iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Иван Бургуджи: Власть вне закона

Итак,
правящая в Молдове партия ПКРМ 23 апреля 2008 года, при активном
попустительстве и содействии Апелляционной Палаты Комрата, во главе с
г-жой Е.Лазаревой, попыталась поставить точку в предвыборной кампании
Народного Собрания Гагаузии.

То, что представители партии
коммунистов Молдовы осознанно и преднамеренно шли на любые нарушения
действующего выборного законодательства Гагаузии, стремясь любой ценой
удержаться у власти в Гагаузии, ни для кого не было и не является
секретом. Об этом не раз открыто писали СМИ. Причём, представители
ПКРМ, как местного, так и Кишинёвского пошиба, использовали изощрённую
вакханалию противозаконности и демагогии. При этом особенно бросались в
глаза две характерные особенности:

— во-первых, постоянная
попытка противопоставить Башкана Гагаузии М.Формузала народу Гагаузии,
постоянные нападки на Башкана Гагаузии, попытка расколоть народ
Гагаузии. Хотя выборная кампания осуществлялась по избранию депутатов
Народного Собрания, а не Башкана Гагаузии. Они словно напрочь забыли
тот факт, что Башкану Гагаузии избиратели оказали доверие, избрав его
всенародно, при помощи прямого и тайного голосования, в отличие от
Президента Молдовы, которому оказали доверие только часть депутатов
Парламента Молдовы, а не весь народ Молдовы. А это существенная
разница. Поэтому Башкан Гагаузии олицетворяет весь наш народ: нравится
это представителям ПКРМ в Гагаузии и официальному Кишинёву или не
нравится, но мнение народа Гагаузии надо уважать и с ним придётся
считаться всем;

— во-вторых, до сих пор представителями ПКРМ,
как в Гагаузии, так и в центре, усиленно муссируются слухи, что вот
придут депутаты Народного Собрания Гагаузии, представляющие ПКРМ, и они
дадут «жару» Башкану Гагаузии, не дадут ему воплотить в жизнь его
амбициозные планы по возрождению Гагаузии,так как это непременно
приведёт к обострению отношений между официальным Кишинёвом и Комратом.

На наш взгляд, это не только контрпродуктивная, но и
деструктивная политика, которую в очередной раз пытается осуществить на
территории Гагаузии официальный Кишинёв. Ни к чему хорошему это не
приведёт, но может послужить детонатором очередного витка напряжённости
и эскалации на юге с непредсказуемыми последствиями.

Не смотря
на то, что правящей партии ПКРМ удалось взрастить в Гагаузии целую
плеяду своих системно-сосоущих «козлов – провокаторов», которые только
ложью и обманом, пытаются удержаться у власти. При этом, усиленно
помогая официальному Кишинёву не дать Гагаузии вздохнуть полной грудью,
встать с колен и жить достойной жизнью, ни у кого не выпрашивая
милостыню или разрешение на осуществление своих прав и полномочий. Уже
стало очевидным, что также легко и безнаказанно и дальше обманывать
народ Гагаузии у них уже не получится. Наш народ осознал, что он
совершил роковую ошибку, что в 2001 году, поверив представителям ПКРМ и
заключив с ними «Соглашение», фактически привёл их к власти в Молдове.
В период предвыборной кампании, представители ПКРМ с пеной у рта
доказывали, что они выполнили свои предвыборные обещания перед народом
Гагаузии.

А потому, необходимо избрать в Народное Собрание
только их представителей, которые умеют хорошо просить и договариваться
с Кишинёвом, ничего лишнего не требуя и потому, представители
официального Кишинёва относятся к ним благосклонно. Всюду и везде
слышны были обращения и призывы к народу Гагаузии: «Гагаузы, голосуйте
только умом, не слушайте своё сердце». Ничего не скажешь, открытая и
циничная попытка насадить нашему народу — рабскую психологию, искоренив
из него вековой дух свободолюбия и самоуважения.

