НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

В.Воронин: Бэсеску разжигатель межнациональной розни и агрессивного румынизма

В мире // 09:18, 16 апреля 2009 // 1845

                                           Уважаемые соотечественники!


Избирателям Республики Молдова еще предстоит дать всестороннюю политическую оценку событиям 6-7 апреля 2009 года. Но молдавское общество убедилось: в стране есть силы, которые способны принести в жертву своим властным амбициям и демократические институты, и уважение к закону, и европейский выбор Республики Молдова, и ее государственность. Именно они смогли в считанные дни вернуть в страну атмосферу страха и недоверия начала 90-х годов. Именно они своим последовательным отрицанием всех демократических основ молдавского общества, казалось бы, создали все мыслимые и немыслимые предпосылки для того, чтобы страна свернула с курса европейской модернизации, развернула бы акты мщения против своих оппонентов, дискредитировала бы свою государственность презрением к Верховенству права.Но эта провокация провалилась. Власть не позволит себе втянуться в ту рискованную игру без правил, которую пытаются ей навязать либеральные оппоненты. Власть сегодня больше озабоченна задачами объединения общества, залечивания той политической травмы, которая поляризовала общественное мнение, сформировало обстановку «холодной войны» между разными политическими лагерями.


«Европейскую Молдову строим вместе!» - именно под таким лозунгом шла Партия коммунистов на выборы 2009 года. Никто не предполагал, что этот призыв окажется столь востребованным после парламентских выборов! Никто не задумывался, что строить и восстанавливать придется в буквальном смысле. И не только административные здания, но и наше общество. Воссоздавать в нем дух терпимости, доверия и уверенности в завтрашнем дне. Сильная власть отличается от любой диктатуры и любого авторитарного режима тем, что никому не мстит. Не мстит, ибо понимает, что политические конфликты - всего лишь проекция того, что происходит в глубинах общества. Согласитесь, что легче всего раздавить конфликт силой, применить букву закона, но куда сложнее разобраться в источниках этого конфликта. Молдавское государство переживало немало испытаний, но я убежден, что из сложившегося кризиса наша страна сумеет выйти еще более сильной, а общество более сплоченным.Я знаю, что именно такие действия руководства Республики Молдова найдут понимание не только в нашем обществе, но и вызовут солидарность со стороны всех заинтересованных внешнеполитических друзей и партнеров молдавского государства. И тут, конечно же, важно всем вместе двигаться в едином конструктивном русле, решать проблемы, а не порождать новые конфликты.


Именно в этом контексте кажутся крайне тенденциозными и несвоевременными все те действия, которые предпринимает в отношении Республики Молдова высшее руководство Румынии. Выступление Президента Румынии Траяна Бэсеску является лучшим и самым красноречивым комментарием к тому, о чем неоднократно заявляло руководство Молдовы, обращаясь ко всем организациям и структурам Европейского союза. Само это выступление - от начала и до конца - является примером государственного реваншизма и не оставляет более никаких сомнений в том, кто именно вдохновляет тех немногочисленных политиков Молдовы, для которых борьба за либеральные ценности почему-то равна борьбе против независимости Молдовы. К сожалению, Президент Румынии в своем заявлении выразил сомнение в заключении европейских наблюдателей о том, что выборы в Молдове были демократичными и свободными, и взял на себя смелость назвать все население Республики Молдова румынами, и обязался усилить организационную и финансовую поддержку всех тех структур, которые ежедневно говорят о необходимости ликвидации Молдовы, и напрямую обратился к молдавской молодежи с солидарным призывом, и пообещал привести всех румын из-за Прута в Европу путем тотального предоставления гражданства Румынии. Если все это не называется вмешательством во внутренние дела Республики Молдова и подстрекательством к продолжению уличных беспорядков, то тогда, на основе принципов международного права, это можно квалифицировать и в более строгих категориях.Я убежден, что своим заявлением Президент Румынии значительно сузил поиск внутриполитических причин событий 6-7 апреля в столице Республики Молдова и снял с молдавских властей обвинения в шпиономании.

Напомню, что в момент развития событий 7 апреля высшее руководство Молдовы напрасно ждало осуждающей реакции со стороны Румынии. Реакции, которая бы содержала в себе как минимум отмежевание от погромщиков, штурмующих здание Парламента и администрации Президента под румынскими знаменами и унионистскими лозунгами. Но последовало странное и красноречивое молчание.


