НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Голос России: Евроинтеграция обходит Кишинев

В мире // 11:25, 7 февраля 2012 // 1355

Властям Молдавии выгоден нерешенный приднестровский вопрос - таким образом они оправдывают буксующую евроинтеграцию, считает эксперт Василий Каширин

Молдавия готова предоставить Приднестровскому региону особый статус - широкую автономию в составе реинтегрированного государства. Об этом заявил исполняющий обязанности президента Молдовы, председатель парламента Мариан Лупу на встрече со специальным представителем председателя ОБСЕ по процессу приднестровского урегулирования Эрваном Фуэре.

Между тем, по мнению старшего научного сотрудника Российского института стратегических исследований Василия Каширина, Кишиневу политически выгодно оставлять приднестровский вопрос нерешенным.

- На ваш взгляд, реинтерграция, о которой так много говорят, не лишена ли сегодня смысла?

- Заявление Мариана Лупу говорит, прежде всего, о том, что нынешнее руководство Республики Молдова ничуть не продвинулось в своем понимании реалий нынешнего состояния конфликта на Днестре с момента принятия закона об основных положениях особого правового статуса Приднестровья.

Это, по сути, был отказ от малейших поисков реального компромисса, это была попытка диктата, попытка навязать Приднестровью вхождение в унитарное молдавское государство. Это просто Молдова предложила Приднестровью реинтегрироваться целиком на условиях Кишинева. Естественно, это в корне хоронит любую возможность реального достижения компромисса.

- Эта возможность также исключена в связи с тем, что не решена еще проблема социально-экономического правого и левого берега Днестра?

- Конечно. Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что современная Молдова даже гипотетически не может предложить Приднестровью для реинтеграции сколько-нибудь привлекательную социально-экономическую модель в самой Молдове.

В Молдове сейчас депрессивная экономика, очень печальное, безрадостное положение, там реально плохо живется простым людям. Это постоянный политический хаос, в отличие, кстати, от Приднестровья, где недавно полностью поменялась власть совершено демократическим путем. А в Молдавии анархия и неспособность избрать президента.

То, что может Молдова предложить Приднестровью для реинтеграции, тем более на условиях Кишинева, абсолютно неприемлемо для Тирасполя, в том числе и для нового руководства Приднестровья.

- Таким образом, никакого прорыва от запланированных на конец февраля переговоров в Дублине ожидать не стоит?

- 27 января состоялась встреча премьер-министра Молдовы Влада Филата и нового президента Приднестровья Евгения Шевчука в Одессе. И все эксперты сказали, что главный реальный результат этой встречи, от которой многого ждали, - это сам факт встречи. Потому что больше они ни о чем не договорились.

Шевчук сказал, что сейчас он не намерен, не готов обсуждать вопрос о статусе Приднестровья. И сказал, что будет придерживаться только теории малых дел, то есть решения конкретных мелких вопросов экономического взаимодействия, оживления связей, железнодорожного сообщения между Молдовой и Приднестровьем.

А на конец февраля намечена встреча в Дублине, новый раунд переговоров в формате "5+2", и, озвучивая идеи, подобные той, о чем сказал Мариан Лупу, фактически кишиневская сторона говорит, что она не готова к реальному диалогу, к реальному обсуждению. И тем самым заранее, априори она хоронит возможность хоть какого-то, хоть незначительного продвижения на тех же самых переговорах в Дублине.

- Молдавская оппозиция начала бессрочную акцию протеста. И в этом случае мы говорим о том, что Молдавия политически дестабилизирована. Уже несколько лет не могут в этой республике избрать президента, то есть эта страна сегодня не имеет никаких политических аргументов и инструментов, чтобы создать площадку для той же реинтеграции.

- Безусловно. Все чаще говорят, что современная Молдова в политическом плане - это государство провалившееся, государство несостоявшееся, несостоятельное. И эксперты в самом регионе, в самой Молдове, кто-то смеется, а кто-то искреннее об этом горюет, но это факт, что в стране нет законного главы государства, президента, а есть исполняющий обязанности. С кем договариваться, если в Молдове сейчас нет договороспособных сил и политиков?

- И при этом страна наметила курс на евроинтеграцию.

- Тут тоже нужно сказать, что в итоговых докладах Еврокомиссии за 2010 и 2011 годы о перспективах членства новых стран ЕС Молдова не упоминается вообще. Там упоминается целый ряд балканских государств, другие страны, а Молдовы там нет вообще.

И лично мне кажется, что нынешнее руководство Молдовы, Альянс за европейскую интеграцию в каком-то смысле даже заинтересованы в сохранении нерешенным приднестровского конфликта.

Потому что тем самым они могут оправдывать свою беспомощность в вопросе евроинтеграции Молдовы. Они могут оправдывать ее с ссылками на то, что именно нерешенный вопрос Приднестровья мешает Молдове, не пускает ее в Европу, хотя на самом деле причина лежит, конечно, в целом комплексе других глобальных, экономических и иных причин.

- Население Приднестровья выступает за независимость, люди против того, чтобы входить в Молдавию. Об этом говорят данные соцопросов. Получается, что население против реинтеграции, а заявляют о ней политики. Каким вы видите статус Приднестровья? Какая есть платформа для разрешения этого конфликта?

- Сейчас единственный возможный статус Приднестровья - это отложенный статус. Потому что сейчас на официальном, юридическом уровне, скажем, Россия не готова признать Приднестровье. Официальная позиция Москвы - это признание территориальной целостности Молдовы.

В то же время де-факто, мы видим это на практике, Россия поддерживает Приднестровскую Молдавскую Республику. Таким образом, в ближайшие годы, быть может, на протяжении жизни нынешнего поколения, вопрос статуса Приднестровья решен не будет.

Возможно, если заработают те самые глобальные интеграционные процессы на постсоветском евразийском пространстве, тогда уже могут произойти определенные сдвиги, что позволит решить вопрос о статусе Приднестровья.