НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Выступление Председателя ВС ПМР Анатолия Каминского на пленарном заседании

В мире // 09:38, 16 сентября 2011 // 1717

ИА "Лента ПМР" публикует расшифровку доклада  Председателя ВС ПМР, лидера РПП "Обновление" А. Каминского  в ходе первого пленарного заседания второй сессии Верховного Совета Приднестровья.

Уважаемые депутаты, уважаемые коллеги, члены Кабинета министров, представители органов, присутствующие! По традиции работу очередной сессии начну с краткого подведения итогов весенней сессии и определения наших приоритетов на предстоящую осенне-зимнюю сессию.

Во время весенней сессии Верховным Советом была проведена большая, результативная работа.

6 августа 2011 года вступили в силу конституционные изменения, рассмотренные нами в рамках широкой, открытой и конструктивной дискуссии.

В развитие конституционных преобразований в первом чтении рассмотрен и принят проект специального статутного законодательного акта о правительстве.

Принята Концепция бюджетной и налоговой политики на 2012 год и среднесрочную перспективу. В ходе разноформатного обсуждения первоначальная редакция претерпела существенные изменения в сторону послабления налоговых режимов для экономических агентов в 2012 году и поэтапного дифференцированного увеличения налоговой нагрузки на бизнес.

Были проведены широкие парламентские слушания о мерах поддержки аграрного сектора. Высказанные сельхозпроизводителями заинтересованность и просьба о поддержке и необходимости расширения льготной кредитной помощи позволили нам убедить коллег в Российской Федерации и получить 300 000 000 рублей РФ на дальнейшее развитие агросектора. Первый транш финансовой помощи в размере 100 000 000 рублей РФ для этих целей уже зачислен на счета Верховного Совета.

Также на выездных заседаниях профильного комитета обсуждались трудности работы малого и среднего бизнеса на местах. Высказанные предложения нашли свое отражение при принятии Закона «О развитии и государственной поддержке малого предпринимательства», разработке проекта закона «О разрешительной системе», который принят в первом чтении. Источником финансовой помощи для начала нового бизнеса или развития имеющегося также станут средства поступившей финансовой помощи Российской Федерации.

Поэтому хочу положительно оценить этот принципиально новый формат предварительной работы по мониторингу ситуации и непосредственному взаимодействию с предпринимателями, который мы и впредь будем закладывать в основу принимаемых нами решений.

Также к числу основных итогов работы первой сессии следует отнести возобновление социального проекта по оказанию Российской Федерацией гуманитарной помощи Приднестровью по линии Верховного Совета. В 2011 году эти средства позволяют осуществлять доплаты пенсионерам в размере 150 рублей, финансировать расходы на питание в социальных и лечебных учреждениях, а также обеспечивать весь предстоящий учебный год дополнительным питанием учеников начальных классов в школах по всей республике. Общий объем гуманитарной помощи за три квартала 2011 года составил более 580 (пятисот восьмидесяти) миллионов рублей РФ (около 20 млн долл.).

По поводу критики, которую Верховный Совет слышит в свой адрес, о нецелесообразности такой поддержки в связи с отсутствием долгосрочных гарантий непрерывного поступления внешней помощи, а также внутренних ресурсов для сохранения достигнутого уровня пенсионного обеспечения, хочу сказать следующее.

Напомню, что нам, органам государственной власти, не удалось реализовать государственную целевую программу «О дополнительных мерах социальной поддержки малоимущего населения» и довести к 2010 году уровень минимальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера.

Напомню, что у нас более 136 тысяч пенсионеров, большая часть которых в силу преклонного возраста не сможет уехать в поисках лучшей доли или продолжать трудовую деятельность. Это люди, граждане Приднестровья, трудовая активность которых пришлась на годы советской власти, годы становления и развития нашей республики. Конституционная и моральная обязанность всей системы государственной власти – принимать все необходимые меры, изыскивать как внутренние, так и внешние источники для положительной динамики в пенсионном обеспечении граждан.

А рассуждения о нецелесообразности в данном вопросе считаю кощунственными, преступными и абсолютно негосударственным подходом к вопросам пенсионного обеспечения граждан.

Хочу подчеркнуть, что в 2011 году российская надбавка позволила довести доход получателей минимальной пенсии до 80% прожиточного минимума пенсионера. Размер средней пенсии с учетом дополнительной выплаты составил 130% прожиточного минимума пенсионера, а это ни много ни мало около двух третей получателей пенсии и денежного содержания в нашей республике.

