НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Рогозин как тяжелая артиллерия по формату?

В мире // 10:07, 30 марта 2012 // 1647

Лидер общественно-политического Движения Валерий Клименко усматривает в назначении Дмитрия Рогозина специальным представителем президента Российской Федерации в Приднестровье тщательно продуманные действия в деле  укрепления позиций официального Тирасполя в переговорах с властями Молдовы. Как он заявил в интервью агентству НИКА-пресс, Рогозин, будучи, с одной стороны, опытным дипломатом и переговорщиком  по сложнейшим внешнеполитическим проблемам, а с другой, -  державником и выступающим за укрепление позиций Кремля в том числе и на постсоветском пространстве, обязательно будет настаивать на том, чтобы политические предпочтения приднестровцев в деле урегулирования были учтены, и вряд ли согласится с какими-нибудь предложениями, идущими во вред сложившимся на левом берегу реалиям.

Председатель убежден и в согласованных действиях, которые умещаются в рамки приднестровской проблемы, направленных и на соблюдение интересов в регионе российского ВПК. На вопрос агентства означает ли это, что следует ожидать от Москвы в ближайшем будущем реализации на территории непризнанной республики каких-либо организационных или иных проектов фундаментального свойства, Клименко сказал: «Приднестровье по-прежнему в зоне устойчивой конфликтности, а посему любые вложения сюда не представляются целесообразными, однако действия, направленные, во-первых, на защиту граждан РМ, проживающих здесь, во-вторых, на укрепление позиции в зонах объявленного внимания, будут считаться оправданными».

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Комментариев в связи с назначением Рогозина было предостаточно. В Молдове высказали недоумение: почему не посоветовались с нами - все-таки формально Левобережье числится территорией РМ. В Москве, видимо, решили не отвечать, а молчание из-за кремлевской стены означает только одну реакцию: вот именно, формально; Россия здесь «давно правит бал» и, наверное, надолго. В Тирасполе похвалили Рогозина – в приднестровском понимании  «человека острого ума», похвалили Москву (новым властям непризнанной республики вовремя подоспела моральная, политическая и техническая помощь в лице опытного дипломата). В Тирасполе же высказали недоумение по поводу недоумения официального Кишинева.   

Череду обмена мелкими и  задиристыми мнениями, очевидно, завершат в Кишиневе парламентские слушания по приднестровскому вопросу, которые, по неофициальным данным, планируется провести как можно скорее (в пятницу) и  в закрытом режиме. На этом тема «назначение Рогозина»  для официальных сторон будет исчерпана. Придется работать и при нем и при любом другом московском посланнике. 

А вот для различных наблюдателей, экспертов и политиков поводов будет много посудачить о планах Рогозина и о его возможностях добиться реальных результатов.

Предположили, что он едет в Кишинев-Тирасполь с каким-то своим текстом, похожим издали на «меморандум Козака» от 2003 года, план ОБСЕ от 2002 года, и «Московский меморандум» от  1997 года.

Это вряд ли. Рогозин действительно опытный специалист, чтобы вот так сходу приезжать и трясти пред глазами двух сторон конфликта своим документом. Ответ на вопрос с чего начнет Рогозин следует искать в некоторых заявлениях приднестровского МИДа. А там -  призывы вернуться к той части «московского Меморандума», которая считает самостоятельную (независимую от умонастроений в Кишиневе) внеэкономическую деятельность Тирасполя бесспорной и обязательной для достижения в обозримом  будущем успехов в переговорах о статусе Приднестровья.

Приднестровская дипломатия, находящаяся сейчас на пике своего азарта, напомнила и о том, что сторонам следовало бы вернуться ко всем совместным документам, подписанным ими, как говорится, в здравом уме и крепкой памяти, и возможно приступить к их реализации. Очень может быть, что в Тирасполе указывают на пакет документов, подписанный Ворониным и Смирновым в мае 2001 года. А там еще предметнее; там - о создании совместных пространств: информационного, таможенного, финансового, военного… Не исключено, что Рогозину «майский пакет» будет интересен, который, как ни крути его, сводится к созданию при участии двух территорий некоего общего конфедеративно-федеративного образования с учетом особых традиций на двух берегах. Москва хочет влиять на внутреннюю и внешнюю политику РМ через Приднестровье? Да, хочет, конечно.  И чем не способ?

Пока же ближе всех в оценках миссии Рогозина, похоже, оказались те специалисты, которые предположили, что специальный и постоянно действующий посланец Кремля призван «взорвать переговорный формат». Если это о формате «5+2», то призван, и может –  если не взорвать, так отрезвить и поумерить его пыл. Практика деятельности «семерки» (а вернее сказать «пятерки» - это все, кроме Кишинева и Тираполя) показывает: она эффективна только для выполнения одной задачи - чтобы ни одна из сторон конфликта не сумела другую сторону конфликта обмануть, обыграть, объегорить, обскакать на повороте, ну, то есть трахнуть по башке каким-нибудь своим выгодным только ей планом. Для  выполнения других задачах в переговорах  такие разные посредники, гаранты и наблюдатели не годятся. И, наверное, пришло время, когда Москва в очередной раз, но сейчас несколько погромче и понастойчивее, готова повторить свой тезис: приднестровский конфликт – дело сугубо властей Молдовы и решить его можно лишь при активном участии сторон конфликта, т.е. вдвоем.  Очевидно, Рогозин с этого и начнет свою миссию на обоих берегах.