НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Москва и Киев в ожидании перемен

В мире // 15:28, 4 мая 2009 // 2088
altУкраино-российские отношения подошли к важной развилке: в них возможен и поворот в сторону дальнейшего ухудшения, и постепенное потепление. То, как будут развиваться события, во многом зависит от  позиции России.

Встреча двух премьеров: о газе и не только о нем

Пожалуй, самым заметным знаком грядущих перемен стали итоги переговоров между
Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным. Хотя встреча премьеров двух стран, прошедшая в Москве  в последних числах апреля, во многом остается  закрытой, а сведения о достигнутых  договоренностях местами противоречивы, общий итог переговоров прозрачен: стороны были не склонны усугублять накопившиеся противоречия и активно искали  компромисс.

В общих чертах компромисс этот выглядит так: «Газпром» не будет предъявлять Украине штрафные санкции за недобор газа в размере $2 млрд, исходя из объективных причин этого недобора: падения производства в Украине и тепло зимы. В свою очередь, Украина допустит Россию к участию в модернизации украинской ГТС. Участие России будет включать в себя поставки оборудования – в кредит и усилия по изысканию необходимых для наполнения модернизированной ГТС объемов газа.

Никаких форм благотворительности это соглашение  не содержит. Оно прагматично и выгодно обеим сторонам – во всяком случае, куда выгоднее, чем предшествовавшее ему газовое противостояние. Причина, побудившая стороны активно искать компромисс, также проста: экономический кризис вызвал снижение потребности в газе и одновременно – увеличил зависимость стран-экспортеров от  финансовых потоков, поступающих в виде платы за газ.  На газовом рынке сразу стало тесно: Туркменистан, Азербайджан и Турция начали вести свою газовую игру, оживился интерес к альтернативным путям доставки газа в Европу,  Польша  в ближайшей перспективе может если не отказаться от российских газовых поставок вовсе, то, по меньшей мере, сократить потребление российского газа в разы. Часть альтернативных проектов газопроводов обходит не только Россию, но и Украину. Все это побуждает обе страны в максимальной степени скооперировать усилия, направленные на сохранение привлекательности и конкурентоспособности: России – как поставщика газа и Украины – как транзитера.

Путин также отметил ритмичность и своевременность платежей за газ, осуществляемых украинской стороной, и заявил, что не видит каких-либо препятствий к тому, чтобы ГТС Украины  была взята в аренду международным консорциумом, отметив, впрочем, что окончательное решение может принадлежать только Украине.

Вопрос о предоставлении Украине кредита в $5 млрд. для закачки газа в подземные хранилища остался открытым – но он находится в стадии изучения. Здесь надо отметить, что эта идея подвергается критике и со стороны ряда украинских экспертов: во-первых, сомнение вызывает погашение кредита за счет транзита, во-вторых – закупка газа «вперед», с учетом тенденции к снижению цен на газовом рынке. В целом, инициативу по закачке газа можно рассматривать как неоднозначную с точки зрения выгоды Украины, но выгодную в политическом плане премьеру Юлии Тимошенко – как залог стабильности ситуации на подходе к президентским выборам.

В числе других достигнутых в ходе встречи договоренностей следует отметить возобновление долгосрочного контракта с Россией по поставкам ядерного топлива для украинских атомных станций (в настоящее время между Россией и Украиной подписан контракт о поставках ядерного топлива до 2010 года включительно).
 
Острые вопросы

Таковых  в отношениях двух стран накопилось немало. При этом, попытки подробного, с уточнением всех деталей произошедшего, выяснения ситуации, заведомо ведут лишь к еще большему обострению отношений. Очевидно, ряд неприятных эпизодов следует просто оставить в прошлом, не возвращаясь к ним впредь. В этом отношении вполне разумной представляется позиция Юлии Тимошенко по вопросу поставок Украины вооружений Грузии. Тимошенко заверила, что Украина в настоящее время вооружение в Грузию не поставляет и в обозримом будущем не намерена этого делать. На этом неприятный для обеих сторон вопрос был закрыт.

Тенденция к закрытию вчерашних проблем, отравляющих сегодняшние отношения двух государств, характерна не только для официальных лиц, но и для конструктивно настроенных негосударственных организаций. В этой связи необходимо отметить позицию РПЦ, направленную на поиск компромисса с целью достижение согласия и примирения  как внутри украинского общества, так и в российско-украинских отношениях – не только официальных межгосударственных, но и на уровне мнений и взглядов, бытующих в обществе.

Почти одновременно с визитом Юлии Тимошенко в Москву, где она, помимо встречи с Владимиром Путиным, встретилась также с Патриархом Кириллом,  другой Кирилл - глава Отдела внешних церковных связей УПЦ Московского Патриархата заявил на пресс-конференции в Киеве о порочности практики привлечения к политическим разборкам церковной атрибутики и ссылок на авторитет РПЦ. По словам Кирилла, это ведет к искажению и извращению подлинной позиции Русской Православной Церкви. В качестве примера архимандрит Кирилл привел  факты нарушения церковных канонов при использовании имени последнего царя Российской империи Николая Второго. «Существуют некоторые радиальные силы и в России, и на Украине, которые ставят его чуть ли не в один ряд с Христом. Такие взгляды, по сути, есть еретические. Они были осуждены Архиерейским Синодом»,- отметил Кирилл, подчеркнув, что Николай Второй был канонизирован РПЦ не как царь, а как мученик за Веру Христову.