Обращаю внимание, что сегодня на сессии мы будем рассматривать изменения в закон о бюджете Пенсионного фонда на этот год, и изыскивать источники покрытия кассовых разрывов, возникающих в связи с неравномерным поступлением как доходов, так и средств, являющихся источником погашения дефицита. По представленной информации, до конца года Пенсионному фонду необходимо около 60 000 000 рублей, дабы исключить перебои с выплатами пенсий. Я напомню, что при формировании Пенсионного фонда дефицит бюджета составлял более 700 миллионов рублей. На этом пленарном заседании мы должны обратить особое внимание на этот вопрос.

Считаю необходимым на одном из ближайших заседаний заслушать информацию исполнительных органов власти о текущей ситуации, которая складывается с финансированием расходов Пенсионного фонда, республиканского и местных бюджетов, а также прогноз исполнения обязательств по выплате заработных плат, пенсий и прочих социальных выплат до конца года в пределах утвержденного дефицита и источников его погашения. Ситуация складывается крайне неблагополучная. Мы должны изыскивать все возможности, чтобы своевременно выплачивать зарплаты, чтобы не было задержек по выплате пенсий и других социальных выплат.

Переходя к планам на предстоящую сессию, хочу отметить, что мы сохраним преемственность в решении тех ключевых задач, которые я как Председатель поставил во главу угла своей работы и работы вновь избранного депутатского корпуса в январе 2011 года.

В настоящее время в законопроектном портфеле – 363 законопроекта. Из них в режиме законодательной необходимости – 48, в том числе около 15 предусматривают изменения в налоговое законодательство и должны вступить в силу с 1 января 2012 года. Среди них есть полные законодательные акты.

Обращаю внимание представителей Кабинета министров, что такой авральный характер работы недопустим и не позволит принять выверенные решения.

В связи с этим мной дано поручение председателям ответственных комитетов в первоочередном порядке рассмотреть законопроекты, определяющие формирование в 2012 году доходов республиканского, местных бюджетов и внебюджетных фондов, оговоренных Концепцией бюджетной и налоговой политики.

Вместе с тем объемные законопроекты, полные законы необходимо широко обсуждать в рамках парламентских процедур, консультаций с представителями промышленности, агросектора, малого и среднего бизнеса, индивидуальными предпринимателями, освещать в средствах массовой информации. И спешка тут ни к чему.

Учитывая, что такая порочная практика рассмотрения и принятия важнейших финансовых законов складывается уже на протяжении многих лет, предлагаю комитетам экономического блока совместно с исполнительными органами власти обсудить вопрос о пересмотре сроков, предусмотренных законодательством, в том числе сроков официального опубликования налоговых законов. Необходимые изменения внести уже в этом году, чтобы в 2012 году подобную ситуацию исключить.

Далее ключевыми направлениями работы в осенней сессии должны стать, во-первых, принятие современной, качественной и понятной законодательной основы для начала формирования и работы Правительства с 1 января 2011 года.

В рамках этой работы необходимо принять закон «О правительстве» и взвешенно, тщательно и одновременно достаточно оперативно привести весь массив законодательных актов в соответствие с новым законом.

Продиктованные Основным законом сроки обязывают нас сконцентрировать усилия на тщательном анализе предложенного проекта, выработке своих предложений и принятии такого закона, который бы стал базисом для эффективного, прозрачного государственного управления, нацеленного прежде всего на создание достойных условий для жизни в Приднестровье. Этот закон должен быть таким, чтобы правительство, реализующее исполнительную власть, не могло исходить из собственных, сиюминутных интересов, а выявляло стратегически важные проблемы и находило для них решения, полезность которых ощущал бы каждый гражданин.

Каждому необходимо включиться в активную работу над законопроектом, внести свои предложения. Ту пассивность, которая прослеживается сегодня, когда поступило лишь несколько заключений с поправками ко второму чтению, считаю недопустимой. После принятия решения критиковать его со стороны гораздо легче. Нужно проанализировать законопроект и представить свои предложения в ответственный комитет.

В очередной раз акцентирую внимание на том, что законопроект, во многом определяющий эффективность государственного управления, должен приниматься при широком обсуждении и обмене мнениями всех заинтересованных сторон.

Следующим важным направлением законотворческой работы является принятие блока финансовых законопроектов – это изменения в налоговое законодательство, прогноз социально-экономического развития, основные направления денежно-кредитной политики в 2012 году и закон о бюджете следующего года. Своевременное, обоснованное и взвешенное принятие обусловит в целом налоговый климат, стабильность финансовой системы, обеспеченность и сбалансированность бюджетов.

