НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Свернут ли евреи себе, наконец, шею?

В мире // 10:09, 6 января 2009 // 1941
Массовое поведение евреев, поведение как целого, часто вызывает недоумение: вроде общеизвестно - “евреи умный народ”, но вот посмотришь на то, что они творят в диаспоре, как управляются со своим государством - часто просто оторопь берет. Особенно много вопросов вызывают последние пятнадцать лет: вытащить из небытия своего смертельного врага, сначала Арафата и ФАТХ - Армию Освобождения Палестины, теперь еще и ХАМАС (последний был просто создан израильскими спецслужбами, как рассчитывали умники в тогдашнем правительстве Рабина - для борьбы с ООП), вооружить его, привести на свою землю, отдать в полное распоряжение врагов куски исторической Родины, после волны кровавого террора - отдать еще большие территории, выселив из них своих же граждан, евреев, проживших на земле предков уже три поколения, поставить ради этого государство на грань гражданской войны, спокойно смотреть, как ХАМАС и “Хизбалла” закачивают в Газу и Ливан вооружение и создают полноценные армии… Кажется, еще немного, и избранный народ окончательно свернет себе шею, человечество наконец-то вздохнет спокойно, а просторы Ближнего Востока вернуться в свое первобытное состояние.

Проблема сия волновала еще мудрецов Талмуда. Вот что написано на эту тему в Иерусалимском Талмуде (трактат Шкалим, гл. 1, так же в Йалкут Шимони, Шмот, Трума, 25:368): “Сказал рабби Иегуда Бен Пази со слов Рабби: Вскоре после выхода из Египта, еще в Синайской пустыне, В-севышний через Моше призвал евреев принести пожертвования на строительство Мишкана (Скинии, т.е. Переносного Храма). Как же было выполнено это повеление? Тора говорит, что “И приходили, - каждый, кого влекло сердце, и каждый, кого располагал дух, приносили они приношение Г-споду” (Шмот, 35:21-22).

А когда народ собрался, вопреки воле Вс-вышнего, делать Золотого Тельца, про это сказано так: “И снял весь народ серьги золотые, которые в ушах их” (Шмот, 32:3). То есть в первом случае это были только избранные: “каждый, кого влекло сердце, и каждый, кого располагал дух”. Когда же речь зашла о безумно-самоубийственной затее изготовления псевдобожества - участие принял уже весь народ.

А вот что говорится о моменте дарования Торы: “И вывел Моше народ навстречу Б-гу из стана, и стали у подошвы горы. А гора Синай дымилась вся от того, что сошел на нее Г-сподь в огне” (Шмот, 19:17-18). Но при описании “греха разведчиков” - события, которое послужило первопричинойвсех последующих изгнаний, когда народ усомнился во Вс-вышнем, не захотел входить в Землю Израиля, тогда говорится, что евреи “все подошли“ (Дварим, 1:22). То есть, когда нужно было идти принимать Тору - Моше пришлось “тащить евреев за ухо”, “вывести” их. Когда же речь зашла об отказе от дара В-севышнего - евреи “подошли”, сами, по своей воле, и “все”.

Про то, как евреи благодарили Б-га после гибели египтян и чудесного спасения на Красном море, сказано: “Тогда воспел Моше и сыны Израиля эту песнь Г-споду” (Шмот, 15:1). То есть сначала “воспел” Моше, евреи присоединились к нему потом, через какое-то время, инициатива исходила именно от Моше. При описании “греха разведчиков” говорится: “И подняла вопль вся община, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и на Аарона все сыны Израиля, и сказала им вся община: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или в пустыне этой умерли бы!” (Бемидбар, 14:1-2) - то есть уже никакой пропаганды не потребовалось, народ был единодушен.

Сказал Хия бар Аба: пророк Цфанья говорит, что это общее правило у евреев - когда они бунтуют против Вс-вышнего, то спешат, торопятся исполнить задуманное: “Думал Я: верно будешь бояться Меня, примешь назидание, чтобы не было истреблено жилище его (и не случилось) все, что Я определил ему; но они спешили испортить все деяния свои” (Цфанья, 3:7).

Сказал Аба бар Аха: “Невозможно понять этот народ! Требуют от них дать на создание Золотого Тельца - дают! Требуют от них дать на создание Скинии - дают!”.

Что ж. С одной стороны, все это весьма грустно. Но вот с другой - вселяет надежду: если за столько тысячелетий столь “разумного” поведения, когда все наши враги, начиная с тех же древних египтян, канули в пучину времени - еврейский народ все еще жив-живешенек, если наши предки, которые все же были “лучше нас”, не надоели нашему Небесному Отцу - то и мы, с помощью Вс-вышнего, снова выйдем из той ловушки, в которую сами же себя и загнали.

Рав Авраам Шмулевич