Испокон веков
наш народ употреблял свой ум, чтобы достичь целей и задач, которые шли
от глубины сердца и души. И только благодаря этому он и сохранил себя,
как народ, не растворился и не исчез с лица земли, как до сегодняшнего
дня исчезли и ассимилировались десятки и сотни народов мира.

Представители
ПКРМ из официального Кишинёва и их адепты в Гагаузии, так ни разу
честно не сказали нашему народу, что они не выполнили и не собирались
выполнять ни один из пунктов взятых на себя обязательств в 2001 году, а
наоборот, предпринимают всё, чтобы Гагаузия и дальше продолжала
прозябать в нищете и бесправии.

Мало того, официальный Кишинёв
всё это время продолжал и продолжает не то что укреплять особый
правовой статус Гагаузии, но, наоборот, торпедирует исполнение данного
Закона и выхолащивает его содержание. К примеру, внесённые изменения в
Конституцию Республики Молдова, касающиеся Гагаузии, фактически низвели
её по правовому статусу до уровня обыкновенного района Молдовы. Так как
согласно этим изменений Правительство Молдовы, являющийся
исполнительным органом, осуществляет контроль над деятельностью высшего
законодательного органа Гагаузии, что само по себе является нонсенсом,
нарушающим конституционный принцип разделения ветвей власти.
Правительство осуществляет контроль над деятельностью обыкновенных
районов Молдовы, но ни как не может осуществлять контроль над
деятельностью высшего законодательного органа Автономии, имеющий особые
полномочия и права, отличные от обычных административно-территориальных
единиц Молдовы.

Чтобы не быть голословным, напомним вкратце, что обещали представители ПКРМ народу Гагаузии в 2001 году:

Кандидаты в депутаты Парламента РМ от Партии коммунистов, будучи избранными, в Парламент РМ, внесут предложения и поддержат:

1.Внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Молдова в части укрепления особого правового статуса Гагаузии;

2.Приведение
действующего законодательства Республики Молдова в соответствие с
Законом РМ «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» и
обеспечение его исполнения всеми ветвями государственной власти и
управления Республики Молдова;

3.Разграничение полномочий между
Республикой Молдова и Гагаузией с целью исполнения положений Закона РМ
«Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)»;

4.Обеспечение представительства Гагаузии во всех ветвях власти и управления Республики Молдова;

5.Вопрос о вхождении Молдовы в Таможенный союз стран СНГ;

6.Вопрос о присоединении Молдовы к союзу России и Беларуси;

7.Обеспечение на законодательном уровне охраны и развития гагаузского языка;

8.Обеспечение необходимых условий по изучению молдавского языка на территории Гагаузии (Гагауз Ери).

9.Придание русскому языку статуса второго государственного языка Республики Молдова на конституционном уровне;

Текст указанного «Соглашения» так и остался лишь на бумаге, скреплённый
подписью и печатью Председателя ПКРМ и Президента Молдовы В.Воронина,
как свидетельство неблагонадёжности и недоговороспособности, как самого
подписанта, так и руководимой им правящей партии ПКРМ.

Следует
особо подчеркнуть, что для официального Кишинёва стало нормой, что
требования представителей нашего народа соблюдать его права и интересы,
полномочия Гагаузии, а также строгое и неукоснительное исполнение всеми
органами власти и управления Республики Молдова взятых на себя
обязательств по отношении к Гагаузии, всегда и везде квалифицируется
как жажда дестабилизации ситуации, радикализм и крамола. Поэтому они
всегда пытаются пугать простой народ Гагаузии тем, что если придут к
власти те, кто не умеет просить и договариваться с Кишинёвом, то снова
вернуться времена противостояния между Кишинёвом и Комратом, которые
были в 90-е годы ХХ века. Между тем, на наш взгляд, ничего не надо ни у
кого просить, выпрашивать или вымаливать. Надо спокойно и твёрдо
отстаивать свои права и полномочия и требовать, чтобы сторонами
выполнялись достигнутые соглашения и принятые законы. В этом нет
никакого радикализма, крамолы и противостояния. Ведь кроме прав
Человека и гражданина существуют и права нашего народа, которые также
нуждаются в опеке и защите…

