iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Штефан Гуцу: Друзья и враги российских миротворцев на берегах Днестра

Кому и почему вдруг срочно потребовалось сменить формат миротворческой операции, заменить российских миротворцев на «голубые каски» ООН, «совместный контингент» ГУАМ или даже «полицейские силы» НАТО?

 «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими», — сказано в «Евангелии от Матфея». Действительно, что может быть лучше мира и что может быть выше миротворчества, то есть содействия установлению и поддержанию мира? Для любого здравомыслящего человека мир на Земле кажется таким же естественным,  как вода в реке, как  утренняя роса, как рассвет и закат. Людям хочется верить, что так  было, есть и будет всегда,  но мир, на самом деле, очень уязвим  и хрупок. Особенно страшно, когда брат поднимает оружие на брата. Такая война оставляет после себя долго не заживающую рану в людском сознании, боль от которой стучит в людские сердца и провоцирует новые распри и конфликты.

Для того, чтобы они не переросли в новую братоубийственную войну, существуют миротворцы, которые, остановив вооруженный конфликт, став между двумя бывшими врагами и, не давая им возможности снова попытаться решить спор между собой при помощи оружия, создают ситуацию, при которой обе стороны могут сесть за стол переговоров и мирными средствами, на паритетной основе урегулировать все возникшие между ними проблемы.  

Осенью 1991 года – весной и летом 1992 года на берегах Днестра бушевал вооружённый конфликт между Кишинёвом и Тирасполем. Развязавшая его молдавская сторона утверждает, что ею целью являлось установление конституционного порядка на Левобережье, отказавшемся подчиняться Кишинёву. Приднестровцы, напротив, уверены, что защищали свой отчий дом и своё право жить так, как считают необходимым, не подчиняясь ничьему диктату. И только решительное вмешательство России, поддержанной Украиной, не позволило этому конфликту, жертвы которого к июлю 1992 года исчислялись  многими сотнями убитых и тысячами раненых, в том числе мирных жителей – стариков, женщин и детей, вылиться в полномасштабную гражданскую войну.

29 июля 1992 года, в Приднестровье были введены российские миротворцы, которые  на основе соглашения «О принципах мирного урегулирования» от 21 июля 1992 года  вошли затем в состав Совместных миротворческих сил, сформированных тремя сторонами – Россией, Молдовой и Приднестровьем. Был создан руководящий орган, который возглавил миротворческую операцию — Объединённая Контрольная Комиссия.  С момента ввода СМС приступили к разводу конфликтующих сторон, разъединили их, определили места, куда сосредоточить технику и вооружение, куда вывести воинские формирования. Сразу после этого они приступили к разминированию местности. Ситуация  в Приднестровье сегодня стабильна. Пули над головами не летают, люди спокойно живут, учатся, работают, создают семьи верят в то, что миротворцы никому не дадут возможности   нарушить мир. Люди твердо уверены в том, что пока в Приднестровье находятся российские миротворцы,  и Молдова, и Приднестровье будут жить в мире и спокойствии.

Откуда же тогда взялся распространяемый не только западными, но и молдавскими политиками насквозь лживый миф о  «неэффективности миротворческой операции», проводимой Россией? Кому и почему вдруг срочно потребовалось сменить формат миротворческой операции,  заменить российских миротворцев на «голубые каски» ООН, «совместный контингент» ГУАМ или даже «полицейские силы» НАТО?

Ведь свою главную задачу — сохранять мир на Днестре, российские миротворцы успешно решают, а всё остальное – это уже проблема самих политиков. И вовсе не вина российских миротворцев, не вина пославшей их сюда России, взявшей на себя роль гаранта процесса мирного урегулирования,  в том, что молдавские и приднестровские политики никак не могут договориться между собой вот уже 17 лет, прошедшие после прекращения вооружённой фазы конфликта, никак не могут найти общие подходы к решению тех острых проблем, которые спровоцировали этот конфликт и продолжают и сегодня оставаться «миной замедленного действия», способной в любой момент взорвать хрупкий мир.  

К сожалению, всплески национализма, который на правом берегу Днестра вновь и вновь даёт о себе знать, независимо от того, стоят ли у власти в Кишиневё коммунисты или либералы с демократами, постоянные колебания внешнеполитического вектора Молдовы между стратегическим партнёрством с Россией, интеграцией в СНГ  и стремлением  поскорее войти в Евросоюз, а сегодня уже  и в НАТО, либо вообще объединиться с Румынией, это вовсе не те позитивные факторы, которые могли бы сблизить Кишинев и Тирасполь.

