьбу ни с одной из партий правящей либерально-демократической коалиции.

Во-первых, им, безусловно,  совершенно ясно, что они там не очень-то и нужны.

Во-вторых, они явно не желают связывать свою политическую судьбу с партиями власти, поскольку  лично для себя ничего от этого не выиграли бы, но взяли бы на себя реальные и мнимые грехи Альянса.

Однако трудно понять, почему они не могли или не захотели найти общий язык с руководством внепарламентской, конструктивно оппозиционной Социал-демократической партии (СДПМ) Дмитрия Брагиша и войти в её состав?

Вероятно, виноваты в этом обе стороны. Если бы им всё же удалось договориться, то  они получили бы реальный шанс на прохождение – общими, объединёнными усилиями –  в парламент на новых выборах.

Но что-то пока (или вообще?) у них «не срослось»  и, судя по всему, они намерены  – каждый по отдельности –  реализовывать свои собственные политические проекты.

Впрочем, вариантов у них не так уж и много. Группа Цуркана-Степанюка, возможно, возьмется за  какую-нибудь засидевшуюся в безвестности  и считающуюся бесперспективной партию, чтобы попытаться  её «оживить». В политической истории, как известно,  такие случаи имели место, в том числе и в Молдове.

Например, подлинное политическое чудо совершил в 2009 году ушедший из ПКРМ Мариан Лупу, когда  «оживил» потерявшую всякую надежду на электоральный успех Демократическую партию и привел её  в парламент.

Но есть  большие  сомнения в том,  что подобный  подвиг можно будет повторить и в 2010 году, поскольку лимит на политические чудеса в Молдове исчерпан.

Будет весьма жалко, если политики, входящие в группу Цуркана-Степанюка,  не поймут эту истину  и невольно повторят незавидную судьбу тех, кто уже выбирал такого рода «путь в никуда» и в итоге проиграл.

Группа Цуркана-Степанюка могла бы стать той силой, вокруг которой могли бы собраться все те, кто не может больше находиться в «ордене меченосцев» Воронина-Ткачука и хотел бы реализовать себя как гражданин и политик в совершенно новой, модернизованной и реформированной ПКРМ, пусть и под другим названием.

Но для этого, если уж они не могут найти общий язык с социал-демократами (а это для них был бы самый идеальный вариант), им нужно решиться на создание новой партии. Это, конечно, более сложный и  трудоемкий вариант.

Но это будет именно их проект,  и под него к ним могут прийти все те, кто пока находиться в составе ПКРМ, не видя ей альтернативы. Самое же главное заключается в том, за такой проект смогут голосовать бывшие избиратели Партии коммунистов.

Появление в молдавской политике  Николая Черного

Сложнее спрогнозировать варианты действий Николая Черного. Все в Молдове о нём отзываются как о блестящем менеджере. Но менеджер в одной из ведущих мировых компаний «ЛУКОЙЛ» и политик  в Молдове – это очень разные вещи.

Если Николай Черный на ближайшие годы ставит перед собой только цель стать мэром столицы Молдовы, то в этом деле ему многие могут искренне помочь. Знающие люди понимают, что возможный приход Николая Черного на этот пост –  это большая удача для нуждающегося в твёрдой хозяйской руке города.

Но если амбиции Николая Черного распространяются на всю Молдову, то вряд ли  он найдет много соратников, которые захотят идти за ним в неизвестность и вместе с ним сражаться в 2010 году против Владимира Филата и  Мариана Лупу.

Конечно, Николай Чёрный  может рискнуть, потратив 7-10 миллионов евро на создание «собственной партии» и на её избирательную кампанию. Но есть большие сомнения в том, что и в этом случае результат для «партии Чёрного» будет положительный.

Если же свой «большой политический проект» он решит запустить после победы на выборах в Кишиневе, выступая на них как независимый кандидат или как лидер партии,  созданной под местные выборы, то у него могут появиться хорошие перспективы.

Социал-демократическая партия Дмитрия Брагиша

Не представляется возможным пока точно спрогнозировать судьбу хиреющей на глазах Социал-демократической партии (СДПМ). В нынешнем своем виде и состоянии она явно неконкурентоспособна. Причём проблема заключается вовсе не в том, что у партии нет финансовых и медийных ресурсов. Все это дело наживное.

Куда хуже, что у СДПМ нет воли к победе, нет желания каждый день, каждый час биться за победу, за прохождение в парламент. Внутренняя борьба, мелкие интриги, закулисные сговоры захлестнули партию Дмитрия Брагиша. В таком состоянии ей реально грозит самоуничтожение.

Весьма странно, что всё это происходит  в то самое время, когда СДПМ занимает одну из самых перспективных политических площадок, которая сама по себя могла бы дать ей мощный старт в избирательной кампании.

