НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Михаил Формузал. Гагаузам – партийную вольницу!

В мире // 11:47, 16 июня 2011 // 1298

Комментируя итоги голосования 5 июня по формированию местных структур самоуправления Гагаузии, глава автономии отметил, что кампания показала все возрастающий интерес южан к независимым кандидатам и неуклонно снижающийся в АТО рейтинг общенациональных партий.
На вопрос агентства НИКА-пресс, оправдались ли прогнозы о неизбежном возвращении края в число регионов «красного пояса», башкан заявил, что Гагаузия давно демонстрирует резко отрицательные настроения по отношению к партии, возглавляемой Ворониным, однако при этом продолжает тяготеть к тем силам, которые проповедуют идеологию социальной справедливости и ответственности перед всеми слоями общества.
В то же время он высказался за предоставление права Гагаузии на создание и функционирование на ее территории региональных политических формирований, которые осуществляли бы свою деятельность исключительно в рамках АТО, не претендуя при этом на отдельное участие в общереспубликанских процессах, включая, прежде всего, кампании по выборам депутатов высшего законодательного органа Молдовы. Башкан напомнил, что с такой инициативой еще в 2005 году выступило общественное Движение «Единая Гагаузия» и что она была включена в комплексную Программу «Основные направления социально-экономической политики АТО Гагауз Ери» на 2007-2010 годы, единогласно одобренной и Исполкомом и депутатами Народного Собрания.
НИКА-пресс


Комментарий агентства


На первый взгляд, может показаться, что башкан выступает с противоречивыми сужениями. С одной стороны, налицо недоверие к партийным деятелям, выразившееся в «параде независимых» на июньских выборах. С другой – многолетнее и отчасти спорное стремление гагаузской элиты к региональным партиям, создаваемым исключительно для эффективной защиты политического пространства автономии. Однако если присмотреться к сегодняшней Гагаузии и прислушаться к очередным заявлениям Формузала, то явственно проступает в общем-то простая мысль: недоверие избирателей-южан, не раз обманутых во время всех предвыборных кампаний республиканского масштаба кишиневскими деятелями, распространяется именно на них, зато местным общественно-политическим силам региона они доверяют, что называются, по природе, во-первых, а во-вторых, имеют больше реальных возможностей оказывать на них влияние. Кто, к примеру, и когда прислушивался (кроме, конечно, «сладкого периода» предвыборных баталий) в Кишиневе к гагаузам? Зато в комратских партийных кабинетах к ним будет иное отношение.
В отдельных столичных партиях, понимая «гагаузскую партийную жажду» и, главное, возможный выигрыш от такого понимания, пытались предложить гагаузам создавать на территории автономии филиалы кишиневских партий. Ничего не получилось. Даже успехи коммунистов-воронинцев в таком партийном строительстве оказались временными. Сейчас южные структуры ПКРМ представляются жалкими на вид, а на содержание крайне ненадежными. Коммунисты в точности не могут назвать число своих членов и союзников в АТО, поскольку сегодня они ведут себя как партизаны, которые днем за ПКРМ, а ночью за кого угодно. В крае продолжает исправно действовать ничем неистребимый девиз: сначала ты должен быть гагаузом, а уж потом членом какой-нибудь партии.
Почему до сих пор из Комрата не последовала официальная инициатива о рассмотрении на высшем парламентском уровне проблемы отдельного гагаузского партийного строительства, пока непонятно. Здесь либо опасаются резкого отказа Кишинева, либо жалеют общую политическую обстановку, которая может обостриться по очередному «гагаузскому поводу». Пока же ясно одно: молдавскому официозу и политическому классу страны придется нелегко, если гагаузы решатся потягаться с ними спорами о своих, в том числе и партийных правах.