Дошло до того, что даже
Председатель Парламента Молдовы Мариан Лупу, выступая в Комрате, с
трибуны пугал избирателей, что если в Народное Собрание Гагаузии
попадут такие люди (требующие соблюдения прав народа Гагаузии), то это
может привести к дестабилизации ситуации, возврату в 90-е годы ХХ-го
столетия. Но в 90-е годы наш народ защищал свои права, требовал
уважения к себе и к своей истории, ни на кого не нападал. И поэтому наш
народ этим периодом своей истории не стыдиться, а гордиться. Вспоминая,
что тогда народ Гагаузии, в едином порыве смело и гордо встал на защиту
своих прав и свобод, заявив о себе, как об уникальном народе, который
не намерен терпеть унижения и оскорбления.

Наоборот, под
руководством Правительства Республики Молдова, были сформированы отряды
волонтёров, которые вместе с полицией шли жечь и уничтожать сёла и
города Гагаузии. При этом, они везли с собой своего наместника,-
небезызвестного Георгия Табунщика, тогда предавшего свой народ и
ставшего на сторону его поработителей и агрессоров. Нынче, многие
представители ПКРМ пытаясь снова обмануть наш народ, выдают бездарное
правление Г.Табунщика, когда Гагаузия безвольно и безропотно шла в
фарватере бездумной, безвольной, а порой и просто преступной политики
Молдовы, как образец взаимопонимания и идиллии между официальным
Кишинёвом и Комратом.

Между тем, официальный Кишинёв до сих пор
не покаялся перед народом Гагаузии за совершённые бесчинства и
унижения. Наоборот, участники диверсионно-террористических групп
Республики Молдова, бесчинствовавшие на территории Гагаузии, до сих пор
не осуждены и не наказаны, а получили ордена, медали и повышения.
Может, именно это имел в виду г-н М.Лупу, когда говорил, что тогда
«мало не покажется»?

На наш взгляд, в настоящее время
официальный Кишинев своими умышленными и преднамеренными неправомерными
действиями по нарушению выборного законодательства Гагаузии делает всё,
чтобы как можно быстрее вернуть Гагаузии понятие
«легковоспламеняющегося региона», со всеми вытекающими от этого
последствиями. В этой связи отметим: не стоит глумиться над нашим
народом и долго испытывать его терпение. Оно не безгранично.

Избиратели
Гагаузии в марте-апреле 2008 года ещё раз воочию утвердились во мнении
о неумеренном и неправомерном воздействии официального Кишинева на
ситуацию в Гагаузии, в обход действующего выборного законодательства
Гагаузии и воле большинства. Это, помимо того, что подрывает веру
граждан Гагаузии в закон и законно избранные власти, является
унизительным для нашего народа. Что в свою очередь, заставляет многих
задуматься над тем, правильно ли мы сделали в 1994 году, что поверили
лживым обещаниям официального Кишинёва и согласились войти в состав
Республики Молдова в качестве Автономии?! И всё чаще слышится
отрицательный ответ…

В данном случае речь не идёт о случайных
процедурных нарушениях выборного законодательства Гагаузии, не
повлиявших или незначительно повлиявших на итоги прошедших выборов в
марте 2008 года. Таких, например, как «ноу-хау» грязных выборных
технологий, при помощи мобильных телефонов с фотоаппаратами,
подкреплённых пачками денежных купюр, о «мозгопудривании», о « подаче в
сёла щебёнки», где баллотировались представители от ПКРМ, о банальной
дезинформации простых избирателей, о различных угрозах и давлении,
подкупе, шантаже «если не подпишешься в списке поддерживающих
представителей ПКРМ, то твой бизнес рухнет и т.д. Хотя это также
является нарушением закона и с очевидностью свидетельствует о нарушении
цивилизованных норм демократии и права, а также ущемлении прав нашего
народа.