СДПМ не вошла в правящую коалицию, и это явная ошибка Альянса, которому надо наращивать свой потенциал и за счет внепарламентских партий. Но СДПМ не заняла также и сторону агрессивно-оппозиционной ПКРМ, не стала выстраивать с ней какие-либо  партнёрские отношения.

У СДПМ появилась возможность занять нишу конструктивной оппозиции. Она может позволить себе критиковать как власть нынешнюю, так и ошибки прежней власти, плоды которых Молдова пожинает сегодня.

Сможет ли СДПМ в 2010 году переломить неблагоприятную для себя ситуацию? Вероятно, сможет, но только в том случае, если партия полностью, с самого первого дня нового 2010 года мобилизуется с прицелом на досрочные парламентские выборы.

Тогда у партии появится боевой настрой, появится воля к победе,  появятся финансы, откроются медийные ресурсы. При этом нельзя исключать, что партия на выборы может пойти в блоке, в котором будут объединены все социал-демократические силы Молдовы, или объединившись в одну партию с Демократической партией Молдовы.

О ситуации в Приднестровье и перспективах объединения  Молдовы

2010 год явно не станет прорывным в деле решения проблемы объединения левого и правого берегов Днестра. И в Тирасполе, и в Кишиневе будут решать свои собственные политические проблемы.

Предполагается, что партия «Обновление» при поддержке ряда московских политиков и экспертов, сделает всё для того, чтобы максимально ослабить позиции президента ПМР Игоря Смирнова в 2010 году.

Возможно даже, что его заставят сдаться и  добровольно уйти в отставку. Одновременно партия «Обновление» постарается закрепить свои позиции в органах местной власти, а потом и в парламенте Приднестровья.

Плюсы партии «Обновление» и её лидера экс-спикера ВС ПМР Евгения Шевчука –  это наличие сплочённой команды и хорошей ресурсной базы в Приднестровье, а также  сильное лобби в Москве.

Игорь Смирнов в этом отношении сильно проигрывает своим нынешним политическим оппонентам. Да, у него, безусловно,  есть харизма, чего пока явно недостает Евгению Шевчуку, но на одной воле и характере ситуацию переломить в свою пользу ему будет очень трудно, практически невозможно.

Чтобы победить, Игорь  Смирнов должен будет играть неординарно, делать сильные и неожиданные для соперников ходы. Например, предложить изменить несколько статей Конституции, что позволило бы ввести пост премьер-министра,  и предложить на эту должность Евгения Шевчука. Тем самым, одномоментно все социально-экономические проблемы со спины Смирнова были бы  переложены на спину его оппонента Шевчука. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для его политической карьеры.

Возможны, конечно,  и другие решения. Но для этого Смирнову нужно кардинально обновить свою команду «ветеранов», пригласив в неё молодых, креативно мыслящих специалистов.

Что касается самой проблемы урегулирования Приднестровского конфликта, то здесь  со стороны Тирасполя вряд ли стоит ожидать  каких-либо новых инициатив.

Политическая элита на левобережье Днестра твёрдо стоит на позиции достижения независимости Приднестровья и сама по себе от  этой позиции никогда не откажется.

Готов ли  что-то новое и «прорывное» предложить Тирасполю в этом плане официальный Кишинев?  Судя по всему, никаких  новых кардинальных, а тем более «прорывных»  предложений со стороны Кишинёва  не последует.

Известно, что в кишинёвских коридорах власти бродит и обсуждается в кулуарах некая «записка» одного из политических лидеров, в которой предлагается совместное построение нового, по своей сути, Молдавского  государства, которое никто не будет больше упрекать в том, что это «изобретение Сталина» или  «продукт деятельности коммунистов», то есть государства, никак не связанного ни с нормативно-правовой основой Пакта Молотова-Риббентропа, ни с Потсдамской системой.

Автор этой «записки» считает, что самый оптимальный вариант – это новое территориальное устройство Молдавского государства, с особым статусом Приднестровья.

Речь идёт, таким образом,   о «земельной федерации»  по типу государственного устройства ФРГ.

Самый реальный способ урегулирования Приднестровского конфликта, по мнению автора «записки», это исторический компромисс левого и правого берегов Днестра под солидные международные гарантии безопасности.

Молдова, согласно предложениям, изложенным в «записке», должна будет пересмотреть идею классического унитарного Молдавского государства, а Приднестровье должно будет пересмотреть свою идею борьбы за  независимость.

Главный приз обеим сторонам в случае реализации этих планов  – это стабилизация общественно-политической, экономической и социальной ситуации, укрепление модернизированного молдавского государства и, как следствие, приток инвестиций из ЕС, России и США, гармонизация межнациональных отношений в регионе.

По мнению автора «записки», три главные идеи, которые должны стать фундаментом объединительного процесса,  это  прагматизация (экономизация), гуманитаризация и интернационализация процесса урегулирования.