Заявления о том, что быстрое и радикальное улучшение уровня жизни в Молдове немедленно приведет к тому, что все приднестровцы тут же сами откажутся от идеи добиваться международного признания своей государственности (а после прецедента Косово, где «миротворцы» НАТО однозначно стали на сторону албанских сепаратистов, чем способствовали  отрыву края от Сербии и признанию его в качестве независимого государства,  это стремление у них ещё более усилилось) и захотят объединения, также не выдерживают никакой критики и предназначены, по большому счёту,  не столько приднестровцам, сколько США и Западу, чтобы получить от них как можно больше финансовой помощи под проект «реинтеграции» Республики Молдова.  Но деньги на этот проект, как известно, Вашингтон и Брюссель согласны выделить только тогда, когда Кишинёв – любыми средствами – заставит Россию убрать своих миротворцев из Приднестровья.

С приходом к власти в Молдове в 2001 году коммуниста Воронина приднестровцы предполагали, что произойдет интенсификация переговорного процесса и достижение взаимоприемлемого решения по урегулированию конфликта. Но, к большому сожалению, «добрых намерений» Воронина  хватило не надолго, а потом официальный Кишинев, поощряемый Вашингтоном и Брюсселем, вновь перешёл по отношению к Тирасполю к политике шантажа, давления и запугиваний. Особенно острый характер эта политика Кишинёва приняла после срыва Ворониным подписания в ноябре 2003 года «Меморандума Козака», дававшего реальный шанс на урегулирование конфликта и реинтеграцию страны на федеративной основе.

В июне 2006 года тогдашний председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт на встрече с министром реинтеграции Молдовы Василием Шовой заявил, что ОБСЕ готова выделить 10 миллионов евро на вывод российских войск из Приднестровья. По мнению Карела де Гюхта, российских миротворцев должна заменить некая «миссия международных наблюдателей».   Это требование ОБСЕ поддержали делегация 17 стран НАТО, а также страны ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова) которые призвали Россию «в обязательном порядке» выполнить обязательства по выводу войск с территории Молдовы.

  При этом и Брюссель, и официальный Кишинёв почему-то «забыли», что основополагающим документом по урегулированию приднестровского конфликта является Меморандум об основах нормализации отношений между республикой Молдова и ПМР от 8 мая 1997 года, подписанный в Москве представителями Молдовы и Приднестровья при посредничестве Украины и России, который  четко оговаривает обязательное участие приднестровской стороны в обсуждении внешнеполитических вопросов, затрагивающих её интересы. Позиция же ОБСЕ, НАТО и ГУАМ является продолжением политики силового давления на ПМР и никак не способствует мирному урегулированию приднестровского конфликта.

 В октябре 2007 года министр иностранных дел Молдовы Андрей Стратан, выступая с трибуны ООН, заявил, что российских миротворцев, которые находятся в  Приднестровье, следует немедленно поменять на «многонациональную гражданскую миссию». По словам Стратана, российские войска «находятся на территории Молдовы против ее воли» и «мешают укреплять её  безопасность», а неурегулированность приднестровского конфликта соответствует «политическим и мафиозным интересам некоторых иностранных сил».

Правда, накануне парламентских выборов в 2009 году президент Владимир Воронин и его компартийная команда, остро нуждаясь в поддержке со стороны России и русскоязычных избирателей,  вдруг «сменили пластинку» и заговорили «об исключительной ценности российской миротворческой операции».  Тем не менее, по словам Воронина, «миротворческие задачи Россией добросовестно выполнены еще несколько лет назад. Поэтому сегодня мы ставим вопрос о гражданских гарантийных силах. Мы допускаем наличие гражданских наблюдателей, но не военных миротворцев». Как говорится, «и нашим, и вашим».

Но вот прошли выборы, вначале – апрельские, так и не давшие Молдове полностью сформированной вертикали власти, затем июльские, досрочные, давшие стране «полувласть» в лице «двуединого» спикера — врио президента либерала Михая Гимпу и премьера либерал-демократа Владимира Филата плюс неизбранного кандидата в президенты демократа Мариана Лупу, и эстафету в процессе приднестровского урегулирования у коммунистов перехватил правящий либерально-демократический Альянс «За европейскую интеграцию», обещавший до выборов, что вся его политика, в том числе и в приднестровском вопросе,  в корне будет отличаться, естественно, в самую лучшую сторону, от «неэффективной» политики коммуниста Воронина и его команды.