Предлагаю Верховному Совету и исполнительным органам власти в своей работе над изменениями налогового законодательства определить 2012 год годом максимально благоприятного налогового режима, прежде всего – для субъектов производственного сектора малого и среднего бизнеса, годом упрощения и прозрачности таможенных процедур и правил по отношению ко всем субъектам внешнеэкономической деятельности.

Только расширение числа потенциальных налогоплательщиков в реальном секторе экономики через создание привлекательных условий для организации и ведения бизнеса, прозрачных и понятных механизмов налогового, таможенного, валютного и иных видов контроля позволит создать условия для роста объемов внутреннего производства, увеличения числа занятых в экономике, расширения потребительского спроса, станет рецептом оздоровления бюджета.

Предлагаемые изменения, касающиеся введения упрощенной системы налогообложения и отчетности субъектов малого предпринимательства, условий осуществления деятельности по индивидуальному предпринимательскому патенту, механизмов налогового администрирования и контроля, таможенных процедур, правил и контроля должны стать предметом широкого обсуждения в рамках созданных при парламентских комитетах экспертно-аналитических советов.

Сложной будет и работа над бюджетом на очередной год. Прогнозируемый дефицит – около 50%. В следующем году 14 программ Министерство финансов предлагает не финансировать из-за отсутствия средств в бюджете. Это программы в области образования: «Школьная мебель», «Учебник», «Улучшение условий…» и другие. Если мы глубоко задумаемся, то поймем, что каждый должен проникнуться чувством ответственности за выполнение и пополнение бюджета, чтобы мы могли исполнять наши социальные обязательства, которые мы берем на себя как государство, не только перед нашими пенсионерами, а вообще по выполнению всех программ и тех социальных решений, которые определены нашей Конституцией.

Но разговор о бюджете – не сегодняшняя тема, я думаю, что нам предстоит серьезная работа над этим вопросом.

Следует особо подчеркнуть, что формирование аппарата правительства ни в коем случае не должно привести к увеличению бюджетных расходов, ввиду чего представляется необходимым укомплектование аппарата правительства за счет сокращения штатной численности работников иных органов государственной власти. Такой порядок необходимо предусмотреть в законе.

Далее приоритетом работы будет выступать комплексный анализ ситуации в банковской системе.

Меня, как Председателя Верховного Совета, очень беспокоит вопрос, касающийся банковской системы. Приведу некоторое обоснование своей обеспокоенности.

На протяжении 2010-2011 годов банковскую систему лихорадит:

- прекращена деятельность двух банков – «Ламинат» и «Бендерысоцбанк»;

- на определенный промежуток времени приостановлено действие лицензии Тиротекс-банка в части осуществления операций по привлечению и размещению средств физических лиц;

- Приднестровским сберегательным банком приобретены сто процентов акций БизнесИнвестБанка,

- произошла смена собственников и руководства в банке «Ипотечный».

Также озабоченность вызывают регулярные выводы из заключений аудиторов за 2009 и 2010 годы о деятельности центрального банка республики, в которых указывается на определенные перекосы в реализации Приднестровским республиканским банком своей функции по рефинансированию кредитных организаций. Так, основной объем кредитных ресурсов приходится на два банка – Сбербанк и «БизнесИнвестБанк». Общая сумма совокупных обязательств этих кредитных организаций перед банковской системой республики на 1 января 2011 года составила около 700 миллионов рублей. Аудиторы указывают на повышенные кредитные риски таких размещений средств центральным банком, скрытое влияние на размер безналичной эмиссии, есть вопросы по эффективности управления золотовалютными резервами.

Период с 1 января по 1 августа 2011 года для Сбербанка отмечен наращиванием уставного капитала за счет ресурсов центрального банка. Его величина возросла на 120 миллионов и на 1 августа 2011 года составила 280 миллионов рублей. Однако при этом собственный капитал характеризуется незначительным приростом – всего 4,67 миллиона рублей. Я думаю, есть повод задуматься над этим. И вообще, мне не понятно, зачем банку приобретать еще какой-то банк? Неужели функций ПРБ, как государственного финансового органа, Сбербанка, по сути государственного банка, так как 99% акций там – это акции ПРБ, не достаточно и надо приобретать еще какие-то банки и проводить операции, которые проводятся? Мне кажется, что специалистам банковской системы, Президенту как руководителю государства следует обратить внимание на этот немаловажный, на мой взгляд, вопрос.