Речь идёт о нарушении фундаментального принципа
формирования высшего законодательного органа Гагаузии. В частности ч..2
ст.46 Закона «О выборах в Народное Собрание (Халк Топлушу) Гагаузии
(Гагауз Ери), согласно которому «Кандидатом в депутаты Народного
Собрания Гагаузии может выдвигаться гражданин Республики Молдова,
обладающий избирательным правом, достигший 21 года, проживающий не
менее трех лет на день выборов на территории представляемого им
избирательного округа».

Если отсутствуют условия регистрации и
избрания гражданина в качестве депутата Народного Собрания Гагаузии, то
он не может быть зарегистрирован и избран в депутаты Народного
Собрания. В противном случае, это будут не легитимные депутаты, которые
не могут принимать законы, обязательные для исполнения всеми органами
власти и управления, а также гражданским обществом. Как можно требовать
исполнения закона принятого человеком, который сам избран не законно,
и, по сути, незаконно узурпировал власть? Этим самым сомнительным
является законность формирования и легитимность всего Народного
Собрания Гагаузии, а также законность и правомерность, и обязательность
исполнения принимаемых ею в будущем каких-либо решений. Может именно
этого и добивается официальный Кишинёв, позволяя себе, ставит такие
опыты на Гагаузии, хотя громогласно и заявляет, что она привержена
европейским ценностям и демократическим принципам и нормам права?!

На
наш взгляд, официальный Кишинёв, отрабатывает на Гагаузии созданную
нынешним правящим режимом в Молдове систему «управления», которая
характеризуется, как правовой беспредел, возведённый в ранг
государственной политики, при которой никто не несёт ни за что никакой
ответственности.

Вот некоторые факты, помимо тех, что мы приводили ранее:

— Представитель ПКРМ — Топал И.П., проживает в Комрате по пер.
Спортивный, однако в нарушение закона зарегистрирован по
Ферапонтьевскому избирательному округу Комратского района. Вместе с
примаром села, представителем ПКРМ В.Помужак сфальсифицировали
документы, вписав себя в похозяйственную книгу села, без ведома нового
хозяина дома, по ул. Ленина,4 села Ферапонтьевка. Доказано, что данный
дом находится на территории винзавода, огорожен двухметровым забором,
тщательно охраняется служебной охраной, и доступ на эту частную
территорию посторонним воспрещён, в том числе и Топал И.П.
Следовательно, он там не проживал.

— г-жа Шошева Н.Д.,
активно поддерживаемая и продвигаемая представителями ПКРМ, проживает и
работает в г. Чадыр-Лунга, но зарегистрированная ЦИКом Гагаузии по
Джолтайскому избирательному округу Чадыр-Лунгского района;


г-жа Кексал И.И., проживает в г. Комрате, активно поддерживаемая и
продвигаемая представителями ПКРМ, зарегистрированная ЦИКом Гагаузии по
Казаклийскому избирательному округу Чадыр-Лунгского района;

— г-н Захария С.К.- декан юридического факультета Комратского
Университета, живёт и работает в г. Комрате, зарегистрированный ЦИКом
Гагаузии по Конгазчикскому избирательному округу;

— Чолак И.П. —
зарегистрированный ЦИКом Гагаузии по Кирсовскому избирательному округу
Комратского района. Доказано (представлены видеосъёмки), что в день
выборов занимался подкупом избирателей, в том числе спаиванием
избирателей спиртными напитками; председатель участковой комиссии,
дважды выходил из участка с печатью и ставил печати за пределами
избирательного участка (также представлены видеосъёмки).

Окружной
суд Комрат (судья С.Лебедюк) принял определение и отказал в
рассмотрении жалобы кандидата С.Пирон, на данные нарушения, не смотря
на то, что было поручение Апелляционной Палаты Комрата, обязывающего
рассмотреть данную жалобу и т.д.

Кроме того, второй тур
выборов по данному избирательному округу проводился без вынесения
решения, кто из претендентов выходит во второй тур выборов.

Но, не смотря на эти вопиющие факты беззакония и вакханалии, судебные
инстанции утверждают, а, по сути, незаконно назначают представителей
ПКРМ в качестве депутатов Народного Собрания Гагаузии.