Испуганные гомункулусы

Признаки потепления межгосударственных российско-украинских отношений и позиция РПЦ, дистанцировавшейся от сомнительных политических разборок, уже вызвали панику в рядах «профессиональных российских патриотов». Их патриотизм, ставший профессией не имеет ничего общего с патриотизмом в обычном понимании этого слова. «Профессиональные патриоты» паразитируют на конфликтах между Украиной и Россией. Эти конфликты являются их единственной средой обитания и единственным источником существования. Именно под предлогом «защиты российских интересов» «профессиональные патриоты» уже многие годы получают материальную поддержку.

В действительности, ничьи интересы, кроме своих собственных, эти «профи» ни разу не защитили, да никогда и не пытались защитить. Вред, нанесенный ими - и украино-российским отношениям, и, по большому счету, самой России, не поддается исчислению, он просто огромен. Об Украине речь сейчас не идет – хотя, вообще-то, многие из этих «профи» именно в Украине и обитают.

Эта сомнительная кампания сеяния розни в Украине, и, одновременно, пропаганды в России антиукраинских настроений, продолжалась много лет. «Защита  интересов России» служила прикрытием отчасти для грубой разводки на получение финансовой помощи, отчасти для внутрироссийских популистских игр, включавших в себя формирование  образа врага-украинца. Можно смело утверждать,  что некоторый (не очень, кстати, большой) рост популярности радикальных националистических партий в Украине, в частности, «Свободы» Олега Тягнибока – целиком и полностью заслуга этих «защитников России».

Угроза того, что «патриотическое» наваждение развеется, как дым, вызвала панику в рядах этих комбинаторов. Их, к слову, оказалось довольно много: специально «под конфликт» за много лет было искусственно выращено немало политических гомункулусов: «политиков», «экспертов», «писателей», «лидеров молодежи» и прочих «пророссийских» ряженых. Год за годом эти «профессионалы» зарабатывали себе на жизнь тем, что вполне профессионально отравляли отношения двух народов, а заодно сеяли в России презрительное отношение к «инородцам» вообще – не только к украинцам.  Особый цинизм ситуации состоял в том, что, по их утверждению, проделывалось все это исключительно «в интересах России». Угроза утраты средств к существованию вызвала ужас в этой среде, а тот, в свою очередь, породил вспышку активности.

Не стану перечислять все случаи этой активности, их много, в последние несколько дней мы наблюдаем настоящую волну подобных акций. Более того, волна была поднята даже с некоторым опережением, что означает наличие могущественных и хорошо информированных дирижеров. Но один пример все же приведу. Как оказалось, Львовский областной совет не принимал никаких решений о демонтаже памятников советским воинам-освободителям. Информация о намерениях Львовского областного совета осуществить демонтаж памятника воинам-освободителям в городе Стрый и перенести его как экспонат в музей тоталитаризма, которую на протяжении последних дней распространял ряд российских телеканалов, печатных и интернет-изданий, оказалась уткой. Теперь хорошо бы найти и вытащить на свет того, кто выпустил эту птицу в свободный полет…

Оправдаются ли надежды?

Опасность, исходящую от сообщества «патриотов», привычно паразитирующих на украино-российском противостоянии, не стоит недооценивать. Потепление в отношениях двух стран пока еще мимолетно, а возможности «партии войны» очень значительны. Сторонники украино-российской конфронтации имеют большие ресурсы для манипуляций в СМИ и располагают значительными финансовыми средствами. У них есть и немало сторонников, замороченных их псевдопатриотической демагогией. Уже сегодня и в прессе, и в Интернете началась широкая кампания по распространению лжи и клеветы, с целью дискредитации всех, кто выступает за поиск компромиссов между Москвой и Киевом, тех, кто против обострения отношений двух стран. Есть все основания ожидать самых грубых провокаций, направленных на срыв любых украино-российских договоренностей. Чем окончится это противостояние двух сил, предсказать трудно. Существует, к сожалению, реальная опасность того, что мимолетная украино-российская смениться еще более глубокими заморозками.

Что можно противопоставить действиям провокаторов? Очевидно, только одно – открытый и честный украино-российский диалог, проводимый непредвзято, без каких-либо предварительных условий и стереотипов, на всех уровнях. Для Приднестровья, где проживает значительное число и граждан России, и граждан Украины, такой диалог мог бы проходить в форме совместных украино-российских инициатив, проводимых при участии российских и украинских общин под общими лозунгами поиска точек соприкосновения в любых спорных вопросах и принципиального отказа от эскалации любого противостояния.

Сергей Ильченко