Однако, вопреки всем обещаниям, надеждам и ожиданиям, представители АЕИ «с места в карьер» вновь завели всю ту же старую песню о якобы «мешающих приднестровскому урегулированию» российских миротворцах, которую до них почти восемь лет исполняла команда Воронина. Врио президента Молдовы, председатель парламента Михай Гимпу заявил, что «Россия взяла на себя обязательства по выводу российских войск и должна выполнить эти обязательства…Коль скоро Россия признала независимость Молдавии, она не должна навязывать свои правила, должна вывести свои войска и соблюдать наши права». По словам Михая Гимпу, «с начала конфликта в регионе прошло уже почти 20 лет, ситуация изменилась и теперь никто не хочет воевать. Это не очень правильно, сохранять российские войска в Молдове, потому что есть какие-то опасения. Русская пословица гласит, что «Где стоит чужой солдат, там пахнет порохом».

Отвечая на этот демарш новых властей Кишинёва, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что вопрос о нахождении российских миротворческих сил в Приднестровье необходимо решать в контексте общего урегулирования. Говоря  о возможности смены формата миротворческой операции в зоне молдо-приднестровского конфликта, Сергей Лавров сказал: «Думаю, ещё необходимо для нового руководства Молдовы разобраться во всех тонкостях той ситуации, в которой находится процесс приднестровского урегулирования». Он предложил «не ставить с ног на голову» вопрос о российских миротворцах в Приднестровье и напомнил, что российский контингент находится там не потому, что этого так сильно хочет Россия, а потому, что он выполняет очень важную миссию – охраняет огромное количество боеприпасов. Их вывоз был прекращен из-за того, что прежнее руководство Молдовы в 2003 году сорвало подписание известного «Меморандума Козака».

«Как только переговорный процесс возобновится, войдет в нормальное русло, убежден, что его частью станет и вывоз оставшихся боеприпасов», – отметил министр. Он добавил, что «российские, а также украинские миротворцы с двух сторон обеспечивают нормальное функционирование, в том числе и административной границы между Приднестровьем и остальной частью Молдовы».

Однако надежды на то, что переговорный процесс по вопросу о приднестровском урегулировании войдёт, наконец,  в нормальное русло, к сожалению, сегодня всё ещё нет, так как у правящих в Кишинёве либерал-демократов отсутствует единое мнение относительно решения приднестровского вопроса.  9 ноября 2009 года в Кишиневе прошла встреча делегации ОБСЕ, возглавляемой специальным представителем действующего председателя ОБСЕ Караламбосом Христополусом с представителями фракций молдавского парламента. Ранее, 6 ноября с.г., в Вене состоялись консультации по приднестровскому урегулированию в формате «5+2», организованные по инициативе действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Греции Димитриса Друцоса.

Но, по словам  экс-министра реинтеграции, депутата парламента от фракции ПКРМ Василия Шовы, на встрече с делегацией ОБСЕ «каждая парламентская фракция представила свое собственное видение дальнейшего развития процесса урегулирования, свои взгляды, свои подходы к этому вопросу. …К сожалению, мы не услышали единого мнения Альянса — как он выражает свое отношение к процессу приднестровского урегулирования…В некоторых вопросах позиции, выраженные представителями либерально-демократической парламентской коалиции, диаметрально противоположны…Эти разногласия — которые заметны — их вряд ли удастся преодолеть в ближайшем будущем между партиями, которые входят в сегодняшний альянс».

А ведь ещё 15 сентября 2009 года Партия коммунистов Республики Молдова предложила всем парламентским фракциям подписать Декларацию о политических принципах восстановления гражданского единства и мирного разрешения приднестровского вопроса. Один из основных пунктов документа предусматривает «утверждение гражданского единства и территориальной целостности исключительно мирными средствами, на основе демократических стандартов и ценностей, твердой и сбалансированной поддержки международного сообщества (в формате пять плюс два), и при готовности предоставления Приднестровью в составе Республики Молдова особого статуса в форме республики». Однако ЛП, ЛДПМ, АНМ и ДПМ — партии, входящие в либерально-демократическую коалицию, отклонили данную инициативу, отказавшись предварительно обсудить её в парламенте. Очень странная позиция.

