8 октября 2009 года министр иностранных дел ПМР Владимир Ястребчак дал интервью корреспондентам радио «Эхо Москвы». В ходе беседы был затронут широкий круг вопросов, касающихся последних заявлений новых властей в Молдове, роли России в этом регионе Европы, перспектив возобновления процесса молдо-приднестровского урегулирования. Журналистов также интересовало недавнее заявление Президента ПМР о возможности вхождения Приднестровья в состав России.
Касаясь требований вывода российских войск из Приднестровья, Владимир Ястребчак выразил удивление, что еще не до конца сформированная власть в Молдове делает свои первые шаги с постановки каких-то условий, а не с поиска конструктивных подходов к сотрудничеству. Дипломат напомнил, что российское военное присутствие имеет две составляющие: во-первых, Россия – участник миротворческой операции, неизменность формата которой до окончательного урегулирования молдо-приднестровских отношений была подтверждена Совместным заявлением президентов России, Приднестровья и Молдовы на встрече в Москве 18 марта 2009 года и, во-вторых, в Приднестровье находится Оперативная группа российских войск, основной задачей которой остается охрана боеприпасов. По словам министра, нахождение ОГРВ в регионе является прерогативой двусторонних отношений России и Приднестровья. Ссылки официального Кишинева на Стамбульские соглашения – несостоятельны, свои обязательства Москва выполнила, когда утилизировала здесь тяжелые вооружения. «Российское военное присутствие никогда не представляло угрозы миру и стабильности, напротив, оно является стабилизирующим фактором в регионе», – заявил глава приднестровской дипломатии. Заявления молдавских властей, по мнению дипломата, пока лишь наводят на мысль, что в Кишиневе планируют провести ревизию своих обязательств и действующих договоренностей.
Отвечая на вопрос о перспективах возобновления процесса молдо-приднестровского урегулирования, Владимир Ястребчак отметил, что Тирасполь открыт диалогу, но он не должен быть спонтанным, он должен представлять собой тщательно проработанный механизм, дееспособность которого должна гарантироваться международным сообществом. Касаясь заявлений официального Кишинева о том, что решение проблем молдо-приднестровского урегулирования может быть достигнуто только в формате «5+2» (Молдова, Приднестровье – стороны переговоров, Россия и Украина – страны-гаранты, ОБСЕ – посредник, США и ЕС – наблюдатели), дипломат уточнил, что этот формат является вспомогательным переговорным механизмом, который появился в период, когда контакты на высшем уровне были блокированы молдавской стороной. Причем, как отметил Владимир Ястребчак, в Совместном заявлении 18 марта содержится призыв создать необходимые условия для скорейшего возобновления работы в этом формате. «Пока никаких действий в создании таких условий мы не увидели, – сообщил министр, – как и прежде, сохраняются ограничительные меры для приднестровских предприятий, блокированы экспорт и импорт железнодорожным путем, Молдовой преследуются перевозчики из третьих стран, работающие с Приднестровьем». Но все это груз оставленный новой власти ее предшественниками, какой будет политика нынешнего руководства, можно будет говорить по завершении формирования в Молдове властных структур. К этому времени, отметил министр, Тирасполь ожидает, что Кишинев четко определит свою позицию по отношению к комплексу договоренностей уже достигнутых в ходе переговорного процесса, а также к существующим реалиям. Владимир Ястребчак пояснил, что Тирасполь не видит смысла начинать переговоры с «чистого листа», игнорируя наработки, достигнутые при предыдущих молдавских президентах – Снегуре, Лучинском, Воронине. Смена власти в Кишиневе – это внутреннее дело Молдовы и процесс урегулирования не должен начинаться заново после очередных выборов в этой стране.
Большой резонанс в средствах массовой информации создало недавнее заявление Президента ПМР Игоря Смирнова о желании Приднестровья войти в состав России. Владимир Ястребчак, комментируя по просьбе журналистов это заявление, отметил, что оно основано на итогах референдума 17 сентября 2006 года, на котором приднестровцы проголосовали за независимость своей страны с дальнейшим свободным присоединением к России. «Это решение народа и власть, в том числе и Президент, должна прилагать усилия для его реализации», – сказал министр. «Наша первая цель – это обретение международного признания. У нас достаточно аргументов и правовых, и политических, и экономических для того, чтобы быть признанными как субъект международного права», – подчеркнул он. Владимир Ястребчак не исключил в будущем возможности вхождения Приднестровья в Российскую Федерацию в качестве региона, но этот вопрос может решаться только путем референдума. Министр сообщил, что в Приднестровье идет процесс гармонизации законодательства с российским, в настоящее время в стадии завершения находится проект новой Конституции ПМР, за основу которого была взята действующая Конституция РФ. Все это способствует интеграционным процессам между Россией и Приднестровьем.
Пресс-служба МИД ПМР