В тот критический момент мы были вынуждены объявить Посла Румынии персоной нон грата. На протяжении всего своего мандата этот дипломат превратил возглавляемое им Посольство не в место политического диалога двух государств, а в место для конспиративных встреч с различными персонажами молдавской политики, ищущих поддержки не столько со стороны нашего общества, сколько со стороны правительства Румынии. Но уважаемый дипломат, оказывается, вел себя так исключительно потому, что в первую очередь для его собственного Президента не существует представления о молдавской идентичности и молдавской независимости.В тот крайне напряженный день все обратили внимание на особую враждебность практически всех румынских телевизионных каналов, которые открыто призывали население нашей страны к мятежу. Молдавское общество видело и то, как организовывали волонтеров из Румынии для экстренной отправки через границу в Кишинев, как все происходящие уличные протесты именовались гордым словом «революция». Все эти тревожные сигналы вынудили нас ввести визовой режим для румынских граждан. Столь вынужденная мера - всего лишь ответ соседнему государству, давшему себя открыто вовлечь во внутреннеполитические события в Молдове.


Я оставляю на совести Президента Бэсеску все его жесткие оценки и несдержанность в высказываниях. Надеюсь, они станут предметом особого изучения в Европейском союзе, вынужденного нести коллективную ответственность за действия страны, вставшей на путь провоцирования уличных столкновений в другой стране.В то же самое время сила и дух европейских ценностей заключаются не только в умении держать в узде пещерные инстинкты некоторых европейских политиков. Их сила заключается в том, чтобы уметь сообща находить консенсус в самых неразрешимых ситуациях. Отношения Молдовы и Румынии, к огромному сожалению, сегодня относятся именно к такого рода проблемам.Чтобы избежать ложных интерпретаций, я бы хотел, чтобы именно от меня еще раз прозвучало то видение молдо-румынских отношений, которое может стать приемлемым для народов обеих стран.


Да, у наших стран беспокойная история, которая на протяжении веков болезненно кроила наши судьбы. Мы говорим на одном и том же языке, даже если мы называем его по-разному. Но это не должно становиться поводом для политических войн. Думаю, что наши трудности общения и понимания имеют исторические мотивы и менталитет, которые можно понять. Значительная часть территории Румынии столетиями являлась государствообразующей частью Молдовы. Более 20 лет часть территории Республики Молдова находилась в составе румынского государства. Отсюда и восприятие - иногда наивное и романтичное, иной раз полное превосходства и высокомерия - тех новых геополитических реалий, что возникли после распада СССР и после провозглашения Республикой Молдова своей независимости. Идея воссоздания великой Румынии, или унионизм, возбудила воображение многих после 1989 года. Однако ныне время диктует прагматичные и реалистичные подходы, да и вчерашние мечтатели повзрослели и в Кишиневе, и в Бухаресте. Но все же искушение считать Республику Молдова утраченной территорией, которую при определенных обстоятельствах можно было бы вернуть, и сегодня будоражит умы многих в обеих столицах. «Бессарабская проблема», как ее называют в Бухаресте, стала электоральным излюбленным коньком в самой Румынии.

Я надеюсь, что рано или поздно руководство современной Румынии осознает, что время обветшалых, геополитических интриг прошло, что европейские страны давно и с успехом преодолевают прошлые исторические обиды. Осмелюсь подсказать нашим бухарестским друзьям модель регионального партнерства, которое должно было бы вдохновлять и нас в наших двухсторонних отношениях. Это пример Польши и Украины. Польша потеряла значительные территории в пользу бывшего СССР, территории, которые сегодня являются составной частью Украины. Но никто в Варшаве не носится с идеей реванша, территориальных притязаний к Киеву. Никто не пытается обратить украинцев в поляков, предоставляя населению этой страны гражданство, лишая их важнейшего стимула к европейской интеграции собственной страны. Напротив, отношения между этими двумя странами превосходны. Как и отношения между Польшей и Литвой, например. Это в условиях, когда все знают, что и между ними границы претерпели существенные изменения. Но это не является препятствием для отношений партнерства и тесного сотрудничества между Варшавой и Вильнюсом. Однако, что касается Румынии - сохраняется иной взгляд, возвращающий нас все время в дурную бесконечность взаимных упреков и обвинений. И это вызывает сожаление.

Я считаю, что нужно преодолеть наивность начала 90-х и пересмотреть отношения, которые строятся с позиции превосходства. Как государственные мужи мы обязаны мыслить реалистично. Иначе чувство неудовольствия, вызываемое навязчивыми историческими идеями, спровоцирует реваншистские тенденции, которые являются в равной мере и устаревшими, и антиевропейскими.Нежелание официальных лиц Бухареста подписать базовый договор и договор о границе с Республикой Молдова является явным доказательством их неискренности. Все оправдания и причины, по которым постоянно переносится подписание этих основополагающих для укрепления наших отношений документов, не имеют ничего общего ни с международной практикой, ни с национальными интересами Румынии, ни с интересами Европейского союза. Они лишь ясно показывают, что в Бухаресте «Бессарабская карта» разыгрывается в силу простого непонимания сути новых геополитических реалий в регионе.