Что касается Тирасполя, то, как заявил 11 ноября 2009 года министр иностранных дел непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Владимир Ястребчак, «только разрешение проблем, список которых был передан приднестровскими властями официальному Кишиневу, станет оптимальным тестом на готовность двух сторон к реальному диалогу. Этот список включает в себя проблемы по целому ряду направлений. В него включены проблемы железнодорожного сообщения, налогообложения приднестровских предприятий, экспортно-импортных операций». Перечень первоочередных проблем, разработанный приднестровской стороной, был представлен 9 ноября 2009 года, на встрече в Тирасполе участников переговорного формата «5+2».

В общем, казалось бы, всё предельно ясно и понятно: российские миротворцы надёжно обеспечивают мир и спокойствие на берегах Днестра, Тирасполь передал Кишинёву список проблем, подлежащих урегулированию, а от властей Молдовы ожидается, что они сядут за стол переговоров с приднестровскими коллегами и… процесс пойдёт. Но не тут-то было! Оказывается, как вновь и вновь утверждает Михай Гимпу, только и исключительно  «вывод российских войск из Приднестровья является необходимой предпосылкой для урегулирования приднестровского конфликта»!

Что тут можно сказать? Только одно: если кто-то добивается изменения формата миротворческой операции, являющейся  наиболее эффективной из всех существовавших и существующих миротворческих миссий в мире, прежде,  чем сесть за стол переговоров, то вряд ли он при этом преследует добрые цели и намерения, реально представляет себе все последствия выполнения своих требований. Ведь вполне очевидно, что уход российских миротворцев  резко и немедленно ухудшит ситуацию на Днестре, развяжет руки наиболее радикальным элементам в Тирасполе и Кишинёве,  создаст опасность того, что тлеющие угли прошлого вооружённого конфликта разгорятся в новый всепожирающий пожар войны, в которую могут оказаться втянутыми и страны НАТО.

Любое же иностранное присутствие в регионе, независимо от того, будут ли это войска НАТО или гражданские наблюдатели ОБСЕ, будет воспринято населением Приднестровья крайне негативно, потому что присутствие Запада на берегах Днестра неизменно приведет к усилению давления на ПМР, так как и НАТО, и ЕС, и США (в отличие от того, как они вели себя в отношении сепаратистов в Косово) занимают откровенно промолдавские позиции и заинтересованы в ликвидации приднестровской государственности, имеющей открыто выраженный пророссийский характер. И только проводимая под эгидой России миротворческая операция обеспечивает мирный политический диалог на равноправной основе.

Таким образом, можно сделать уверенный вывод о том, что требование нового молдавского руководства направлено, прежде всего, на дестабилизацию ситуации в регионе и, по своей сути, означает отказ от мирного диалога. Это, в свою очередь, наводит на мысль, что для новых молдавских властей силовое разрешение конфликта не снято с повестки дня, поэтому их первоочередным приоритетом является избавление от единственного сдерживающего фактора, каковым является российское военное присутствие в Приднестровье.

Складывающаяся ситуация уж очень напоминает описанную в классической басне Эзопа «Волки и Овцы», где говорится о том, как Волки предложили Овцам вступить в переговоры о дружбе и вечном мире, но только после того, как Овцы изгонят из стада охранявших их сторожевых Псов, которые, по версии Волков, и были главной причиной всех прежних раздоров. Послушавшись Волков, доверчивые Овцы изгнали сторожевых Псов. Однако вместо переговоров с ними о мире и дружбе Волки… растерзали стадо и сытно пообедали Овцами.

Приднестровцы, уже 19 лет живущие по своим собственным законам и хорошо знающие цену миру, установившемся на Левобережье только благодаря присутствию здесь российских миротворцев, повторить судьбу незадачливых эзоповских Овец, конечно же,  не намерены, а потому все попытки их «выдавливания» из зоны бывшего вооружённого конфликта рассматривает как прямую  угрозу своей безопасности. Их основная надежда  сегодня только на миротворческие силы России, которые молдавская сторона так усиленно пытается дезинтегрировать.

И до тех пор, пока  в Кишиневе не восторжествуют разум и добрая воля, пока молдавские власти не вернутся за стол переговоров и не начнут нормальный процесс сближения, перестав думать  о том, каким образом поставить Приднестровье на колени, не предложат  приемлемую для Тирасполя, нормальную формулу урегулирования, народ Приднестровья  не допустит ухода российских миротворцев, а сама Россия, зная о том, что на Левобережье Днестра проживают порядка 150  тысяч людей с российским паспортом, не сможет оставить их здесь без своей защиты.  Да и соседняя Украина тоже вряд ли бросит здесь без защиты около 90 тысяч своих граждан.

ava.md