В настоящее время создан и развивает свою деятельность Банк сельхозразвития. Основная цель его деятельности – оказание кредитной поддержки сельхозпроизводителям через обеспечение доступными и «длинными» финансовыми ресурсами сферы производства и переработки сельхозпродукции. Напомню, что идея создания Банка сельхозразвития принадлежала Президенту, исполнительным органам власти. В Верховном Совете в рамках рабочей группы, возглавляемой председателем ПРБ, велась большая работа по доработке законопроекта: внесли несколько изменений для того, чтобы обеспечить эффективность работы банка.

Уже 5 субъектов агропромышленного комплекса прошли процедуру перекредитования в данной кредитной организации на общую сумму около двухсот миллионов рублей. При этом процентная ставка по вновь заключенным кредитам в рублях составляет 10%, в противовес банковской процентной ставке в размере 18% в валюте.

Вместе с тем крайнюю обеспокоенность вызывает ряд фактов, влияющих на стабильную работу данной организации.

Так, в Верховный Совет поступила информация о том, что Министерство экономики отзывает ранее выданное регистрационное свидетельство на эмиссию акций, выпущенных в счет внесенных в уставный капитал средств субъектами агропромышленного комплекса, ссылаясь на необходимость урегулирования вопроса. Мне не понятна эта ситуация. Непонятна ситуация и еще с одним очень серьезным фактом. Далее центральный банк отказывает в открытии счетов, необходимых, в том числе, для реализации механизма распределения российской помощи в виде технических кредитов.

Я не хочу сейчас защищать Сельхозбанк, но хочу сказать, что нужно сейчас создать все условия, чтобы работал этот банк. Есть порядок, есть закон, который нужно соблюсти. Но мне не понятна элементарная ситуация: если Министерство экономики, ПРБ видят, что там что-то делается не так, как должно быть, и не соответствует закону, придите к нам, придите в Верховный Совет. Давайте сядем все вместе и разберемся. 100 миллионов поступили на счет, а мы не можем работать. Как объяснять такую ситуацию завтра? Я думаю, нам нужно всем вместе, сообща, садиться и разбираться в этих деталях. Это несложный вопрос. Если кому-то кто-то не нравится лично, надо смириться. Верховный Совет доверяет сегодня руководству Банка сельхозразвития, считаю, что там работают компетентные специалисты – им можно доверять.

В этой связи хочу напомнить, что одной из основных целей деятельности центрального банка является поддержание стабильности и развития банковской системы Приднестровской Молдавской Республики, обеспечение реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, а не протекционизм по отношению к отдельным банкам и блокирование деятельности других кредитных организаций.

Поэтому сегодня, в присутствии уважаемых членов Кабинета министров, представителей банка хочу открыто поставить ряд вопросов:


первое, нужен ли государству Банк сельхозразвития?!! Готово ли наше государство не на словах, а на деле создавать механизмы поддержки сельхозпроизводителей?!!

Если да, то именно руководством государства должна быть поставлена задача перед исполнительными органами, а также центральным банкам по созданию всех необходимых условий для функционирования этого инструмента;

второе, каковы на сегодняшний день статус, объем полномочий и назначение центрального банка – избирательное, скорее венчурное, нежели банковское, кредитование отдельных банков, или центральный банк – это регулятор, определяющий не только внутреннюю финансовую стабильность, но и финансовый имидж республики за пределами и не только в глазах банковского сообщества?

Со стороны Верховного Совета Комитету по экономической политике, бюджету и финансам уже дано поручение в кратчайшие сроки вынести на рассмотрение отчеты о деятельности центрального банка. Я не хочу кого-то с этой трибуны обвинить: банк, Верховный Совет или кого-то еще – но нормальным ли является то, что за 2008-2010 годы Верховный Совет не заслушал отчет о работе банка? Нормально ли, что на протяжении полугода Счетная палата не представляет нам отчета о контроле работы банка? Пусть по разным причинам. Считаю это ненормальным явлением, как и то, что большое число законопроектов, которые призваны регулировать деятельность банковской системы, по разным причинам откладывают, переносят. Я сегодня с этой трибуны, Михаил Порфирьевич, ясно и четко определяю задачу: мы должны эти законы доработать и принять, чтобы они могли действовать.

Далее, еще одним немаловажным направлением деятельности должна стать работа над четким, понятным и открытым механизмом распределения и контроля за использованием средств российской финансовой помощи.