— по
Томайскому избирательному округу 35, где выборы проиграл представитель
ПКРМ, а выиграл представитель общественного движения «Единая Гагаузия»
г-н А.Чимпоеш, где отсутствовали вышеуказанные нарушения, решением суда
назначены повторные выборы через две недели…

Список нарушений можно было бы, продолжит…

Нами
уже отмечалось, что один из судьей, — А.И. Курдов, участвующий в
рассмотрений жалобы в отношении Топала И.П. является лицом,
заинтересованным по делу. Судья является ближайшим родственником и
другом г-на Топала И.П., многим обязан последнему и зависим от него. И
в соответствии с Законом он ОБЯЗАН был взять сам самоотвод и не
участвовать в рассмотрении данных материалов. Но этого не произошло.

Но
суть не в перечислений норм и количества, умышленных и преднамеренных
нарушений выборного законодательства Гагаузии, а в том, что судебные
инстанции Молдовы, выполняя полученные указания официального Кишинёва,
боятся решить данные вопросы в соответствии с нормами выборного
законодательства Гагаузии, стремятся скрыть истину от общественности
Гагаузии и Молдовы. А так же тот факт, что вся эта вакханалия
беззакония, творимая по отношению к выборному законодательству Гагаузии
и в отношении народа Гагаузии в целом, не только делает сомнительным
законность сформированного ныне высшего законодательного органа
Гагаузии – Народного Собрания, а изначально выводит его за рамки
правового поля, делая его не легитимным и антиконституционным органом.

Впрочем,
Молдова подобные эксперименты над Гагаузией проводит не впервые.
Правда, ранее эти вопросы касались только органов управления
исполнительной власти, но не законодательной ветви власти в Гагаузии.
Так, благодаря личному попустительству Президента Молдовы В.Воронина,
Правительства РМ и прокурора Гагаузии г-ну Г.Лейчу публичными
финансовыми средствами Гагаузии с декабря 2003 года по декабрь 2006
года распоряжался нелегитимный Исполком Гагаузии возглавляемый Георгием
Табунщиком, действовавший, как бандит с большой дороги, вне рамок
закона, фактически являющийся антиконституционным органом.

Факты:

После
осуществлённого официальным Кишинёвом государственного переворота в
Гагаузии в 2002 году, когда со своей должности был смещён законно и
всенародно избранный Башкан Гагаузии Д.Кройтор и на его место был
фактически «посажен на княжение» наместник В.Воронина Г.Табунщик,
Народным Собранием Гагаузии был сформирован и утверждён Исполком
(Правительство) Гагаузии. Но в соответствии со ст. 72 Уложения
(Основного закона) Гагаузии, ст.16 Закона РМ «Об особом правовом
статусе Гагаузии (Гагауз Ери) и ст.4 Закона Гагаузии «Об Исполнительном
Комитете Гагаузии», — Исполком Гагаузии создается Народным Собранием на
срок полномочий Народного Собрания Гагаузии. Исполком слагает свои
полномочия перед вновь избранным Народным Собранием, которое формирует
и утверждает новый состав Исполкома (Правительства) на срок своих
полномочий.

После избрания в 2003 году нового состава
Народного Собрания Гагаузии, оно не сформировало и не утверждало
никакого Исполкома (Правительства) Гагаузии. Полномочия же предыдущего
Исполкома (Правительства) Гагаузии, в соответствии с законом, уже были
исчерпаны. Но, не смотря на это, как сам экс-Башкан Гагаузии Георгий
Табунщик, являющийся одновременно и Председателем Исполкома
(Правительства) Гагаузии, так и остальные члены Исполкома (министры)
Гагаузии, к этому времени де-юре являющиеся, образно говоря,
посторонними,- людьми с улицы, продолжали незаконно транжирить
публичные средства, в том числе и на личные свои нужды и обслуживание.

В
это время ими не законно списывались долги, начислялись разного рода
премии, на бюджет Гагаузии были незаконно навешаны многомиллионные
долги и кредиты, и т.д.

