iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Кто возглавит партию кризиса?

Почему Лупу решил объединиться с Гимпу и Филатом?

И так, маски сброшены, операция “Валенки” (мы не левые, мы не правые) для Демократической партии закончилась. ДПМ, которая долгое время позиционировалась в качестве умеренной социал-демократической партии, резко сместилась вправо, в чём честно и призналась изумлённым избирателям. Так, председатель ДП Думитру Дьяков на своей пресс-конференции, выразив удивление нападками, которым первый номер избирательного списка партии Мариан Лупу подвергается со стороны ЛДПМ, АМН и ЛП. Заявил буквально следующее: “Если мы хотим создать альтернативу нынешней власти, то знайте, что без Демократической партии это невозможно”.

“Миротворец” Лупу откопал топор войны

Сигналы Дьякова падают уже на подготовленную почву. Сам Мариан Лупу с некоторых пор успешно позаимствовал риторику ультраправых по всем принципиальным вопросам, которые фигурируют в нынешней избирательной кампании. На встречах с избирателями он “готов признать”, что “выборы были сфальсифицированы”, клятвенно обещает не голосовать за президента коммуниста, изъявляет готовность спровоцировать ещё один политический кризис после 29 июля – с тем, чтобы уже на новых выборах добиваться победы антикоммунистических сил.

О своём пресловутом “центризме” Мариан Лупу больше не вспоминает.

Политическая шизофрения

Всё это сильно не вяжется с главным рекламным слоганом избирательной кампании Демократической партии и Лупу “Остановим политическую войну”. Человек, полностью поддержавший все надуманные, бездоказательные аргументы правых, которые и спровоцировали политическую войну в молдавском обществе, чуть было не вылившуюся в “горячий” гражданский конфликт, не может иметь морального права использовать миротворческий лозунг. Не имеет такого права и политик, открыто заявляющий о готовности добиваться проведения ещё одних, третьих подряд выборов. Впрочем, запредельный цинизм нового лидера Демпартии, ещё месяц назад – члена ЦК Партии коммунистов, не нуждается в дополнительных доказательствах.

Ранее двоякую позицию Лупу, желающего усидеть на всех стульях одновременно, хорошо продемонстрировал его предвыборный ролик, в котором призыв остановить “политическую войну” удивительным образом сочетается с разрыванием красного флага Партии коммунистов (хорошее миротворчество!). Теперь шизофрения начинает проходить. Политическая программа Лупу вполне понятна – это правый антикоммунизм, видимо, психологически усиленный недавним выходом из ПКРМ. Это становится совершенно очевидным, если обратить внимание на то, что сегодняшняя риторика Лупу носит ярко выраженный антироссийский характер. А это в Молдове всегда было безошибочным признаком ультраправого политика. В своей программной статье, опубликованной в газете “Время” и оплаченной из избирательного фонда ДПМ, идеологи “новой команды” Демпартии под руководством Лупу сожалеют, что “к великому восточному соседу мы повернуты не местом, находящимся между поясницей и обратной стороной колена, а лицом”. Под стремление Лупу повернуться к Москве задним местом подведена идеологическая база: авторы статьи говорят о “двух цивилизационных подходах”, которые, разумеется, диаметральны. “Интересы России и ценности Европы”, – глубокомысленно заключают идеологи ДПМ. “Команда Лупу” не обращает никакого внимания на то, что, сталкивая подобным образом эти ценности, она лишь провоцирует новый виток противостояния в обществе.

А лозунг об окончании политической войны остался лишь странным недоразумением штабистов-пиарщиков Демпартии, не поспевающих за “эволюциями” своего лидера.

Полку “бескомпромиссных” дестабилизаторов прибыло

Многие задаются вопросом: что произошло, почему Демократическая партия под руководством Мариана Лупу так быстро скатилась вправо, туда, где окопались партии Гимпу и Филата? Ответ прост. Вся часть политического поля от центра влево принадлежит правящей ПКРМ. За неё голосуют умеренные государственники, которым небезразлично будущее Молдовы как независимого государства. Отмобилизованность этого электората обусловлена событиями 7 апреля, когда все его базовые ценности вдруг оказались под угрозой. Более того, за Партию коммунистов готовы, пожалуй, проголосовать и неоголтелые правые избиратели. Прежде всего потому, что и им симпатична идея молдавской государственности, а также за то, что ПКРМ в своей повседневной деятельности исповедовала традиционные ценности – патриотизм, православие, уважение к своей культуре и прошлому. Если ко всему этому прибавить либералистскую экономическую политику, проевропейскую риторику и главное – проевропейскую деятельность правящей партии, становится понятно, почему правоцентристский электорат поддерживает коммунистов.

На этом поле ДПМ во главе с Лупу и Дьяковым могут достаться лишь сущие крохи. А значит, остаётся только один вариант: поучаствовать в борьбе за крайне правых избирателей, искренне верящих в то, что выборы 5 апреля были сфальсифицированы, а события 7 апреля, оказывается, сами против себя на радостях организовали власти. Тем более что “кумиры” этой совсем небольшой части электората сильно ослаблены пусть латентной и тщательно скрываемой, но крайне ожесточённой борьбой друг с другом.

Свой среди чужих

Перед Лупу стоит, очевидно, двоякая задача – с одной стороны, вмешаться в спор либералов на тему, кто из них больше ненавидит Воронина, но с другой – не пережать, чтобы, в случае прохождения в парламент, сохранить их в качестве будущих союзников по гипотетической коалиции. Именно отсюда попытки Дьякова уговорить ещё до выборов правых на такое объединение. И оно де-факто состоялось.

В более широком смысле переход Демократической партии в лагерь крайне правых радикалов, за которым закрепилось название “партия кризиса”, обозначает только одно: у правых партий, выступающих за вечные выборы, вступление в НАТО и против партнёрства с Россией, появляется новый лидер.

У Лупу остаются хорошие шансы занять место Гимпу и возглавить молдавских правых и ещё долго, по-урекяновски добиваться президентского поста.

М олдавская демократия ещё молода, но политическая система Молдовы довольно устойчива. В ней, как в большинстве демократических стран, борются два основных течения. Только в Молдове эта борьба ведётся не между левыми и правыми в привычном, если угодно, классическом понимании, а между партиями, выступающими за независимость страны и партиями, выступающими против неё.

Мариан Лупу безоговорочно выбрал второе.

Семён МУНТЯНУ  Независимая Молдова