Однако есть очень большие сомнения в том, что такой новый подход  к проблеме Приднестровского урегулирования, несмотря на его несомненные достоинства, может быть принят и поддержан правящим либерально-демократическим Альянсом.

О молдавско-российских отношениях

С известной долей осторожности можно утверждать, что 2010 год может стать годом активного вхождения всевозможных российских фондов, институтов, аналитических центров в Молдову.

Возможно, по примеру Румынии, которая уже давно начала и настойчиво проводит сегодня настоящую информационную атаку на Молдову, создавая здесь свои мощные медийные холдинги, ориентированные не только на молдаван, но и на русскоязычное население,  россияне в 2010 году предпримут попытку на базе одного из своих телевизионных каналов создать в Молдове собственный  медийный холдинг.

В общем, следует ожидать заметного повышения активности России в Пруто-Днестровском регионе. Эта активность будет проходить как по линии государственных органов, так и бизнеса, а также  через различные гуманитарные проекты.

Об участии в политике русскоязычных граждан Молдовы

В конце восьмидесятых –  начале девяностых годов прошлого века русскоязычные граждане Молдовы достаточно активно участвовали в политической жизни страны. Однако затем наступил ощутимый спад, который продолжается по сей день.

Но сегодня поступает информация о том, что в 2010 году ситуация в этом плане может измениться.

Уже активно обсуждается вопрос о создании партии русскоязычных граждан (партии национальных меньшинств), либо участии активных представителей национальных меньшинств в деятельности той или иной уже существующей политической партии  или в новом политическом проекте.

Эти обсуждения ведутся как на уровне этнических общин, так  и административных территорий с компактным проживанием гагаузов, болгар, украинцев, русских.

Выборы и перспективы Молдовы

Молдова в её нынешнем состоянии чрезмерно отягощена большими и малыми политическими проблемами, многие из которых грозят стать хроническими, если вместо своего решения будут и далее загоняться вглубь и замалчиваться.

Преодоление этих проблем напрямую зависит от способности политического класса Молдовы подняться над своими сиюминутными, эгоистичными интересами, преодолеть свои идейные расхождения и сплотиться для того, чтобы совместными усилиями удержать страну на краю политической, экономической и социальной пропасти, к которой её подталкивает чрезмерно затянувшийся внутренний политический кризис.

Новый 2010 год, безусловно,  будет предельно сложным для Молдовы.

Очень трудно заниматься какой-либо созидательной работой по реформированию страны, когда она вновь стоит перед началом избирательной кампании, которая, судя по всему,  будет отличаться особым политическим накалом, бескомпромиссностью  и жёстким противостоянием партий власти и оппозиции.

Оказавшиеся неожиданно для себе в оппозиции, руководящие коммунисты прекрасно понимают, что им грозит персонально, если они не вернут себе власть на предстоящих выборах.

Но и лидеры и активисты партий, сформировавших новую власть в лице либерально-демократического Альянса «За европейскую интеграцию»,  также хорошо понимает, что будет с ними самими, если коммунисты снова победят и  вернут себе  власть в Молдове.

Как это ни прискорбно, но следует честно признать, что борьба на предстоящих досрочных парламентских выборах будет вестись, главным образом,  вовсе не за будущее Молдовы, не за новые пути и методы модернизации страны, а, прежде всего,  за «хлебное» место у кормила власти, за личное физическое выживание политических лидеров и сохранение ими всего нажитого (неважно, каким способом) добра и богатства.

Но, как бы там не было, совершенно ясно, что только весомая, не вызывающая сомнений победа одной из противоборствующих политических сил может реально вывести Молдову из бесконечной череды нынешних политических войн.

Конечно, самым лучшим вариантом стало бы появление на политической сцене Молдовы и победа «третьей силы», решительно вставшей между правыми и левыми партиями и положившей конец их «войне на уничтожение», но пока вероятность такого оптимистического варианта развития событий  чрезмерно мала.

Самым же худшим вариантом стало бы повторение трагических событий 5-7 апреля 2009 года, когда не добившаяся запланированной победы над соперниками та или иная политическая сила, участвовавшая в досрочных парламентских выборах, попытается решить вопрос о власти методами «уличной дипломатии», прибегнув к услугам радикалов и экстремистов, присутствие которых в Молдове явственно обозначилось во время штурма и разгрома зданий Президентуры и Парламента.

Судя по всему, опасность нового взрыва политического насилия в Молдове сохраняется.

Всё это требует от молдавского общества в новом 2010 году предельной бдительности и осмотрительности, чтобы не позволить никаким экстремистам и радикалам втянуть страну в новый цикл политических потрясений, угрожающих её независимой государственности.

Главным лозунгом для всех патриотов Молдовы, независимо от их политических симпатий и антипатий, в 2010 году должен стать призыв к единству, к солидарности и взаимодействию во имя мира и социального прогресса, во имя сохранения и упрочения  Молдавского государства.

ava.md