Видимо, в то время, гагаузские члены
Исполкома (министры) осознавая тот факт, что они являются юридически
нелегитимными чиновниками, они и себя не забывали. Так, начальник
Управления здравоохранения Гагаузии Чернев Николай Ильич, не законно,
за символическую цену, приватизировал служебную квартиру по ул. Ленина
г.Комрат, а затем перепродал его за 50 тысяч ЕВРО. Хотя имеется не
отменённые Постановления Исполкома и Народного Собрания Гагаузии, что
данная квартира является служебной и не подлежит ни приватизации, ни
перепродаже. Но, прокурор Гагаузии г-н Г.Лейчу, на эти вопиющие
нарушения закона до сих пор не отреагировал, чтобы восстановить
нарушенные права и возместить существеннейший ущерб, причинённый
публичным интересам Гагаузии, умышленными и неправомерными действиями
этих проходимцев и не чистыми на руки дельцов от партии власти.

Возникает
впечатление, что Прокурор Гагаузии или не знает законов Гагаузии, или
умышленно и преднамеренно игнорирует их, или же сам имеет какой-либо
личный интерес в этих сделках, коль не реагирует на эти нарушения и
покрывает их. В любом случае, на наш взгляд, такой человек,
допускающий, так вольно и пренебрежительно обращаться с законами
Гагаузии, мало того, что не достоин, но и не имеет морального права
возглавлять Прокуратуру Гагаузии.

Из изложенного с неизбежностью
вытекает, что деятельность судебных инстанций Молдовы в Гагаузии, в
период выборной кампании в Народное Собрание Гагаузии в марте-апреле
2008 года, была направлена на нарушение выборного законодательства
Гагаузии. Судебные инстанции, выполняя установку Председателя ПКРМ и
Президента страны В.Воронина о том, что «власть в Гагаузии была и будет
нашей», — фактически назначают представителей ПКРМ депутатами Народного
Собрания Гагаузии, не считаясь с нормами закона, морали и судебной
этики.

Ни для кого не является секретом, что происходящие
события в Гагаузии оказывают воздействие на происходящие процессы в
целом в Молдове, впрочем, также как и действия Центра, влияют на
события, происходящие в Гагаузии. Этот спектр особых взаимоотношений
официальных Кишинёва и Комрата, вытекает из Закона «Об особом правовом
статусе Гагаузии (Гагауз Ери) в составе РМ. Поэтому, на наш взгляд,
политическая элита в Молдове, хотя бы та, которая пытается себя
позиционировать как борющаяся с нынешним тоталитарным режимом правления
в Молдове и декларирующая, что выступает за демократию, за
неукоснительное соблюдение законов и фундаментальных прав Человека в
стране, должна была бы уже вместе с нами бить тревогу, наблюдая, как
нагло и цинично нарушается выборное законодательство Гагаузии.

На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации является только одно:

Чтобы
защитить честь нашего народа, права и полномочия Гагаузии, чтобы не
дать возможность представителям официального Кишинёва издеваться над
народом Гагаузии и наплевательски относиться к её законам, необходимо
набраться смелости и мужества и официально назначить повсеместно новые
выборы депутатов Народного Собрания Гагаузии. Может быть, для этого и
всем, кто законно избран, в знак протеста, сложив свои полномочия…

Дело
уже не в тех материальных затратах, которые придётся понести. Это, в
данном случае вторично. Дело в сохранении чести нашего народа, который
в очередной раз должен доказать всем, что не позволит НИКОГДА и НИКОМУ
ущемлять, унижать и нарушать его права и полномочия. В противном
случае, нами будут продолжать помыкать и издеваться над нами, считая
людьми второго сорта, которые не в состоянии соорганизоваться и встать
на защиту прав и свобод своего народа.

Мы убеждёны, что бизнесмены –
патриоты, представители народа Гагаузии, откликнуться на призыв, и
помогут материально, перечислив деньги на специальный счёт, чтобы
провести честные и свободные выборы в Гагаузии!

Председатель

Независимого правозащитного и

информационно-аналитического Центра И.Бургуджи