НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Румыния: уверенный курс на Запад

В мире // 14:30, 23 апреля 2009 // 2373
В настоящее время общественно-политическая обстановка в Румынии остается стабильной. Современный внешнеполитический курс Румынии направлен на усиление своего влияния в Юго-Восточной Европе, активизацию сотрудничества с соседними странами с целью создания зоны добрососедства на границах НАТО и Евросоюза и продвижения его инициатив в регионе. После присоединения к Североатлантическому альянсу Бухарест, стремясь снизить накал критики в свой адрес за отставание в реализации взятых в рамках блока обязательств, безоговорочно поддерживает США и НАТО в их намерении укрепить позиции в регионе.Вступление Румынии в НАТО и Евросоюз несколько укрепило ее внешнеполитические позиции, и в последнее время страна стремится оказывать все большее влияние на процессы в Юго-Восточной Европе.

В целях успешной интеграции в военные и экономические структуры Запада военно-политическое руководство Румынии последовательно расширяет связи с США и ведущими западноевропейскими государствами. В качестве основного стратегического партнера Румыния рассматривает США, которые, как считает нынешнее руководство страны, являются гарантом обеспечения стабильности в мире. Кроме того, активизируются связи с Францией, Германией, Великобританией и Италией. Наиболее активно развиваются контакты по военной линии. Отношения между министерствами обороны этих стран и Румынии направлены на расширение военного сотрудничества, укрепление связей в сфере подготовки военных кадров, увеличение совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки войск, развитие военно-технического сотрудничества и оказание помощи в реформировании румынских ВС.Значительное место во внешней политике Бухареста занимает поддержание тесных связей во всех областях с Балканскими государствами. Румыния, претендуя на роль лидера на Балканах, сосредоточивает усилия на повышении своего влияния в регионе за счет взвешенной, сбалансированной политики со всеми государствами Балканского полуострова и активного участия в решении субрегиональных проблем.

Вместе с тем, безоговорочно поддерживая действия Евросоюза в Юго-Восточной Европе, Румыния, в отличие от большинства стран ЕС, высказавшихся за независимость Косово, заняла в этом вопросе особую позицию, в соответствии с которой односторонние действия албанской стороны считаются неприемлемыми. Самостоятельность Бухареста объясняется в основном опасениями столкнуться с сепаратистскими процессами в Трансильвании, где компактно проживают венгры.В Румынии по-прежнему актуальны территориальные проблемы в отношениях с Молдавией и Украиной. Так, Бухарест не отказался от идеи создания единого румынского государства за счет объединения страны с Республикой Молдова. В самом Кишиневе подобные планы Румынии не находят поддержки. Сближению двух стран не способствует и наличие приднестровской проблемы, которая рассматривается румынским руководством как существенное препятствие для продвижения планов по созданию единого государства.В настоящее время главным негативным внешнеполитическим фактором для Румынии является обострение отношений с Молдавией, руководство которой обвинило Бухарест в причастности к попытке государственного переворота, предпринятого молдавской оппозицией после парламентских выборов в апреле с.г. Несмотря на официальные заявления президента Румынии Т.Бэсеску о непричастности Бухареста к беспорядкам в Кишиневе, руководство Молдавии объявило о введении между двумя государствами визового режима и объявило румынского посла в республике персоной нон грата.

В отношениях с Украиной территориальные проблемы возникли после прекращения существования СССР, когда лидеры Румынии пытались претендовать на Северную Буковину и Бессарабию. В течение длительного времени очагом напряженности в двусторонних отношениях служит проблема с определением принадлежности и статуса острова Змеиный, особенно вопрос уточнения национальной принадлежности месторождений углеводородов вблизи острова. В феврале 2009 года в ходе процесса, возбужденного Бухарестом против Украины, Международный суд в Гааге вынес решение в пользу Румынии, получившей суверенное право над площадью в 9,7 квадратных километров (80% из общей спорной территории).

Другим источником осложнения румыно-украинских отношений являются действия Киева по строительству глубоководного судоходного канала "Дунай-Черное море", альтернативного Сулинскому и Георгиевскому каналам Румынии. Бухарест при помощи западных союзников предпринимает активные попытки воспрепятствовать реализации данного проекта, который в этом случае лишит румынскую сторону значительной части доходов от транзита судов.Вместе с тем, низкие экономические показатели, несоответствие законодательной и судебной системы стандартам ЕС, проблемы реформирования и перевооружения ВС в соответствии с требованиями НАТО, высокий уровень коррупции и преступности, рост миграции населения препятствуют нормальной интеграции Румынии в европейские структуры. В настоящее время в условиях финансового кризиса руководство многих стран ЕС высказывает недовольство в связи с преждевременным решением о принятии Румынии в Евросоюз в 2007 году.

Румынское руководство выступает за углубление всесторонних отношений с Российской Федерацией. В первую очередь Бухарест стремится к активизации торгово-экономических связей, проявляя при этом заинтересованность в импорте российских энергоносителей, сырья, некоторых видов промышленной продукции; экспорте в Россию товаров нефтехимии, медикаментов, мебели, ряда сельскохозяйственных товаров, а также в создании совместных предприятий и привлечении российских инвестиций.Внутриполитическая обстановка в Румынии характеризуется наличием противоречий между ведущими общественно-политическими группировками и партиями по приоритетным направлениям внешнеполитической деятельности и социально-экономического развития страны, сохранением социальной напряженности в обществе, вызванной кризисными явлениями в экономике, безработицей и снижением жизненного уровня большей части населения, а также нерешенностью ряда межнациональных проблем.Наличие кризиса власти наглядно подтверждают итоги ноябрьских выборов в парламент Румынии в 2008 году. Лидирующие позиции занял альянс оппозиционных Социал-демократической и Консервативной партий, а также Демократическо-либеральная партия, поддерживающая президента страны Т.Бэсеску. По итогам голосования они получили соответственно 33,09 и 32,36 проц. голосов. По мнению аналитиков, успех оппозиционной партии частично объясняется опасениями граждан в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом.