Особенно драматично то, что продвижение фундаменталистского и агрессивного румынизма, как и действия по политической дестабилизации Молдовы, только подпитывают приднестровский сепаратизм, оправдывая его предостережения о существовании неизбежной угрозы, которая исходит со стороны Румынии. Именно поэтому все те, кто открыто вдохновляет несовершеннолетних граждан моей страны фантастическими сценариями о воссоздании Великой Румынии, в первую очередь подрывают региональную стабильность. Не говоря уже о том, что провокационные действия под прикрытием патриотизма наносят несомненный ущерб и национальным интересам Украины, ее территориальной целостности, подталкивая, таким образом, весь регион к угрозе опасной балканизации.

Приходится признать, что в таком своем качестве Румыния, к сожалению, не является генератором стабильности для Республики Молдова и окружающего региона. А претензия господина Бэсеску на заботу о «четырех миллионах румын» - это лишь доказательство непонимания наших реалий. Подобное отношение, кроме всего прочего, не учитывает тот факт, что в Республике Молдова проживают граждане разных национальностей, которые обладают равными правами с правами титульной нации, и навязчивая забота господина Бэсеску о  румынах Бессарабии является не только проявлением агрессивного румынизма, но и фактором разжигания межнациональной розни.Я сожалею, что бухарестские власти путают историю и культуру с политикой. Хорошо было бы понять простую истину: близость лингвистического и духовного порядка не дает права ни одному государственному лицу Бухареста распространять свою политическую власть над гражданами Республики Молдова.


Как Президент Республики Молдова однозначно заявляю: моя страна желает развивать самые добрые и прочные отношения дружбы и сотрудничества с Румынией. Углубление политических, экономических и культурных связей - в интересах моей страны. Но мы вправе требовать от бухарестских властей относиться к нам с уважением и честно, как к суверенному государству, как к народу, который живет по законам своей страны, без внешнего вмешательства, развивая демократию в европейском духе и в соответствии с международными нормами и международной практикой.

Мы считаем, что в нынешних условиях лучшим доказательством европейских устремлений Румынии и ее искреннего уважения к молдавской государственности станет подписания Базового политического договора между нашими странами и подписание договора о границе. Но еще большим вкладом Румынии в развитие европейской перспективы для Молдовы стала бы активизация усилий Румынии в рамках Европейского союза по предоставлению гражданам Молдовы права на свободное перемещение. Я не сомневаюсь, что Румыния способна направить всю свою энергию и весь свой авторитет на то, чтобы добиться этих целей.Что же касается прошедшего кризиса, то я как Президент Республики Молдова считаю своим долгом не только сохранить стабильность и доверие к демократическим институтам. Я обязан сделать все для того, чтобы вспышка отчаянного насилия, проявленная 7 апреля, не повторилась в будущем, чтобы народ Молдовы сказал о себе, что он способен без посторенней помощи находить решения, который ставят его в один ряд с просвещенными народами Европы.


Я искренен, когда заявляю, что мне не понятна стратегия либеральных оппонентов, я не понимаю ни их целей, ни их ценностей, ни их лозунгов. Но я знаю одно - за всеми этими людьми стоят избиратели, за всеми этими людьми стоят граждане Республики Молдова. Я рад тому, что мы смогли избежать кровопролития в прошлый черный вторник, но я крайне обеспокоен тем, что сотни молодых граждан вынуждены находиться в изоляторах, расплачиваться своей свободой за ошибки, которые лежат на совести других людей, называющих себя политиками.


Я знаю, что общество Республики Молдова будет всегда оставаться разным, что его общественное мнение нельзя будет сгрести под одну гребенку. Одним будут по душе коммунисты, другие будут голосовать за другие партии. Потому, что Молдова - демократическое государство. В этом сила нашей страны, в этом ее иммунитет к любым провокациям, к любым трагическим эпизодам нашей современной истории.Как руководитель победившей партии я знаю, что именно на этой партии лежит и далее ответственность не только в движении страны по пути европейской модернизации, по предотвращению экономического кризиса, по утверждению нового качества жизни. На нашей партии ответственность и за то, чтобы, вне зависимости от своих политических убеждений, вне зависимости от действий разнообразных провокаторов, каждый гражданин Молдовы чувствовал уверенность в том, что его Родина - свободное, современное государство.


Именно поэтому, а также пользуясь приближением самого светлого Праздника всех православных христиан, призываю всех участников политического процесса в Республике Молдова к возвращению в русло цивилизованного диалога. Представители криминального мира и рецидивисты, которые воспользовались сложной политической обстановкой, останутся в местах лишения свободы. Что же касается всех остальных участников событий 7 апреля, то я прошу соответствующие компетентные органы провести всеобщую амнистию и ходатайствую о прекращении всех форм преследования участников акций уличного протеста.Власть не предъявляет и не выдвигает никаких условий лидерам оппозиции. Любые их решения имеют одного единственного судью - избирателя. Именно он оценит всех нас.


Европейскую Молдову строим вместе!