Я не буду останавливаться на этом вопросе. Мы достаточно много говорили, знаем проблему. Я прошу всех, от кого это зависит, какой бы части это ни касалось: или это касается бутербродов в школе, или это касается закупки сельхозтехники на 10, 20, 300 или 500 миллионов рублей – это не имеет значения, все должно быть четко отражено в документах и должно дойти до тех, кому направлены эти средства. Насколько прозрачно будут использоваться средства, насколько оперативно мы будем информировать РФ об использовании этих средств, настолько нам будет гарантировано, что будут продолжены и другие программы. Я с этой трибуны хочу сказать, что не в первый раз поднимаю вопрос, и имею заверения в том, что очередным важным для нашей республики проектом, который, я надеюсь, нам удастся воплотить, будет получение кредита для молодых семей. Это для нас не менее важно, чем развитие агропромышленного сектора, малого бизнеса или дополнительное питание в наших учреждениях.

Важнейшей проблемой, которую нам предстоит решить, являются вопросы земельных правоотношений. Ситуация с пайщиками в ряде районов становится критической. Существующей неопределенности с правами на землю, а также неурегулированности объема прав пайщиков должен быть положен конец.

В рамках обсуждения внесенного депутатами законопроекта, определяющего порядок оформления и реализации прав на земельный пай, а также в формате созданной Президентом рабочей группы по реформированию земельного законодательства необходимо как можно скорее выработать и принять жизнеспособное и справедливое решение.

Также данные вопросы будут вынесены уже в этой сессии на открытые парламентские слушания, в которых должны принять участие и высказать свою позицию все заинтересованные лица.

Я неоднократно обращал внимание Е.М. Коваля, председателя Комитета по АПК, и с этой трибуны хочу еще раз сказать: одна из основных проблем в нашей республике – это проблема земельных взаимоотношений. Надо проводить мероприятия с землепользователями, встречи с пайщиками, совместно с исполнительными органами власти. Я прошу подключиться и нашу судебную систему. Все вместе, всем миром мы обязаны решить эту проблему. Ситуация складывается в разных районах по-разному – но нужно найти золотую середину.

Следующее приоритетное направление – широкое обсуждение и принятие проектов законов, обеспечивающих полноценный и жизнеспособный механизм борьбы с коррупцией. В настоящее время на рассмотрении находится пакет из 7-ми законопроектов, в котором автор инициатив предлагает свое видение механизма предотвращения и пресечения коррупционных проявлений. На указанные законопроекты поступили отрицательные заключения Президента.

Мы часто слышим в СМИ упреки по вопросам эффективности борьбы с коррупцией. Законопроекты есть, их нужно дорабатывать и выработать общую концепцию борьбы с таким злом, как коррупция.

Уверен, что никто из нас не подвергает сомнению то, что существующая законодательная база недостаточна для эффективной борьбы с этим явлением.

Следует объективно подойти к критике и в конструктивном ключе выработать оптимальную и реалистичную модель антикоррупционной экспертизы нормативных актов, усовершенствовать и дополнить меры уголовной ответственности за коррупционные деяния.

Из вялотекущей стадии рассмотрения законопроектов о коррупции необходимо перейти к их активному и широкому обсуждению.

Также Верховным Советом будет активизирована работа, связанная с рассмотрением законопроектов о миграции, порядке регистрации граждан, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Наверное, уже достаточно разговоров по вопросу, кто должен осуществлять контроль при пересечении наших КПП. Уже несколько законопроектов вынесено, но так у нас и не приняты эти законы. Мы должны снять эти вопросы. Это является одним из факторов, которые влияют на имидж нашего государства. Когда колоннами наши граждане и гости часами стоят на пропускных пунктах, чтобы проехать к нам в республику.

Будет продолжена дискуссия по вопросу реформирования избирательной системы. Я предлагаю на этой сессии запустить проект по избирательной системе. Мы исключили порядок выборов из Конституции. Надо снять вопросы, дать посыл нашему обществу, по какой системе мы будем поводить выборы.

Также надеюсь на эффективность работы созданной комиссии по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении. Нам надо завершить работу, которую мы начали в 2009 году по внесению изменений в Конституцию. Один из важных вопросов – это раздел местного самоуправления. Создана рабочая группа, определен порядок. До 1 марта должен быть представлен проект внесения изменений.

Завершая свое выступление, хочу нацелить весь депутатский корпус на слаженную, конструктивную работу, как и прежде, основанную на профессионализме, ответственности за принятые решения, взаимном доверии и уважении.

Благодарю за внимание!