Правящая до выборов Национал-либеральная партия Румынии, которую возглавляет бывший премьер-министр К.Попеску-Тэричану, набрала чуть более 18 проц. голосов, Демократический союз венгров, отражающий интересы венгерского национального меньшинства, получил почти 7 проц. голосов избирателей.

Приоритетными направлениями деятельности правительства страны на ближайшие четыре года являются укрепление государственной власти, создание необходимых условий для выхода национальной экономики из кризиса и ее дальнейшего подъема, повышение благосостояния граждан, решение проблемы занятости населения, а также борьба с преступностью, коррупцией и бюрократией. Особое внимание в экономической области уделяется вопросам стабилизации финансовой системы, реструктуризации и приватизации промышленных предприятий, поощрению и развитию мелкого бизнеса.

Меры правительства в социально-экономической области, направленные на дальнейшее углубление реформ, не приводят к заметным результатам. Продолжают снижаться основные макроэкономические показатели развития республики и уровень жизни населения. Несмотря на поддержку МВФ и государств Запада, правительству не удалось стабилизировать национальную валюту, увеличить валютный запас страны и снизить уровень инфляции. Внешний долг Румынии составляет 9,507 млрд. долл. В результате сокращения производственных мощностей общее количество безработных превысило 1 млн. человек (10,3% трудоспособного населения). Стагнация в проведении экономических реформ еще более усилила социальную напряженность в обществе.

Фактором, дополнительно дестабилизирующим внутриполитическую обстановку в стране, является сложная ситуация вокруг венгерского национального меньшинства в Трансильвании, выступающего за предоставление ему широкой автономии, а также обострение проблемы с цыганским меньшинством в Румынии.По своим социально-экономическим показателям и уровню жизни Румыния существенно отстает от западных стандартов и не соответствует требованиям Европейского союза к странам-членам. В настоящее время дают о себе знать такие серьезные проблемы, как значительная зависимость национального рынка от экспортных поставок продовольствия, преступность и массовая миграция. Согласно рейтингу Европейского статистического агентства Евростат, в Румынии зафиксирован один из самых низких экономических показателей в Европе.

Важным направлением деятельности румынского руководства является строительство собственных вооруженных сил. Приоритетное значение в этом плане Бухарест придает деятельности вооруженных сил в рамках НАТО, в том числе проведению совместных с ВС других стран альянса мероприятий оперативной и боевой подготовки, реконструкции объектов инфраструктуры в интересах объединенных вооруженных сил и участия в миротворческих миссиях.Румынские воинские контингенты находятся в составе группировки НАТО КФОР в Косово, ИСАФ, а также выполняют задачи в составе многонациональных сил в Ираке.Активно развивается двустороннее румыно-американское военное сотрудничество. Так, Соединенные Штаты создают военные объекты территории Румынии, в частности, в н.п. Бабадаг, Смырдан, Чинку, на аэродромах Михай Когэлничану и Фетешти, а также в порту Констанца.

В соответствии с двусторонним соглашением общая численность континген¬та американских войск на территории Румынии может составлять до 2,3 тыс. человек, а в период их ротации достигать почти 5 тыс. На аэродроме Михай Когэлничану, согласно планам, будут находиться до 200 военнослужащих, 14 истребителей F-16 и два самолета-заправщика КС-135, а также штурмовики А-10 и военно-транспортные самолеты С-130 ВВС США.

Кроме того, в рамках борьбы с международным терроризмом Румыния предоставляет в распоряжение США и НАТО воздушное пространство, национальную территорию и территориальные воды страны, а также все имеющиеся в распоряжении министерства национальной обороны ресурсы: личный состав, вооружение и военную технику, боеприпасы, запасы топлива и продовольствия, элементы на-циональной военной инфраструктуры.

Вместе с тем, существенное влияние на развитие ВС Румынии оказывает низкое финансирование и внутренние проблемы армии. Так, по словам министра обороны Румынии Михая Стэнишоарэ, после вступления страны в НАТО министерство обороны из года в год получало все более низкие проценты от ВВП. Министр заявил, что недавняя оценка подразделений министерства национальной обороны, проведенная Североатлантическим командованием, показала противоречивые результаты из-за "финансовых ограничений и опозданий в оснащении армии".Традиционно высоким остается уровень преступности в румынской армии. Воровство, превышение полномочий, незаконная выдача документов, шпионаж и т.д. оказывают негативное влияние на имидж румынской армии.

Неблагоприятная обстановка в ВС наряду с политическими и экономическими проблемами государства отрицательно сказываются на морально-психологическом состоянии румынских военнослужащих, являющимся стабильно невысоким по сравнению с показателями МПС других армий стран НАТО.Таким образом, внешнеполитический курс Румынии по-прежнему направлен на эффективную интеграцию в военные и экономические структуры НАТО и ЕС и безоговорочную поддержку политики США и ведущих стран ЕС с целью укрепления позиций Бухареста в Юго-Восточной Европе. В то же время низкие показатели экономического развития, кризис государственной власти, неудачи военного строительства, неразрешимость социальных и демографических проблем снижает уровень поддержки населения Румынии руководства страны и негативно сказывается на имидже Бухареста среди стран-партнеров Североатлантического альянса и Евросоюза.

Роман Шилов